mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Category:

Выставка «Аристократический портрет в России XVIII – начала XX века» - отчёт. Часть 4.

Мы продолжаем рассказ о портретах, представленных на выставке «Аристократический портрет» в Государственном Историческом музее.

Христинек Карл Людвиг. Портрет Степана Федоровича Ушакова.
Российская империя, Санкт-Петербург. 1768. Холст, масло.
На оборотной стороне холста подпись: C. Ludwig Christineck 1768.

Холст поступил в 1927 году из Государственного музейного фонда. Изображен со звездой и лентой ордена святой Анны.

Степан Фёдорович Ушаков с 1730 года сержант лейб-гвардии Семёновского полка. В 1740 поручик. Будучи на военной службе, вероятно, участвовал в боевых действиях русско-персидской, русско-турецкой и русско-шведской войн. В 1761-1764 Новгородский губернатор. 22 сентября 1762 года награжден орденом Святой Анны. С 1773 - сенатор. Агроном, сотрудничал в изданиях Вольного экономического общества, членом-корреспондентом которого был с конца 1760-х. Написал труды по сельскому хозяйству «О плодородии озимого хлеба» и «О дерновой кровле».

Неизвестный художник второй половины XVIII века. Портрет Семена Кирилловича Нарышкина.
Копия с оригинала Стефано Торелли. Российская империя. Последняя треть XVIII века . Холст, масло.

Портрет поступил в 1925 из Государственного музейного фонда. Ранее находился в Московском университете, до этого – в собрании князя С.М. Голицына в имении Дубровицы Московской губернии, до 1883 – в имении С.М. Голицына Влахернское (Кузьминки) Московской губернии. Изображен в придворном мундире обер-егермейстера со звездой и лентой ордена Святого Андрея Первозванного и знаком ордена Святого Александра Невского на шейной ленте.

Семён Кириллович Нарышкин - русский щёголь и бонвиван середины XVIII века, владелец домашнего театра, создатель моды на роговую музыку, генерал-аншеф, обер-егермейстер, посол России в Великобритании. В 1744 году Нарышкин был послан встречать принцессу Цербстскую и дочь её, выбранную в невесты наследнику русского престола, великому князю Петру Фёдоровичу. 30 ноября 1744 года он назначен гофмаршалом ко двору великого князя Петра Фёдоровича с чином генерал-лейтенанта.

Левицкий Дмитрий Григорьевич. Портрет Натальи Ивановны Мельгуновой.
Российская империя, Санкт-Петербург. Начало 1780-х. Холст, масло.

Портрет поступил в 1927 из Государственного музейного фонда, до 1917 находился в имении князей Волконских Суханово Московской губернии. Поступил в Исторической музей как портрет Саблиной(?). Изображенная была определена Леонидом Николаевичем Маковским по архивным документам усадьбы князей Волконских Суханово, которую в 1769 купил Алексей Петрович Мельгунов на имя жены. После смерти обоих имение перешло к сыну Владимиру Алексеевичу, а в 1804 – дочери Екатерине Алексеевне. Светлейший князь Петр Михайлович Волконский, его племянник и наследник, объявил Суханово заповедным имением, центром майората князей Волконских, которым усадьба принадлежала до 1917 года.
Левицкий Дмитрий Георгиевич. Портрет Ивана Логиновича Голенищива-Кутузова.
Авторское повторение оригинала Дмитрия Григорьевича Левицкого 1799-1801, до 1917 находившегося в Морском кадетском корпусе.
Российская империя, Санкт-Петербург. Около 1800. Холст, масло.

Поступил в 1905 в составе коллекции Музея российских древностей П.И. Щукина. Изображён в мундире Морского кадетского корпуса и «кирасе» из желтого глазета – отличительный знак ордена святого Иоанна Иерусалимского Большого креста, со звездами и лентами орденов Святого Андрея Первозванного и Святого Владимира I степени и Святого Иоанна Иерусалимского на шейных лентах. На фоне слева – здание Морского кадетского корпуса в Санкт-Петербурге.

Левицкий Дмитрий Георгиевич. Фрагмент.Портрет Ивана Логиновича Голенищива-Кутузова.
Авторское повторение оригинала Дмитрия Григорьевича Левицкого 1799-1801, до 1917 находившегося в Морском кадетском корпусе.
Российская империя, Санкт-Петербург. Около 1800. Холст, масло.

Иван Логинович происходит из дворянского рода Голенищевых-Кутузовых. Родился в семье мичмана флота. Рано оставшись сиротой (отец умер в 1737 году под Очаковым от чумы). 1 сентября 1762 года в чине капитана 2-го ранга назначен директором Морского кадетского корпуса, прослужив в этой должности вплоть до смерти, за что заслужил прозвище «отец всех русских моряков». 11 ноября 1764 года назначен генерал-интендантом флота, членом Адмиралтейств-коллегий и наставником по морской части цесаревича Павла. 20 июня 1797 года был назначен вице-президентом Адмиралтейств-коллегий, а 31 октября 1798 года — её президентом. На похоронах Голенищева-Кутузова в Александро-Невской лавре присутствовал Александр I, лично утвердивший их церемониал. Один из служивших под его началом офицеров писал:
«К обширнейшим познаниям сей почтенный муж присовокуплял твёрдость Петра, доброту Елисаветы и вельможничество Екатерины. Императору Павлу он давно был известен, и был им любим и уважаем. Супруга его, Авдотья Ильинишна, могла служить образцом доброты душевной и детской покорности мужу; она напоминала конец XVII и первую половину XVIII века.»

Неизвестный художник второй половины XVIII века. Портрет Ивана Ивановича Бецкого.
Копия (авторское повторение -?) оригинала Александра Рослена 1777.
Российская империя, Санкт-Петербург. Конец 1770-х. Холст, масло.

Иван Иванович Бецкий - видный деятель русского Просвещения, личный секретарь императрицы Екатерины II (1762—1779), президент Императорской Академии художеств (1763—1795), инициатор создания Смольного института (1764) и Воспитательных домов в Москве (1764) и Санкт-Петербурге (1770) с госпиталем для рожениц. При его содействии были открыты Императорское коммерческое училище, училище при Академии художеств, куда принимали мальчиков разных сословий (кроме крепостных), отделение для девочек-мещанок при Смольном институте. Возглавлял комиссию по каменному строению в Санкт-Петербурге и Москве.

Неизвестный художник конца XVIII –начала XIX века. Портрет графини Дарьи Петровны Салтыковой.
Копия с несохранившегося оригинала Мариии Луизы Элизабет Виже-Лебрен 1801. Российская империя. Начало XIX века.

Портрет записан в главную инвентарную книгу Исторического музея в 1941 без указания источника поступления. Изображена с «портретом» - знаком статс-дамы Екатерины II, полученным в день празднования заключения мира с Портой в 1793 году, знаком и лентой ордена Святой Екатерины I степени, которым она была награждена в день коронации Павла I в 1797 году.

Неизвестный художник конца XVIII –начала XIX века. Фрагмент. Портрет графини Дарьи Петровны Салтыковой.
Копия с несохранившегося оригинала Мариии Луизы Элизабет Виже-Лебрен 1801. Российская империя. Начало XIX века.

Из воспоминаний Виже-Лебрен известно, что во время своего пребывания в Москве в 1801 году она пользовалась гостеприимством и покровительством графини Салтыковой. Художника исполнила портреты ее мужа и дочери – графини Анны Ивановны Орловой (не сохранились), но о портрете самой графини художница не упоминает. Стилистические особенности портрета помогли сотрудникам ГИМ выдвинуть версию о том, что он является копией неизвестного оригинала Виже-Лебрен, которая была поддержана крупным исследователем творчества художницы Жозефом Байо. Предположительно, оригинал погиб во время пожара в Москве 1812 году.

Неизвестный художник конца XVIII –начала XIX века. Фрагмент. Портрет графини Дарьи Петровны Салтыковой.
Копия с несохранившегося оригинала Мариии Луизы Элизабет Виже-Лебрен 1801. Российская империя. Начало XIX века.



Неизвестный художник конца XVIII –начала XIX века. Портрет генерал-фельдмаршала графа Ивана Петровича Салтыкова.
Копия с несохранившегося оригинала Мариии Луизы Элизабет Виже-Лебрен 1801. Российская империя. Начало XIX века.

Слева на фоне процарапанная по сухому красочному слою фальшивая подпись: L.E. Vigee/Le Brun/1801
Портрет был записан в главную инвентарную книгу Исторического музея в 1941 без указания источника поступления, в 1905 находился в собрании В.И. Мятловой в Санкт-Петербурге.

Неизвестный художник конца XVIII –начала XIX века. Фрагмент. Портрет генерал-фельдмаршала графа Ивана Петровича Салтыкова.
Копия с несохранившегося оригинала Мариии Луизы Элизабет Виже-Лебрен 1801. Российская империя. Начало XIX века.

Изображен в парадной форме Кирасирского своего имени полка (ранее – Екатеринославский, шеф полка с 1795) и мантии ордена Святого Андрея Первозванного, с шитой звездой и лентой ордена Святого Андрея Первозванного, орденами Святого Георгия 2-го класса, Святой Анны и командорским крестом ордена Святого Иоанна Иерусалимского (знаки на шейных лентах). Предположительно оригинал погиб в пожаре 1812 года в Москве.

Неизвестный художник конца XVIII –начала XIX века. Фрагмент. Портрет генерал-фельдмаршала графа Ивана Петровича Салтыкова.
Копия с несохранившегося оригинала Мариии Луизы Элизабет Виже-Лебрен 1801. Российская империя. Начало XIX века.

Граф Иван Петрович Салтыков - Единственный сын генерал-фельдмаршала Петра Семёновича Салтыкова.За время Семилетней войны отличился при взятии Кёнигсберга и Эльбинга, в сражении при Цорндорфе. После заключения мира произведён в генерал-майоры и получил от Петра III орден св. Анны 2-й степени, а в коронацию Екатерины II — александровскую ленту. В качестве военачальника Салтыков отличался больше храбростью, чем полководческим талантом, о котором Суворов, к примеру, отзывался весьма скептически. Разногласия с Румянцевым заставили его в 1795 г. выйти в отставку, однако в следующем году Павел I снова призвал его на службу, переименовал в генералы от кавалерии и назначил шефом Кирасирского полка, киевским генерал-губернатором, генерал-фельдмаршалом и генерал-инспектором над всей кавалерией. В конце 1797 года граф И. П. Салтыков получил должность московского генерал-губернатора, которую некогда занимал и его отец.

Неизвестный художник конца XVIII – начала XIX века. Портрет Степаниды Ивановны Бакуниной (?).
Российская империя, Санкт-Петербург. 1790-е. Холст, масло.

В 1930 году портрет приобретён у Н.М. Бакунина. Поступил в музей без указания имени в составе коллекции портретов рода Бакуниных и их родственников, включая портрет Ивана Логиновича Голенищева-Кутузова. У Ивана Логиновича и его жены Евдокии Ильиничны урожденной Бибиковой, были две дочери – Степанида и Варвара. Портрет был приобретен у праправнука Степаниды Ивановны, поэтому предположительно на портрете изображена именно она. Из-за отсутствия известных портретов сестер Голенищевых-Кутузовых в настоящее время этот вопрос остается открытым.

Приселов Никифор. Портрет княгини Татьяны Васильевны Юсуповой.
Копия с оригинала Марии Луизы Элизабет Виже-Лебрен 1797 (Токийский художественный музей Фудзи). 1798.
Российская империи. Холст, масло.

Поступил в 1905 году в составе коллекции Музея российских древностей П.И. Щукина.

Княгиня Татьяна Васильевна Юсупова, урожденная Энгельгардт (1769—1841) — племянница князя Потемкина, фрейлина императрицы Екатерины II. Вместо этого в 1785 году Татьяна Васильевна вышла замуж за своего дальнего родственника, бывшего на 25 лет старше, генерал-поручика Михаила Сергеевича Потемкина. У супругов родилось двое детей, причём крёстной дочери Екатерины была сама императрица.

Приселов Никифор. Фрагмент.Портрет княгини Татьяны Васильевны Юсуповой.
Копия с оригинала Марии Луизы Элизабет Виже-Лебрен 1797 (Токийский художественный музей Фудзи). 1798.
Российская империи. Холст, масло.

Однако брак продолжался недолго, спустя шесть лет, в 1791 году, её супруг скоропостижно скончался. Вскоре она познакомилась с блестящим вельможей, князем Николаем Борисовичем Юсуповым, который только вернулся из Италии, где был с посольством. При благословении Екатерины II в 1793 году состоялась их свадьба.

Приселов Никифор. Фрагмент.Портрет княгини Татьяны Васильевны Юсуповой.
Копия с оригинала Марии Луизы Элизабет Виже-Лебрен 1797 (Токийский художественный музей Фудзи). 1798.
Российская империи. Холст, масло.

Татьяна Васильевна сама занималась управлением многочисленных имений и своих, и супруга. Благодаря своему практическому умению и искусному управлению делами она сумела увеличить и без того огромное состояние Юсуповых, хотя и без того только её наследство от Потёмкина составляло 18 миллионов рублей.

Приселов Никифор. Фрагмент.Портрет княгини Татьяны Васильевны Юсуповой.
Копия с оригинала Марии Луизы Элизабет Виже-Лебрен 1797 (Токийский художественный музей Фудзи). 1798.
Российская империи. Холст, масло.



Вуаль Жан Луи. Портрет княгини Екатерины Петровны Барятинской.
Российская империя, Санкт-Петербург.1791. Холст, масло.

Справа посередине подпись: Voille 1791
Портрет поступил в 1919 году из Государственной Третьяковской галереи, ранее находился в Государственном музейном фонде, до 1917 – в имении князей Барятинских Марьино (Ивановское) курской губернии.

Кауфман Ангелика Мария Анна Катарина. Портрет графини Анны Александровны Чернышевой.
Италия, Рим. 1793. Холст, масло.

Холст поступил в 1931 году из «старых поступлений», до 1917 года находился в имении графини С.И. Чернышевой-Безобразовой Ярополец Волоколамского уезда Московской губернии.

Кауфман Ангелика Мария Анна Катарина. Фрагмент. Портрет графини Анны Александровны Чернышевой.
Италия, Рим. 1793. Холст, масло.

Изображена Анна Александровна Чернышева и Екатерина Ивановна Вадковская (жена Федора Федоровича Вадковского), рисующая скульптурный бюст своего отца – генерал-фельдмаршала графа Ивана Григорьевича Чернышева. Справа – арфа, символизирующая особые музыкальные способности Вадковской. Ангелика Кауфман отмечала в своей «Памятной записке»: «Эта картина может быть названа портретом троих».

Кауфман Ангелика Мария Анна Катарина. Фрагмент. Портрет графини Анны Александровны Чернышевой.
Италия, Рим. 1793. Холст, масло.



Вуаль Жан Луи. Портрет князя Александра Борисовича Куракина.
Российская империя, Санкт-Петербург. 1790. Холст, масло.
Справа на фоне подпись: Voille 1790

Поступил в 1929 году из Государственной Третьяковской галереи, ранее находился в Государственном музейном фонде, до этого - в имении Надеждено Саратовской губернии. Изображен со звездой и лентой ордена Святой Анны и орденом Совершенного согласия (Дания).

Орден Совершенного согласия (фр. Ordre de l'Union Parfaite, дословно: Орден Совершенного (брачного) союза), также орден Верности (фр. Ordre de la Fidélité) — упразднённая королевская награда Дании. Создан супругой короля Софией Магдаленой 7 августа 1732 года в ознаменования десятой годовщины брака с Кристианом VI. Девизом ордена было «in felicissimæ Unionis Memoriam» («В ознаменование счастливейшего (семейного) союза»). Девиз был латинским, название ордена — французским, что отражало вкусы тогдашней Европы. Орден имел одну степень, королева была его великим магистром. Орденом могли награждаться и мужчины и женщины. Мужчины носили его в петлице, женщины — на банте, и те и другие — на левой стороне груди. Орден перестал вручаться после смерти королевы 7 мая 1770 года.

Князь Александр Борисович Куракин — русский дипломат из рода Куракиных, вице-канцлер (1796), член Государственного совета (1810), сенатор, канцлер российских орденов (1802), действительный тайный советник 1-го класса (1807. За «искусную представительность» и пристрастие к драгоценностям прозван «бриллиантовым князем».

Рослен Александр. Портрет графа А.С. Строгонова. 1770-е – 1780-е. Холст, масло.

Александр Сергеевич Строганов государственный деятель из рода Строгановых, сенатор. С 1800 г. президент Императорской Академии художеств. Крупнейший землевладелец и уральский горнозаводчик; коллекционер и благотворитель. С 1784 г. петербургский губернский предводитель дворянства.

Приходите в музей, чтобы посетить эту замечательную выставку, прикоснуться к полотнам великих живопитсцев и к страницам нашей истории.

Выставка продлится до 20 мая 2019 года.

Адрес: Площадь революции, д. 2/3. Выставочный комплекс Исторического музея (здание музея Отечественной войны 1812 г).
Режим работы: Понедельник — воскресенье с 10:00 до 18:00
Пятница и суббота с 10:00 до 21:00
Вторник — выходной.
Цена билета: 300 рублей. Есть льготы. Подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ГИМ, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГИМ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments