mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка «Аристократический портрет в России XVIII – начала XX века» - отчёт. Часть 2.

Мы продолжаем наш рассказ о замечательной выставке Аристократического портрета, проходящей в Историческом музее. Эта выставка является продолжением многолетнего проекта Музея «русский исторический портрет». По замыслу отцов-основателей Императорского Российского исторического музея портрет с самого начала стал одним из приоритетов в его собирательской деятельности. Не ограничивая свой отбор критериями высокой художественности и необходимостью ориентироваться на имена первых живописцев, музей сформировал национальную портретную галерею представителей разных слоев общества Нового времени. В коллекции представлены варианты и практически весь художественный диапазон – от шедевров выдающихся живописцев до выразительны образов примитива и «копий с копий» усадебных портретов, выполненных крепостными мастерами.

Боровиковский Владимир Лукич. Портрет графа Николая Петровича Шереметева.
Российская империя, Москва. 1817-1819. Холст, масло.

Поступил в 1930 году в составе коллекции Музея Старой Москвы, в 1819-1917 находился в Странноприимном доме (Шереметьевской больнице) графа Шереметева в Москве. Портрет заказан художнику опекунами графа Дмитрия Николаевича Шереметева для Странноприимного дома. Лицо на портрете выполнено с поясного портрета работы Николая Ивановича Аргунова.

Боровиковский Владимир Лукич. Фрагмент. Шляпа от орденского костюма.
Портрет графа Николая Петровича Шереметева. Российская империя, Москва. 1817-1819. Холст, масло.

Изображен в мундире обер-камергера с орденом Святого Андрея Первозванного (на стуле – шляпа, на кресле – мантия орденского платья кавалера ордена), орденами Святого Александра Невского, Святого Владимира I степени и Святого Иоанна Иерусалимского. Слева на фоне виден фасад Странноприимного дама, справа – мраморный бюст императора Александра I работы Паоло Трискорни(?).

Боровиковский Владимир Лукич. Фрагмент. Портрет графа Николая Петровича Шереметева.
Российская империя, Москва. 1817-1819. Холст, масло.

В 1798 году Павлом I было утверждено новое орденское одеяние кавалеров ордена Святого Андрея Первозванного. Оно состояло из зелёного бархатного плаща, подшитого белой тканью, воротник поверх из серебряной парчи с серебряными шнурами и такими же кистями. На левой стороне плаща вышитая орденская Звезда. Одежда под плащом из белой парчи обшита золотым позументом и с крестом на груди из того же позумента. Штаны кашемировые, белые шёлковые чулки, шляпа из чёрного бархата с белым и красным перьями и с андреевским крестом, сделанным из небесно-голубой ленты.

Боровиковский Владимир Лукич. Фрагмент. Знак ордена Святого Андрея Первозванного с бриллиантами и знаком ордена Святого Владимира 1-й степени. Портрет графа Николая Петровича Шереметева. Российская империя, Москва. 1817-1819. Холст, масло.


Боровиковский Владимир Лукич. Фрагмент. Портрет графа Николая Петровича Шереметева.
Российская империя, Москва. 1817-1819. Холст, масло.

Граф Николай Петрович Шереметев — глава рода Шереметевых покровитель искусств, меценат; музыкант. Обер-камергер, действительный тайный советник, сенатор, директор Московского дворянского банка, основатель Странноприимного дома в Москве и Невской богадельни в Петербурге. В 1798 году участвовал в особой комиссии имевшей целью установление порядка принятия русских дворян в Орден Мальтийских рыцарей, гроссмейстером которых сделался в том же году Император Павел. 6 ноября 1801 года он женился на своей крепостной актрисе П. И. Жемчуговой-Ковалевой, которой ещё в 1798 году дал вольную.

Боровиковский Владимир Лукич. Фрагмент. Туфли. Портрет графа Николая Петровича Шереметева.
Российская империя, Москва. 1817-1819. Холст, масло.

До установления Павла I об орденской одежде в комплект платья входили башмаки с красными каблуками.

Боровиковский Владимир Лукич. Фрагмент. Знак ордена Святого Александра Невского с бриллиантами и Большим крестом ордена Святого Иоанна Иерусалимского с бриллиантами. Портрет графа Николая Петровича Шереметева. Российская империя, Москва. 1817-1819. Холст, масло.

28 июня 1794 года Николай Петрович Шереметев был награждён орденом Св. Александра Невского, 1 февраля 1797 года - орденом Св. Андрея Первозванного. Указом 25 апреля 1803 года император Александр I повелел вручить графу Николаю Петровичу в общем собрании Сената золотую медаль с изображением на одной стороне его портрета, а на другой надписи: «в залог всеобщей признательности к столь изящному деянию и дабы память оного сохранилась и пребыла незабвенной в потомстве», и, кроме того, пожаловал его орденом Св. Владимира I степени.

Боровиковский Владимир Лукич. Фрагмент. Звезда ордена Святого Андрея Первозванного с бриллиантами, звезда ордена Святого Владимира, звезда ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Портрет графа Николая Петровича Шереметева.
Российская империя, Москва. 1817-1819. Холст, масло.


Боровиковский Владимир Лукич. Фрагмент. Странноприимный дом. Портрет графа Николая Петровича Шереметева.
Российская империя, Москва. 1817-1819. Холст, масло.


Родионов Иван (Работал в середине XVIII века). Портрет графа Алексея Петровича Бестужева-Рюмина.
Копия с несохранившегося оригинала Пьетро Ротари, 1757.
Российская империя, Санкт-Петрбург. 1757-1758. Холст, масло.

На оборотной стороне авторского холста надпись: Великий. Канцлеръ Графъ Алексей Петровичъ Бестужевъ Рюминъ рожденъ в москве: 1693: году живописанъ: всанктпетербрге 1757м году Графомъ Ротариемъ; ниже: копировалъ Иванъ Родионовъ.

Портрет был куплен у И.Н. Птицынойв 2015 году. До 1917 (по семейному преданию) находился в имении князя В.А. вяземского Попелово Козельского уезда Калужской губернии, в XIX веке – там же, принадлежал князьям Вяземским, Воейковым, Бибиковым, в XVIII веке – там же, принадлежал нетитулованному роду новгородских дворян Бестужевых-Рюминых.

Изображен со звездой и лентой ордена святого Андрея Первозванного, орденом Белого Орла на шейной ленте и жалованным портретом Петра I.

Родионов Иван (Работал в середине XVIII века). Фрагмент. Портрет графа Алексея Петровича Бестужева-Рюмина.
Копия с несохранившегося оригинала Пьетро Ротари, 1757. Российская империя, Санкт-Петрбург. 1757-1758. Холст, масло.

Алексей Петрович Бестужев-Рюмин — русский государственный деятель и дипломат, канцлер Российской империи при Елизавете Петровне. С 1741 по 1757 годы Бестужев участвовал во всех дипломатических делах, договорах и конвенциях, которые Россия заключила с европейскими державами. Участник бесчисленных придворных и международных интриг, дважды был приговорён к смертной казни. В день крестин царевича Иоанна Антоновича, 18 августа 1740 года, Бестужев был объявлен кабинет-министром, а вскоре (9 сентября) императрица возложила на него пожалованный ему королём польским орден Белого Орла. 30 ноября Бестужев получил от императрицы Елизаветы Петровны орден св. Андрея Первозванного. Нам же этот государственный деятель известен по фильму «Гардемарины вперед!».

Антропов Алексей Петрович. Портрет Петра Андреевича Колычёва.
Российская империя, Москва. 1767. Холст, масло.

Справа на фоне подпись: А: Antropov Pin: 1767.
На оборотной стороне холста надпись: Петръ Андреевич Колычевъ полковникъ Калужский воевода Л-гв Семеновского полка капитанъ 1775.

Портрет поступил в 1927 году из Государственного музейного фонда, до 1917 находился в имении Колычёвых Лукино Звенигородского уезда Московской губернии. В исторический музей портрет поступил вместе с парным портретом его жены Анны Ивановны Колычёвой работы Алексея Петровича Антропова. Изображен в мундире офицера гвардейской пехоты.

Антропов Алексей Петрович. Портрет Анны Ивановны Колычёвой.
Российская империя, Москва. 1768. Холст, масло.
В левом нижнемуглу подпись:
А(?): Антропов /…са 1768/…осква

Поступил в 1927 году из Государственного музейного фонда, до 1917 находился в имении Колычёвых Лукино Звенигородского уезда Московской губернии.

Антропов Алексей Петрович. Фрагмент. Портрет Анны Ивановны Колычёвой.
Российская империя, Москва. 1768. Холст, масло.



Людерс Давид. Портрет подполковника Украинского ландмилицкого полка князя Алексея Никитича Волконского.
Российская империя . 1758. Холст, масло.

На оборотной стороне холста внизу подпись: Luders fec: 1758.
Портрет поступил в 1927 году из Государственного музейного фонда. Изображен в мундире Украинского ландмилицкого полка

Людерс Давид.Фрагмент. Портрет подполковника Украинского ландмилицкого полка князя Алексея Никитича Волконского.
Российская империя . 1758. Холст, масло.

Украинский ландмилицкий корпус — формирование (соединение, корпус) Русской армии, поселённое войско (ландмилиция), созданное Петром I для обороны южных границ империи от набегов крымский татар и поляков, сформированный из однодворцев — потомков городовых казаков Белгородских, Орловских, Тульских, Курских, Тамбовских, Воронежских земель, при сформировании был составлен из 5 пехотных некомплектных полков. В 1762 году по приказу императора Петра III корпус переименован в Украинский. В 1770 году личный состав полков Украинского корпуса получил одинаковые права и обязанности с военнослужащими полевых полков и были введены в общий состав полков Русской Императорской армии, в соответствии с этим управление корпуса было упразднено.

Христинек Карл Людвиг (Логин Захарович). Портрет князя Якова Петровича Шаховского.
Российская империя, Санкт-Петербург. 1766. Холст, масло.

Портрет поступил в 1924 году из Государственной Третьяковской галереи. Портрет был заказ князем Шаховским в связи с завершением его карьеры в 1766. Изображен со звездой и лентой орлена Святого Андрея Первозванного и знаком ордена Святого Александра Невского на шейной ленте. Перед ним лежит указ Екатерины II, принявшей в 1766 его настоятельную просьбу об отставке.

Портрет послужил основой для последующей иконографии в живописи и гравюре, а также для скульптурного бюста Якова Ивановича Замельгака, представленного на выставке.
Христинек Карл Людвиг (Логин Захарович).
Фрагмент. Знак ордена Святого Александра Невского на шейной ленте.Портрет князя Якова Петровича Шаховского.
Российская империя, Санкт-Петербург. 1766. Холст, масло.

Яков Петрович Шаховской — русский государственный деятель, обер-прокурор Святейшего Синода (1741-53), третий в истории России генерал-прокурор, мемуарист. Участвовал в сражениях под Очаковым и Хотином под командованием Христофора Миниха. Его жизнь, богатая событиями, является предметом его автобиографических записок, которые были впервые изданы в 1810 году уже после его смерти.

Яков Иванович Замельгак. Портрет князя Якова Петровича Шаховского. Россия. 1790-е. Мрамор, бюст.

Портретная галерея русской аристократии ждет своих гостей в стенах Исторического музея. Не упустите свой шанс увидеть прекрасные портреты и прикоснуться к страницам истории России.

Выставка продлится до 20 мая 2019 года.

Адрес: Площадь революции, д. 2/3. Выставочный комплекс Исторического музея (здание музея Отечественной войны 1812 г).
Режим работы: Понедельник — воскресенье с 10:00 до 18:00
Пятница и суббота с 10:00 до 21:00
Вторник — выходной.
Цена билета: 300 рублей. Есть льготы. Подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ГИМ, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГИМ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments