mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка "Карл Гампельн. Глухой художник" в ГИМе - отчёт

Сегодня наш рассказ будет о ещё одной стороне выставки «Карл Гампельн. Глухой художник». Она расположена на двух площадках - в Государственном Историческом музее и Государственным музее А. С. Пушкина,и приурочена к 225‐летию со дня рождения талантливого рисовальщика, акварелиста, живописца, гравера и литографа Карла Карловича Гампельна (1794 – не ранее 1880). Здесь и здесь можно прочитать предыдушие статьи о выставке. Сейчас же мы расскажем о выставке в ГИМе.
Портрет Е.П. Глебовой. Конец 1820-х – начало 1830-х. Бумага, акварель, белила, бронзовая краска.

Биография К. К. Гампельна изобилует интересными событиями и фактами, которые, к сожалению, не всегда находят подтверждение в документах. В возрасте шестнадцати лет он был отправлен в Вену, где находился в специальном училище при Императорской Академии изящных искусств (1810–1816). Под руководством известного художника В. Г. Кинингера обучался гравированию.

На фото выше портрет Елизаветы Петровны Глебовой, дочери генерал-аншефа Н.И Стрешнева от брака с И.П. Яковлевой, супруги генерал-аншефа Ф.И. Глебова. Кавалерственная дама ордена Святой Великомученицы Екатерины 2-1 степени. С 1826 года Статс-дама. Владелица усадеб Покровское-Стрешнево (Московский уезд Московской губернии) и Знаменское Раёк (Новоторжский уезд Тверской губернии). Последняя представительница боярского рода Стрешневых.


Портрет графини Е.П. Коновницыной. 1823-1824. Бристольский картон, итальянский карандаш, сангина, акварель, белила.

Елизавета Петровна Коновницына – дочь генерала от инфантерии графа П.П. Коновницына от брака с А.И. Корсаковой; сестра декабристов П.П. и И.П. Коновницыных (их портреты работы Гампельна вы можете увидеть на выставке в Государственном музее А.С. Пушкина). Супруга полковника М.М. Нарышкина, участника восстания 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. Фрейлина императрицы Елизаветы Александровны (с 1816 года). Одной из первых среди жен декабристов последовала за мужем в Сибирь.

В 1814 году, во время Венского конгресса, Карл Гампельн получил от императора Александра I тысячу пятьсот гульденов с дозволением продолжить обучение в Академии изящных искусств ещё один год. В 1817 году удостоен от Академии степени "второго художника по гравировальному искусству", а год спустя награжден золотой медалью "за успехи по гравировальному и прочим изящным искусствам". Параллельно с обучением занимался преподавательской деятельностью, о чём имел особое свидетельство.

Портрет Е.А. Савич. Конец 1820-х Бумага, соус.

В 1827 году он был определен художником в мастерскую команду при Московской военно‐рабочей бригаде. В 1838 году К. К. Гампельн просил московское Дворянское депутатское собрание о внесении его фамилии в дворянскую родословную книгу, но получил отказ.

Портрет поручика Ф.П. Глебова-Стрешнева. Середина 1830-х.
Бумага на картоне, акварель, гуашь, белила, бронзовая краска.

Мы уже рассказывали, что почти все свои работы К. К. Гампельн подписывал по‐французски Hampeln Sourd‐muet, реже по‐русски Гампельнъ глухо‐немой, иногда даже ограничиваясь монограммой СН, но неизменно прибавляя Sourd‐muet. Выдающийся историк искусства барон Н. Н. Врангель предположил, что художник "очень гордился" своей неординарностью, выделявшей его среди мастеров первой половины XIX века. Так ли это или не так, но именно оригинальная подпись К. К. Гампельна стала визитной карточкой художника.

Портрет П.А. Нащокина. Середина 1820-х. Бумага, графитный карандаш, акварель.

Павел Александрович Нащокин, полковник, адъютант генерала от инфантерии А.И. Татищева и великого князя Михаила Павловича. Родственник П.В. Нащокина, близкого друга А.С. Пушкина.

В экспозиции выставки можно увидеть чрезвычайно редкую литографированную серию портретов представителей персидского посольства во главе с принцем Хосров‐мирзой. Его дед шах Фетх Али-шах послал его в Петербург с извинениями после убийства в январе 1829 года русского посла в Тегеране Александра Грибоедова и членов русской миссии — для избежания войны и улаживания дипломатического скандала. В возмещение пролитой крови он привез Николаю I богатые дары, в их числе был алмаз «Шах».

Портрет принца Хосров-Мирзы. 1829. Бумага, литография.

В Москве посольству отвели усадьбу Разумовских, там сейчас располагается Музей физической культуры и спорта.Кульминацией был визит к матери А. С. Грибоедова, у которой Хозрев-Мирза просил прощения за смерть сына от имени своего народа». Из агентурных записок, представленных в III отделение: «…она никак не ожидала Его приезда! Свидание их было, как сказывают, очень чувствительно и интересно, разумеется, она как мать не могла быть равнодушною, увидя единоземцев народа, который лишил её сына. Принц со слезами у неё просил за них прощения её, чтоб она сказала ему, в чем он может ей быть полезен, жал ей долго руку и в это время слезы катились по лицу Его».

Посольство прибыло в Петербург 4 августа 1829 г. и выехало из столицы 6 октября того же года. 10 августа Хозрев-Мирза был удостоен высочайшей аудиенции в Зимнем дворце, на которой вручил Николаю I шахскую грамоту — «извинительное письмо». Были произнесены речи. Выслушав грамоту, царь произнёс: «Я предаю вечному забвению злополучное тегеранское происшествие». Принц и его свита были осыпаны подарками (в их числе 12 орудий новейшего производства). Со своей стороны он поднёс императорскому семейству подарки от персидского шаха, среди которых был большой, в 88,7 каратов, бриллиант Шах, 20 драгоценных манускриптов, два кашемировых ковра, жемчужное ожерелье для императрицы, сабля для наследника Александра и украшения для великих княжон. В свою очередь, Николай I снизил сумму контрибуции, предусмотренной Туркманчайским мирным договором на 2 миллиона рублей (1 курур, или 500 тысяч туманов), а срок выплаты оставшейся суммы контрибуции (2 миллиона рублей) увеличил на 5 лет.

Хозяйка известного петебургского салона Д.Ф. Фикельмон так описывала внешность принца: «У него прелестнейшее лицо, точно у персонажа из арабской сказки или поэмы, роста он небольшого, но довольно гибкий, с грациозными движениями. Очень красивая голова, бархатные глаза, мягкий, меланхоличный взгляд, очаровательная улыбка, изящная и одухотворенная физиономия. На голове небольшая чёрная шапочка, и он носит шальвары. Свита у него довольно многочисленная. Среди них встречаются красивые лица, серьёзные, разумные, но у всех немного дикие глаза. В продолжение двух дней в качестве чрезвычайного посла он принимал всех, кто имеет на это право. Он первым разослал свои визитные карточки послам. На Елагином острове мы видели его гарцующим на коне, и это ему очень к лицу. В театре, где в его честь дали концерт, он заинтересованно, с удовольствием слушал музыку».

В 1832 году иранский премьер-министр Каэм-Макам Фарахани бросил принца Хосров-Мирзу в тюрьму в Ардебиле. Там он был ослеплён по приказу своего брата шаха Мохаммед-шаха. Его старший единоутробный брат Джангир был подвержен той же участи. Умер в 1875 году.

Портрет Мирзы Масуда. 1829. Бумага, автолитография.

Мирза Масуд-хан Ансари – персидский государственный деятель, секретарь и драгоман (переводчик) наследного принца Аббас-мирзы, доверенное лицо Фатх-Али-шаха. В 1829 году входил в состав «искупительного посольства» принца Хосров-мирзы. Министр иностранных дел (1835-1838, 1846-1849).

Портрет Мирзы Баба. 1829. Бумага, автолитография.

Мирза Хаджи Баба – песидский врач, лейб медик наследного принца Аббас-мирзы и Муххаммад-шаха. В 1829 году входил в состав «искупительного посольства» принца Хосров-мирзы.

Представленная в собрании Исторического музея значительная коллекция работ К. К. Гампельна позволяет показать художника во всём многообразии его творчества, в том числе гости смогут увидеть знаменитую гравированную панораму "Гулянье в Екатерингофе 1 мая".
Фрагмент. Панорама «Гулянье в Екатирингофе 1 мая». 1824-1825. Бумага, офорт, акватинта.

Традиция гуляний на первое мая была введена Петром I, который вместе с жителями Немецкой слободы праздновал этот день в Сокольнической роще. В Европе такие гуляние совершались с давних пор и знаменовали встречу лета. Эта традиция была унаследована от Древнего Рима, где она была связана с культом плодородия. По заведённой традиции москвичи встречали первое мая в Сокольниках, а петербуржцы ездили на окраину города в Екатерингоф. Помимо европейской традиции, ежегодное гулянье в Екатиингофе приурочивалось к событиям Северной войны: взятию русскими войсками крепости Ниеншанц 1 мая и захвату двух шведских судов «Астрильд» и «Гедан» 6 мая.

Фрагмент. Художник Гампельн. Панорама «Гулянье в Екатирингофе 1 мая». 1824-1825. Бумага, офорт, акватинта.

В ряду персонажей можно увидеть и самого художника со свитком гравюры в руках. Он изобразил себя в качестве наблюдателя окружающей жизни. В мае 1825 года гравированная лента, намотанная на изящную декоративную катушку, была преподнесена императрице Елизавете Алексеевне, которая, в целом одобрив ее, сочла "не совсем пристойными" некоторые бытовые подробности, такие как "изломанные возницы, бешеные лошади, разные люди, лежащие в растяжку ...". На что художник ответил, что ориентировался на знаменитых европейских художников своего времени.

Закладка Москворецкого моста. 1830. Бумага, акварель, белила, бронзовая краска, тушь, перо.

Москворецкий мост соединял Москворецкую улицу в Китай-городе и улицу Балчуг в Замоскворечье. В 1829-1830 годах по проекту военного инженера генерал-майора Петра Яковлевича де Витте был построен новый мост, деревянный но на каменных опорах. Церемония закладки состоялась 15 июля 1830 года. Запечатлеть торжественную церемонию закладки Москворецкого моста поручили Карлу Гампельну не случайно. В 1827 году он был определен бесклассным художником в мастерскую команду, состоявшую при Московской военно-рабочей бригаде, которую возглавлял с 1822 года де Витте. Именно этой бригаде вменялось в обязанности непосредственно вести строительство, готовить проектные чертежи и рисунки.

Улетевшее письмо. Около 1850. Бумага, акварель, лак.

В 1905 году в фонды Исторического музея поступило собрание известного московского коллекционера Алексея Петровича Бахрушина. В него входило почти пятьдесят оригинальных произведений К.К. Гампельна, большая часть которых (сорок семь рисунков) составляла уникальный альбом жанровых акварелей.

Портрет неизвестного в феске. Около 1850. Бумага, акварель, лак.

Альбом открывает небольшой овальный портрет молодого мужчины в полосатом зеленом халате с красным воротником и синей феске с кисточкой. Изначально изображенного посчитали за автопортрет К.К. Гампельна, но затем была принята версия, что художник написал неизвестного заказчика альбома.

Запретный поцелуй. Около 1850. Бумага, акварель, лак.

Все остальные листы представляют собой крупноформатные рисунки разнообразного жанрового содержания. Рисунки из бахрушинсокго альбома не датированы, и лишь пять из них имеют подпись художника – Hampeln Sourd-muet.

Любовное послание. Около 1850. Бумага, акварель, лак.

Однако, работы исполнены на бумаге, имеющей водяной знак J. Whatman и конкретные даты – 1846 (два рисунка), 1848 (четыре рисунка), 1849 (двадцать три рисунка) и 1851 (пять рисунков). На двенадцати листах дата либо срезана, либо плохо читается. Это позволяет датировать основную группу рисунков около 1850 года, а меньшую – началом 1850-х годов.

Гарем помещика. Около 1850. Бумага, акварель, лак.

Большая часть рисунков из этого альбома никогда не публиковалась и не экспонировалась. В начале XX века шесть жанровых акварелей К.К. Гампельна из собрания Исторического музея были опубликованы в многотомном издании «Великая реформа. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем» (М., 1911).

Украденная невеста. Около 1850. Бумага на картоне, акварель, лак.

Акварели из альбома, принадлежавшего А.П. Бахрушину, стоят особняком в творчестве К.К. Гампельна. Именно к такого рода произведениям следует отнести слова знаменитого историка искусства барона Н.Н. Врангеля: «Самые скверные портретисты были всегда лучшими бытописателями, ибо заботились они не о живописных задачах, отражая наивно и непроизвольно общий дух окружающей их жизни. Боровиковский, как рассказчик, несомненно выше Левицкого, а Гампельн, как «историк обычаев», ценнее Карла Брюлова….»

Свидание на телеге. Около 1850. Бумага, акварель, лак.


Обер-офицер лейб-гвардии Казачьего полка и маркитантка. Около 1850. Бумага, акварель, лак.


Молодой офицер, забирающийся в окно к девушкам. Около 1850. Бумага на картоне, акварель, лак.

Приходите на выставку в Исторический музей, здесь вы увидите другого Гампельна, художника бытописателя с его жанровыми сценками, иногда с элементами фарса. Без этих работ невозможно полностью оценить творчество этого неординарного мастера. А в музее еще подготовили каталог, который скоро появится в продаже, он будет охватывать всю экспозицию размещенную на двух площадках.

Выставка продлится до 13 мая 2019 года.

Адрес: Красная пл., д. 1. Проезд до ст. метро Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд.
Режим работы: Понедельник — воскресенье с 10:00 до 18:00
Пятница и суббота с 10:00 до 21:00
Первый вторник месяца — санитарный день
Цена билета: 400 рублей. Есть льготы. Подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.
Tags: ГИМ, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГИМ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments