?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мы возвращаемся к прогулке по галерее аристократических портретов, выставленных в залах Исторического музея. Основа коллекции аристократического портрета была заложена в конце XIX века. Она значительно пополнилась в 1905 году за счет поступления собрания Музея российских древностей П.И. Щукина. Но подавляющее большинство портретов было передано в музей в 1920-х годах из национализированных усадеб через Государственный музейный фонд, особенно много произведений – из княжеских усадеб Московской губернии: Голицыных – Дубровицы и Петровское, Шаховских – Белая Колпь, Долгоруких – Волынщина, Волконских – Суханово, Шаховских-Глебовых-Стрешневых – Покровское-Стрешнево и других.

Аргунов Иван Петрович. Портрет Елизаветы Петровны Стрешневой в детстве.
Российская империя, Москва. Около 1760. Холст, масло.

Портрет поступил в 1928 в составе портретной галереи князей Шаховских-Глебовых-Стрешневых после расформирования музея-усадьбы Покровское-Стрешнево

Елизавета Петровна Стрешнева, в замужестве Глебова — известная в обществе своим крутым нравом московская барыня, статс-дама, последняя представительница боярского рода Стрешневых, хозяйка и устроительница подмосковной усадьбы Глебово-Стрешнево. Для своей жены генерал Глебов возвёл в селе Покровском в конце парка изящный двухэтажный дом, названный в её честь «Елизаветино». Елизаветино было одним из тех мест, где Н. М. Карамзин трудился над «Историей государства Российского». В декабре 1817 года была пожалована в кавалерственные дамы ордена св. Екатерины меньшого креста, а в день коронации императора Николая I — в статс-дамы.

Лигоцкий Иоанн. Портрет графини Анны Петровны Шереметевой, посмертный.
Российская империя, Москва. 1769. Холст, масло.

На оборотной стороне холста подпись: I. Ligosky pinx, Mosco… 1769… 23…

Портрет поступил в 1928 в составе портретной галереи князе Шаховских-Глебовых-Стрешневых после расформирования музея-усадьбы Покровское-Стрешнево.

Изображена в маскарадном костюме древнеримской богини войны Беллоны, в котором участвовала в первой русской придворной карусели, состоявшейся 16 июня 1766 на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Карусель была повторена в том же году 11 июля, в ней графиня «славно отличилась в римской кадрили», за что получила третий приз.

Лигоцкий Иоанн. Фрагмент. Портрет графини Анны Петровны Шереметевой, посмертный.
Российская империя, Москва. 1769. Холст, масло.

Беллона (лат. Bellona) — древнеримская богиня войны, входила в свиту Марса, богиня защиты Родины, богиня подземного мира. Её имя произошло от bellum или duellum — «война». Также считалась матерью (варианты: дочь, супруга, кормилица) Марса. Изображалась с мечом или бичом, с факелом, в длинном одеянии, часто в центре битвы, на колеснице. Атрибут: двойная секира. В 458 г. до н. э. в Риме на Марсовом поле ей был посвящён храм, перед которым стояла «колонна войны» — символическая граница Рима, откуда в знак объявления войны в сторону врага бросали копье.

Лигоцкий Иоанн. Фрагмент. Портрет графини Анны Петровны Шереметевой, посмертный.
Российская империя, Москва. 1769. Холст, масло.

В XVI веке каруселями (слово тогда имело мужской род) называли праздники, пришедшие на смену рыцарским турнирам. Карусель часто включал в себя конные балеты и показательные выступления всадников. Праздники отличались пышностью нарядов как участников, так и зрителей и привлекали большое внимание. Традиция доехала и до России. Так, 16 июня 1766 года перед Зимним дворцом. был устроен грандиозный Карусель. В параде принимала участие процессия, состоявшая из четырёх кадрилей: Славянской, Римской, Индийской, Турецкой. Второй раз карусель был устроен на том же месте, в том же году 11 июля.

Лигоцкий Иоанн. Фрагмент. Портрет графини Анны Петровны Шереметевой, посмертный.
Российская империя, Москва. 1769. Холст, масло.

Графиня Анна Петровна Шереметева — фрейлина, дочь П. Б. Шереметева; невеста наставника великого князя графа Н. И. Панина. В 1760 году императрицей Елизаветой Петровной Анна была пожалована во фрейлины с дозволением жить дома.В доме её отца на набережной реки Фонтанки, д. 34 разыгрывались домашние «благородные» спектакли. Например 4 марта 1766 года состоялось представление комедии в одном действии «Зенеида», в котором принимали участие великий князь Павла Петовича, графиня Анна Петровна в роли волшебницы, и графини Дарья Петровна и Наталья Петровна Чернышевы, причём по воспоминаниям, на четырёх участвовавших в спектакле лицах было надето бриллиантов на сумму в 2 миллиона рублей. Говорили, что императрица Екатерина II планировала, что одна из богатейших невест России Анна Шереметева станет женой одного из братьев её фаворита Григория Орлова, однако к графине посватался граф Никита Иванович Панин. 23 мая 1768 года, за несколько дней до свадьбы Анна Шереметева скончалась от чёрной оспы.

Лигоцкий Иоанн. Фрагмент. Портрет графини Анны Петровны Шереметевой, посмертный.
Российская империя, Москва. 1769. Холст, масло.



Лигоцкий Иоанн. Фрагмент. Портрет графини Анны Петровны Шереметевой, посмертный.
Российская империя, Москва. 1769. Холст, масло.



Лигоцкий Иоанн. Фрагмент. Портрет графини Анны Петровны Шереметевой, посмертный.
Российская империя, Москва. 1769. Холст, масло.



Лигоцкий Иоанн. Фрагмент. Портрет графини Анны Петровны Шереметевой, посмертный.
Российская империя, Москва. 1769. Холст, масло.



Неизвестный художник второй половины XVIII века. Портрет графини Анна Алексеевны Матюшкиной.
Российская империя. 1774. Холст, масло.

На оборотной стороне холста надпись орешковыми чернилами: графиня Матюшкина pinxit 1774.

Портрет поступил в 1928 году в составе портретной галереи князей Шаховских-Глебовых-Стрешневых после расформирования музея-усадьбы Покровское-Стешнево. В портретной галерее князей Шаховских-Глебовых-Стрешневых портреты графини и членов ее семьи оказались в связи с тем, что ее муж граф Дмитрий Михайлович Матюшкин и владелец Покровского-Стрешнева Петр Иванович Стрешнев были четвероюродными братьями, такая степень родства в XVIII веке считалась достаточно близкой. И предки были женаты на родных сёстрах, одна из которых – Евдокия Лукьяновна Стрешнева – стала второй женой царя Михаила Федоровича и матерью царя Алексея Михайловича. Родство с царской фамилией, хоть и отдаленное, придавало Стрешневым и Матюшкиным особую значимость в обществе.

Неизвестный художник второй половины XVIII века. Фрагмент. Портрет графини Анна Алексеевны Матюшкиной.
Российская империя. 1774. Холст, масло.

На портрете графиня Анна Алексеевна Матюшкина изображена в «русском» придворном платье, введенном Екатериной II. На груди – миниатюрный портрет императрицы, обрамленный алмазами, на голубом муаровом банте – знак стас-дамы, пожалованный в день коронации Екатерины II.

Рокотов Федор Степанович. Портрет Анны Кирилловны Васильчиковой.
Российская империя, Москва. Конец 1770-х. Холст, масло.

Портрет поступил в 1905 году в составе коллекции Музея российских древностей П.И. Щукина. Изображена с фрейлинским шифром императрицы Екатерины II, который продолжала носить и после оставления службы при дворе.

Рокотов Федор Степанович. Фрагмент. Фрейлинский шифр императрицы Екатерины II.Портрет Анны Кирилловны Васильчиковой.
Российская империя, Москва. Конец 1770-х. Холст, масло.

Анна Кирилловна Васильчикова дочь генерал-фельдмаршала К. Г. Разумовского. Анна Кирилловна была пожалована во фрейлины осенью 1772 году на место своей сестры Натальи, после её замужества, но пробыла в это должности недолго. 26 апреля 1773 года она вступила в брак с действительным камергером Василием Семеновичем Васильчиковым, братом екатерининского фаворита. В 1778 году Васильчиковы переехали в Москву. В Москве Анна Кирилловна имела полную возможность предаваться своему влечению к церковным службам и набожной жизни. В 1789 году её отец писал сыну: «Васильчикова сегодня потащилась в Ростов, на богомолье, что весьма странно, ибо в Москве церкви, как рощи, стоят, и любую избирать можно на моление». Овдовев 1808 году, Васильчикова постриглась в монахини под именем Агния.

Рокотов Федор Степанович. Портрет генерал-аншефа графа Петра Ивановича Панина.
Изображение головы – иконографический тип Вигилиуса Эриксена. Российская империя, Москва. 1770-е. Холст, масло.

Портрет записан в главную инвентарную книгу исторического музея в 1931 «из старых поступлений», до 1917 года находился в имении графини С.И. Чернышевой-Безобразовой Ярополец Волоколамского уезда Московский губернии. В родовом имении графов Чернышевых Ярополец портрет оказался, очевидно, в связи с тем, что сам граф Петр Иванович Панин и основатель майората в этом имении граф Зухар Григорьевич Чернышев были женаты на родных сестрах, урожденных баронессах Ведель, - Марии Родионовне (Панина) и Анне Родионовне (Чернышева.

Рокотов Федор Степанович. Фрагмент. Портрет генерал-аншефа графа Петра Ивановича Панина.
Изображение головы – иконографический тип Вигилиуса Эриксена. Российская империя, Москва. 1770-е. Холст, масло.

Петр Иванович изображен в латах и голубом бархатном плаще, подбитым мехом леопарда, со звездой и лентой ордена Святого Андрея Первозванного, со звездой и лентой ордена Святого Георгия 1-го класса и орденом Святой Анны на шейной ленте.

Рокотов Федор Степанович. Фрагмент. Портрет генерал-аншефа графа Петра Ивановича Панина.
Изображение головы – иконографический тип Вигилиуса Эриксена. Российская империя, Москва. 1770-е. Холст, масло.

Пётр Иванович Панин покрыл себя славой в сражениях Семилетней войны, а в последовавшей следом войне с турками взял Бендерскую крепость. Затем командовал подавлением Пугачёвского восстания и пленением самого Пугачёва. В 1759 году был главным виновником победы при Кунерсдорфе, за что награждён чином генерал-поручика. Управлял Восточной Пруссией в звании кёнигсбергского генерал-губернатора. Во время осады Бендерской крепости он успел переговорами склонить татар буджакских, белгородских и едисанских признать над собой власть России; затем содействовал ускорению сдачи крепости Аккерман. За эти подвиги 8 октября 1770 года Панин был награждён Орденом Святого Георгия I степени. За усмирение мятежа Пугачева граф Панин получил похвальную грамоту, золотую шпагу с брильянтами, алмазные знаки к Ордену Святого апостола Андрея Первозванного.

Христинек Карл Людвиг (Логин Захарович). Портрет графа Федора Григорьевича Орлова.
Авторское повторение оригинала 1768. Российская империя, Санкт-Петербург. Около 1768. Холст, масло.

Портрет поступил в 1927 из Государственного музейного фонда. Изображен в мундире офицера гвардейской пехоты, со знаком и лентой ордена Святого Александра Невского и медалью «Депутатам Уложенной комиссии».

Христинек Карл Людвиг (Логин Захарович). Фрагмент. Знак ордена Святого Александра Невского. Портрет графа Федора Григорьевича Орлова.
Авторское повторение оригинала 1768. Российская империя, Санкт-Петербург. Около 1768. Холст, масло.

Фёдор Григорьевич Орлов — один из знаменитых братьев Орловых. В 1762 принимал вместе с братьями деятельное участие в подготовке июньского переворота. В 1767 участвовал в деятельности комиссии по составлению Уложения в качестве депутата от дворянства Орловской губернии. в 1770 поступил в эскадру адмирала Спиридова Первой Архипелаговой экспедиции русского флота. Отличился при взятии крепости Короны, в Чесменском морском сражении на корабле «Св. Евстафий». Командовал частью флота, которому было поручено уничтожить турецкие поселения и крепости вдоль Короманского побережья. За свои подвиги был произведен в генерал-поручики, награждён шпагой, усыпанной бриллиантами и 22 сентября 1770 орденом Св. Георгия 2-го кл. № 4. С 1775 жил в Москве, где выкупил под загородную резиденцию усадьбу Нескучное.

Христинек Карл Людвиг. Портрет графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского и светлейшего князя Григория Григорьевича Орлова. Авторское повторение. Российская империя, Санкт-Петербург. Около 1773. Холст, масло.

Картина поступила в 1927 году из Государственного музейного фонда. Изображены на фоне походного шатра. Граф Алексей Григорьевич Орлов (слева) – в мундире адмирала, со звездой и лентой ордена Святого Андрея Первозванного, звездой, знаком и лентой ордена Святого Георгия 1-го класса и знаком ордена святого Александра Невского на шейной ленте. Слева на заднем плане морской пейзаж. Светлейший князь Григорий Григорьевич Орлов (справа) представлен в мундире генерал-фельдцейхмейстера, с ленто ордена Святого Андрея Первозванного и жалованным портретом Екатерины II, обрамленным алмазами на голубой ленте. За его спиной – консоль с наброшенной бархатной княжеской мантией, подбитой горностаем. Справа на заднем плане – изображение Москвы, охваченной эпидемией чумы (по гравюре М.И. Михаева), окончание которой явилось следствием его решительных действий.

Христинек Карл Людвиг. Фрагмент. Портрет графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского и светлейшего князя Григория Григорьевича Орлова. Авторское повторение. Российская империя, Санкт-Петербург. Около 1773. Холст, масло.

Авторство двойных портретов братьев – светлейшего князя Григория Григорьевича и графа Алексея Григорьевича Орловых традиционно связывалось с именем французского художника Жана-Луи Девели. Однако сравнительный анализ живописи двойных портретов позволили сделать вывод, что они являются авторскими вариантами одного мастера. Исследования сотрудников Исторического музея позволило включить эти портреты в круг работ Карла Людвига Христинека. Двойной потерт – крайне редкий для России типологический вариант жанра. Близкие композиционные аналоги этим портретам неизвестны. Можно заметить, что в одном портрете больше деталей связанных с биографией Г.Г. Орлова, а в другом с А.Г. Орловым, таким образом детали говорят о предназначенности портретов одному из братьев. Большие портреты если и планировались, то были неосуществлённые. Выбор братьями Орловыми Хистинека для создания своих двойных портретов не был случайным. Художник уже исполнял их заказы, и видимо, удовлетворял их вкус.

Христинек Карл Людвиг. Портрет графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского и светлейшего князя Григория Григорьевича Орлова. Авторское повторение. Российская империя, Санкт-Петербург. Около 1773. Холст, масло.

Портрет поступил в 1927 году из Государственной Третьяковской галереи, ранее находился в собрании князей Вяземских. Двойные портреты братьев Орловых, впервые экспонируются как работы К.Л. Христинека.

Выставка ждет своих посетителей, ведь ни одна фотография не сможет заменить общение с оригиналом.

Выставка продлится до 20 мая 2019 года.

Адрес: Площадь революции, д. 2/3. Выставочный комплекс Исторического музея (здание музея Отечественной войны 1812 г).
Режим работы: Понедельник — воскресенье с 10:00 до 18:00
Пятница и суббота с 10:00 до 21:00
Вторник — выходной.
Цена билета: 300 рублей. Есть льготы. Подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГИМ” Tag

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
oshanbo
Mar. 3rd, 2019 05:44 pm (UTC)
Ой, а не скинете мне табличку портрета Лизы Стрешневой в детстве? Забыл сфотографировать!

А вы все картины выкладывать будете?

Я пока в свой музей кидаю, иду по вашим стопам :)

https://www.myvirtualmuseum.ru/text/moscow/gim/aristocraticportrait.htm

mayak_parnasa
Mar. 3rd, 2019 05:50 pm (UTC)
Думаю многое выложу. ) Да не вопрос. Куда вам выслать?
oshanbo
Mar. 3rd, 2019 05:54 pm (UTC)
Тяжелая? Попробуйте на
admin@myvirtualmuseum.ru
Надеюсь, пролезет
mayak_parnasa
Mar. 4th, 2019 01:36 pm (UTC)
Выслал.
oshanbo
Mar. 4th, 2019 04:44 pm (UTC)
Да, получил, все хорошо!

Спасибо! А то чуть ли не самый понравившийся портрет - и так лоханулся!
mayak_parnasa
Mar. 4th, 2019 05:32 pm (UTC)
Бывает. Я лоханулся с портретом графа С. П. Зубова. Рука дернулась и все смазалось. А поверить фотку забыл(.
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com