mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Category:

Выставка «Аристократический портрет в России XVIII – начала XX века» - отчёт. Часть 1.

В Государственном Историческом музее открылась выставка «Аристократический портрет в России XVIII – начала XX века» из собрания живописи музея. Богатство собрания Исторического музея позволяет совершить экскурс в прошлое - в «историю в лицах» и в магию художественного образа. Галерея из 120 живописных портретов, представленных на выставке, была сформирована в основном из национализированных родовых портретных галерей князей Куракиных, Голицыных, Барятинских, Долгоруковых, Шаховских, древних родов Нарышкиных, Глебовых-Стрешневых и других представителей дворянского сословия.

Мы приглашаем вас прогуляться по выставке, посмотреть портреты великих людей и неизвестных представителей аристократии. Рассказать хочется обо всем, поэтому будем постепенно рассказывать о портретах представленных в экспозиции.

Франкарт. Портрет графа Федора Андреевича Остермана в отрочестве. Российская империя. 1738.
В нижней части у правого края полустертая подпись: Francar F(?).1738. Холст, масло.

Картина поступила в 1928 года в составе портретной галереи князей Шаховских-Глебовых-Стрешневых после расформирования музея-усадьбы Покровское-Стрешнево. В портретной галерее усадьбы были также представлены выполненные Франкартом портреты матери Федора Андреевича Остермана Марфы Ивановны Остерман, урожденной Стрешневой, и его брата Ивана Андреевича Остермана, которые составили небольшую серию.
Федор Андреевич Остерман второй сын вице-канцлера графа Андрея Ивановича Остермана и Марфы Стрешневой, крестник цесаревны Анны Петровны. В 1740 году — капитан лейб-гвардии Преображенского полка. Опала отца отразилась и на его сыновьях: Фёдор 16 января 1742 года был лишён ордена св. Александра. Прусская война дала ему возможность обратить на себя внимание императрицы. Военную карьеру закончил в чине генерал-поручика (1771). В 1773 г. Остерман принял предложение возглавить Московскую губернию. 24 ноября 1780 года получил назначение сенатором.

Франкарт. Портрет графини Марфы Ивановны Остерман.
Российская империя. Около 1738. Холст, масло.

Точное имя художника Франкарта неизвестно. В метрических записях лютеранской церкви Св. Анны в С.-Петербурге значится некий Иоганн Балтазар Франкарт (1711/12, Гамбург - 1743). Приехал в Россию в 1736. По свидетельству Я.Л. Штелина, «написал в Москве и Петербурге много прекрасных портретов представителей знатнейших российских родов в совершенно французском вкусе», а «в портретах женщин умел передать с самым живым выражением все очарование, которое они позволяли ему увидеть в себе. Отплыл из С.-Петербурга на родину в 1743, в пути умер от чахотки.

Франкарт. Портрет графа Ивана Андреевича Остермана в отрочестве. Российская империя. 1738.
В нижней части у правого края полустертая подпись: Francar 1738. Холст, масло.

Граф Иван Андреевич Остерман — русский дипломат, занимавший с 1775 пост вице-канцлера, а с ноября 1796 по апрель 1797 канцлера Российской империи. Младший сын вице-канцлера графа Андрея Ивановича Остермана и Марфы Стрешневой. Брат Фёдора Остермана.

Неизвестный художник первой половины XVIII века (мастерская Луи Каравака (?)).
Портрет Андрея Ивановича Ушакова. Российская империя, Санкт-Петербург. 1740-е. Холст, масло.

При поступлении записан в главную инверторную книгу Исторического музея в 1941 без указания источника поступления. Изображен в латах, с лентой ордена Святого Андрея Первозванного. Которым в 1740 его наградила Анна Леопольдовна, правительница при малолетнем Иване Антоновиче (Иване VI). В 1741 получил «подтверждение на орден» от императрицы Елизаветы Петровны и, в качестве отдельной награды, бриллиантовую цепь к нему.
Андрей Иванович Ушаков — русский военный и государственный деятель, сподвижник Петра I, генерал-аншеф, начальник тайной розыскной канцелярии в 1731—1746 годах. После смерти Ф. Ю. Ромодановского в 1717 году Тайная канцелярия была переведена в Петербург, а её руководство доверили Ушакову и старому графу П. А. Толстому. Во время следствия по делу царевича Алексея проводил розыск свидетелей и лично их допрашивал, а во время суда над царевичем подписал ему смертный приговор.

Фрагмент. Неизвестный художник первой половины XVIII века (мастерская Луи Каравака (?)).
Портрет Андрея Ивановича Ушакова. Российская империя, Санкт-Петербург. 1740-е. Холст, масло.

Вместе с Меншиковым и Толстым Андрей Иванович Ушаков поддерживал жену Петра Великого во время переворота 1725 года. По вступлении на престол Анны Иоанновны он подписался под прошением дворянства, осуждавшим попытку Верховного совета ограничить императорскую власть. В 1731 году — начальником возобновившей работу под новым названием канцелярии тайных розыскных дел; принимал ревностное участие в розыске по разным важным делам. Поддержал Бирона, но после его падения лично вел следствие и дознание по бывшему регенту. Участвовал в комиссии, производившей следствие по делу Остермана и других противников Елизаветы Петровны. В 1743 году Ушаков добился от императрицы, что бы Сенат, Синод и другие органы России не вмешивались в дела Тайной канцелярии. 20 ноября 1745 года императрица указом отправила его на покой, поскольку возраст и состояние здоровья не позволяли ему работать в Тайной канцелярии, но делами он занимался ещё до начала 1746.

Неизвестный художник первой половины XVIII века. Портрет графа Григория Петровича Чернышева.
Российская империя. 1790-е. Холст, масло.

Картина записана в главную инвентарную книгу Исторического музея в 1931 «из старых поступлений», до 1917 находился в имении графини С.И. Чернышевой-Безобразовой Ярополец Волоколамского уезда Московской губернии. Изображен в одеянии ордена Святого Андрея Первозванного, которого он удостоился =вместе с графским титулом в 1742 по случаю коронации императрицы Елизаветы Петровны. На столе - знак и лента ордена Святого Александра невского и два жалованных портрета Петра I, обрамленных алмазами. Григорий Петрович Чернышев приобрел половину имения Ярополец в 1717, именно здесь со временем были собраны многие фамильные портреты.

Неизвестный художник первой половины XVIII века. Фрагмент. Орден Александра Невского.
Портрет графа Григория Петровича Чернышева. Российская империя. 1790-е. Холст, масло.

Григорий Петрович Чернышёв — русский военачальник и государственный деятель, сподвижник Петра I; родоначальник графов Чернышёвых. Был денщиком Петра I. В 1695 году участвовал в Азовском походе, в Северной войне отличился при взятии Нарвы (1704), в Полтавской битве (1709), командовал отрядом при взятии Выборга (1710), после чего стал его первым комендантом. В 1725 году, в числе первых девятнадцати, стал кавалером ордена Св. Александра Невского. В 1730 году назначен сенатором и стал генерал-аншефом. В 1742 году при Елизавете Петровне, по случаю её коронации, получил графский титул и Андреевскую ленту.

Неизвестный художник первой половины XVIII века. Фрагмент. Два жалованных портрета Петра I, обрамленные бриллиантами.
Портрет графа Григория Петровича Чернышева. Российская империя. 1790-е. Холст, масло.

Среди портретных миниатюр особое место занимает так называемый жалованный портрет. Изображённые на медальонах портреты царствующих особ, оправленные в золото и усыпанные драгоценными камнями, жаловались за особые заслуги и считались самой престижной наградой для подданных. Жалованные портреты носили на ленте или банте, вешали в петлицу.

Неизвестный художник первой половины XVIII века. Фрагмент. Бриллиантовый Андреевский крест на шляпе.
Портрет графа Григория Петровича Чернышева. Российская империя. 1790-е. Холст, масло.



Шубин Федот Иванович.
Портрет графа Григория Петровича Чернышева. Россия. 1779. Мрамор, бюст.

Федот Иванович Шубин — наиболее значительный русский скульптор XVIII века. Окончил Академию художеств с большой золотой медалью. После этого учился в Париже (1767—1770) и Риме (1770—1772).

Шубин Федот Иванович.
Портрет графа Григория Петровича Чернышева. Россия. 1779. Мрамор, бюст.


Франкарт. Портрет барона Александра Григорьевича Строгонова.
Российская империя. Конец 1730-х Холст, масло.

Поступление: в 1927 из Государственного музейного фонда, ранее находился в собрании князя С.М. Голицына в имении Дубровицы Московской губернии, до 1883 – в имении С.М. Голицына Влахернское (Кузьминки) Московской губернии. Изображен со звездой лентой ордена святого Александра Невского. Портреты барона Александра Григорьевича и его жены Елены Васильевны Строгановых работы Франкарта входили в голицынскую портретную галерею, поскольку их дочь баронесса Анна Александровна Строгонова в 1757 стала женой князя Михаила Михайловича Голицына, сына генерал=адмирала князя Михаила Михайловича Голицына – младшего. В составе приданного было и имение Влахернское (Кузьминки), которое с те пор принадлежало роду князей Голицыных.

Александр Григорьевич Строганов — управляющий Министерством внутренних дел Российской империи. Во всей истории России дольше всех состоял в генеральских чинах — 59 лет и 9 месяцев. Вступив в лейб-гвардии артиллерийскую бригаду, участвовал в сражениях под Дрезденом, Кульмом, Лейпцигом; участвовал во взятии Парижа. В 1830 году участвовал в подавлении польского восстания. В период с января 1834 по 1836 год был товарищем министра внутренних дел Российской империи, а с 1839 по 1841 годы управлял Министерством внутренних дел. С 1849 года до конце жизни был членом Государственного совета.

Франкарт. Портрет баронессы Елены (Алионы) Васильевны Строгановой.
Российская империя. Конец 1730-х. Холст, масло.

Поступил в 1927 году из Государственного музейного фонда, ранее находился в собрании С.М. Голицына в имении Дубровицы Московской губернии, до 1883 – в имении С.М. Голицына Влахернское (Кузьминки) Московской губернии.

Волленс Иоханнес, младший. Портрет князя Михаила Михайловича Голицына-младшего.
Западная Европа, Голландия. 1710-е (не позднее 1717). Холст, масло.
Поступил в 1927 из Государственного музейного фонда, ранее находился в собрании князя С.М. Голицына в имении Дубровицы Московской губернии, до 1883 – в имении С.М. Голицына Влахернское (Кузьминки) Московской губернии. Изображен с орденами Святого Александра Невского и Святого Андрея Первозванного, приписанными позже. Портрет выполнен во время его обучения морскому делу в Нидерландах и Великобритании в 1708-1717, куда он был направлен Петром I.

Князь Михаил Михайлович Голицын-младший — русский государственный и военный деятель, дипломат, президент Адмиралтейств-коллегии (1750—1762), генерал-адмирал (1756), инициатор возведения Никольского морского собора. Сохранились его письма к родственникам с просьбой заменить морскую науку на любую сухопутную:

«Житие пришло мне самое бедственное и трудное. Hаука определена самая премудрая: хотя мне все дни живота своего на той науке положить, а не принять будет; не зная языка, не научиться науке. А про меня вы сами знаете, что кроме природного языка никакого не могу знать, да и лета мои уже ушли от науки, а паче всего в том моя тягость, что на море мне быть невозможно, из-за того, что весьма качает.»

В 1745—1748 годах возглавлял посольство к персидскому шаху, откуда привёз и стал разводить в своих оранжереях первые в России персики. С 1748 года — командующий русским флотом. С 1750 года — президент Адмиралтейств-коллегии.

На этом мы завершаем рассказ о портретной галерее аристократии выставленной в выставочных залах Исторического музея. Но мы обязательно вернемся и продолжим знакомить вас с портретами видных семейств.

Выставка продлится до 20 мая 2019 года.

Адрес: Площадь революции, д. 2/3. Выставочный комплекс Исторического музея (здание музея Отечественной войны 1812 г).
Режим работы: Понедельник — воскресенье с 10:00 до 18:00
Пятница и суббота с 10:00 до 21:00
Вторник — выходной.
Цена билета: 300 рублей. Есть льготы. Подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ГИМ, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГИМ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments