mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка «Аристократический портрет в России XVIII – начала XX века» - отчёт. Часть 6.

И вот снова мы вас зовем на выставку «Аристократический портрет», что бы прогуляться по страницам нашей истории в Государственный исторический музей.

Боровиковский Владимир Лукич(?). Фрагмент. Портрет Александра Андреевича Беклешова.
Российская империя, 1800-е. Холст, масло.

Портрет поступил в Исторический музей в 1930-е «из старых поступлений». Изображен в мундире кавалера ордена Святого Андрея Первозванного.
Боровиковский Владимир Лукич(?). Фрагмент. Портрет Александра Андреевича Беклешова.
Российская империя, 1800-е. Холст, масло.

Александр Андреевич Беклешов— русский государственный и военный деятель, генерал от инфантерии (1797). При Павле I дважды (в 1799 и 1801) исполнял должность генерал-прокурора. В 1804—1806 гг. фактически занимал должность московского генерал-губернатора (официальное наименование: «московский военный губернатор и главноначальствующий в Москве и Московской губернии по гражданской части»).Участник Русско-турецкой войны 1768—1774 годов: был в архипелагском походе под командованием графа А. Г. Орлова и сражался в Чесменском сражении 26 июля 1770 года. В 1783 году в чине генерал-майора вышел в отставку с военной службы; назначен Екатериной II губернатором Риги.

Кюнель Фридрих. Фрагмент. Портрет княгини Анны Александровны Голицыной. 1800-е.
Российская империя, Москва. Холст, масло
.

Портрет поступил в 1920-х из Государственного музейного фонда, ранее находился в имении князя С.М. Голицына Влахернское (Кузьминки) Московской губернии, после – в имении Дубровицы Московской губернии.
Кюнель Фридрих. Фрагмент. Портрет княгини Анны Александровны Голицыной. 1800-е.
Российская империя, Москва. Холст, масло.

Княгиня Анна Александровна Голицына, урождённая баронесса Строганова — кавалерственная дама Ордена Святой Екатерины меньшего креста; жена князя М. М. Голицына. Будучи богатой невестой, 15 сентября 1757 года вышла замуж за князя Михаила Михайловича Голицына (1731—1804), впоследствии генерал-поручика, действительного камергера и Калужского губернского предводителя дворянства. В приданое она принесла усадьбу Кузьминки.

Кюнель Фридрих. Фрагмент. Портрет княгини Анны Александровны Голицыной. 1800-е.
Российская империя, Москва. Холст, масло.



Неизвестный художник XIX века. Портрет игуменьи Спасо-Бородинского монастыря Марии.
Российская империя, Москва. Около 1852. Холст, масло.
Куплен в 1895 у О.В. Груздевой.

Маргарита Михайловна Нарышкина, в 1-м браке Ласунская, во 2-м браке Тучкова ь) — основательница Спасо-Бородинского монастыря (как инокиня Мелания и игуменья Мария). Жена героя Отечественной войны 1812 года генерала А. А. Тучкова, сестра декабриста М. М. Нарышкина, племянница графини Е. А. Мусиной-Пушкиной.В октябре 1812 года Маргарита поехала на поле битвы искать тело мужа: из письма генерала Коновницына она знала, что Тучков погиб в районе Семёновского редута. Поиски среди десятков тысяч павших ничего не дали: тело Александра Тучкова так и не было найдено. Она принуждена была вернуться домой.

Неизвестный художник XIX века. Фрагмент. Портрет игуменьи Спасо-Бородинского монастыря Марии.
Российская империя, Москва. Около 1852. Холст, масло.

Маргарита Михайловна продала свои бриллианты и при содействии императрицы Марии Фёдоровны купила три десятины земли, где в 1818 году начала строить Храм Спаса Нерукотворного. Первоначально Тучкова предполагала поставить лишь небольшую часовню, но Александр I пожаловал ей 10 тысяч рублей, на эти средства в 1820 году была построена и освящена каменная церковь-храм.

Неизвестный художник XIX века. Фрагмент. Портрет игуменьи Спасо-Бородинского монастыря Марии.
Российская империя, Москва. Около 1852. Холст, масло.

Ссылка брата Михаила, декабриста, в Сибирь, смерть отца, в 1825 году, и сына окончательно сразили Тучкову. Теперь ничто уже не держало её в миру. Она переселилась навсегда в свою сторожку на Бородинском поле. О своей жизни в это время она писала подруге:
День походит на день: утреня, обедня, потом чай, немного чтения, обед, вечерня, незначащее рукоделье, а после короткой молитвы — ночь, вот вся жизнь. Скучно жить, страшно умереть. Милосердие Господне, Его любовь — вот моё упование, тем и кончу!

Неизвестный художник XIX века. Фрагмент. Портрет игуменьи Спасо-Бородинского монастыря Марии.
Российская империя, Москва. Около 1852. Холст, масло.

В 1838 году Тучкова принимает малый постриг под именем инокини Мелании. Спасо-Бородинская община по Высочайшему Повелению становится Спасо-Бородинским общежитийным монастырём 2-го класса в 1839 году. Во время торжественного открытия Бородинского памятника в 1839 году Император Николай I посетил монастырь и келью Тучковой. Она, вынесшая столько страданий, произвела сильное впечатление на императора. Он даровал ей прощение её брата Михаила. Пострижение инокини Мелании в мантию с принятием имени Марии произошло 28 июня 1840 года. На следующий день Мария стала игуменьей Спасо-Бородинского монастыря.

Орлов Пимен Никитович. Портрет князей Голицыных в Риме. Изображены сыновья князя М.Ф. Голицына Иван, Александр, Михаил.
Италия, Рим. 1845. Холст, масло.

Справа внизу: Орловъ 1845.

Портрет поступил в 1930 из собрания Бытового музея сороковых годов в доме А.С. Хомякова на Собачьей площадке в Москве, ранее собрание князей Голицыных в усадьбе Петровское Московской губернии.

Робертсон Кристина. Портрет Ольги Ивановны Давыдовой.
Российская империя. 1841.Холст, масло.

Внизу справа подпись: Christina Robertson pinx. 1841

Портрет поступил в 1927 году из Государственного музейного фонда, ранее находился в имении князей Барятинских Марьино (Ивановское) Курской губернии.

Робертсон Кристина. Фрагмент. Портрет Ольги Ивановны Давыдовой.
Российская империя,. 1841.Холст, масло.



Робертсон Кристина. Фрагмент. Портрет Ольги Ивановны Давыдовой. Российская империя,. 1841.Холст, масло.


Эндрюс Генри. Портрет светлейшей княжны Елизаветы Александровны Чернышевой.
Великобритания. 1845(?). Холст, масло.

Внизу справа на поземе подпись: H. Andrews.

Холст поступил в 1928 году из Государственного музейного фонда.

Эндрюс Генри. Фрагмент. Портрет светлейшей княжны Елизаветы Александровны Чернышевой.
Великобритания. 1845(?). Холст, масло.



Мюллер Шарль. Портрет графини Марии Ивановны Чернышевой-Кругликовой.
Франция, Париж. 1861. Холст, масло.
Внизу слева подпись: Charles Louis Muller Paris. 1861.

Мюллер Шарль. Портрет графини Евдокии Николаевны Апраксиной с дочерьми графиней Марией Ивановной и графиней Евдокией Ивановной. Франция, Париж. 1851. Холст, масло.

Внизу слева подпись: Charles Louis Muller Paris. 1851.

Холст поступил из Третьяковской галереи в 1929 году.

Мюллер Шарль. Фрагмент. Портрет графини Евдокии Николаевны Апраксиной с дочерьми графиней Марией Ивановной и графиней Евдокией Ивановной. Франция, Париж. 1851. Холст, масло.

Мюллер Шарль. Фрагмент. Портрет графини Евдокии Николаевны Апраксиной с дочерьми графиней Марией Ивановной и графиней Евдокией Ивановной. Франция, Париж. 1851. Холст, масло.


Макаров Иван Кузьмич. Портрет Евдокии Алексеевны Трегубовой.
Российская империя. 1869. Холст, масло.

Картина приобретена у М.М. Романцевич.

Макаров Иван Кузьмич. Портрет князя Николая Дмитриевича Долгорукова в младенчестве.
Российская империя. 1859. Холст, масло.

Портрет поступил из Третьяковской галереи в 1924 году, до 1917 находился в собрании князей Долгоруковых в имении Волунщина Московской губернии, в 1917 передан княжной Е.А. Долгоруковой в Государственную Третьяковскую галерею.

Макаров Иван Кузьмич. Портрет графини Ольги Александровны Строгоновой.
Российская империя. Начало 1860-х. Холст, масло.



Мюллер Федор. Портрет графа Евгения Ивановича Чернышева-Кругликова.
Италия, Рим. Холст, масло.

Вверху справа подпись: Moller Roma 1841.

Портрет поступил в 1931 году из Государственного музейного фонда, ранее находился в имении графов Чернышевых-Кругликовых Ярополец Волоколамского уезда Московской губернии, до 1908 принадлежал графине С.И. Чернышевой-Безобразовой.

Мюллер Федор. Семейный портрет графов Чернышевых-Кругликовых.
Италия, Рим. Около 1847. Бумага, масло.

В овальных рамках по углам – три портрета девушек из семьи Бибиковых, внизу справа – автопортрет художника.

Приобретен в 1961 году у В.В. Черткова. Изображены: Иван Гаврилович Чернышев-Кругликов, полковник в отставке, участник Отечественной войны 1812 года, его жена Софья Григорьевна Чернышева-Кругликова, сестра декабриста Захара Григорьевича Чернышева, их дети.

Мюллер Федор. Фрагмент. автопортрет художника. Семейный портрет графов Чернышевых-Кругликовых.
Италия, Рим. Около 1847. Бумага, масло.



Козина Шандор. Портрет Сусанны Александровны Соймоновой.
Российская империя, Москва. Начало 1840-х. Холст, масло.

Портрет поступил в 1930 из собрания Бытового музея сороковых годов в доме А.С. Хомякова на Собачьей площадке в Москве.

Козина Шандор. Фрагмент. Портрет Сусанны Александровны Соймоновой.
Российская империя, Москва. Начало 1840-х. Холст, масло.



Козина Шандор. Фрагмент. Портрет Сусанны Александровны Соймоновой.
Российская империя, Москва. Начало 1840-х. Холст, масло.



Козина Шандор. Фрагмент. Портрет Сусанны Александровны Соймоновой.
Российская империя, Москва. Начало 1840-х. Холст, масло.



Козина Шандор. Фрагмент. Портрет Сусанны Александровны Соймоновой.
Российская империя, Москва. Начало 1840-х. Холст, масло.

Исторический музей ждет своих гостей, чтобы приоткрыть страницы истории нашей страны и показать галереи портретов как знаменитых исторических деятелей, так и менее известных членов аристократических фамилий.

Выставка продлится до 20 мая 2019 года.

Адрес: Площадь революции, д. 2/3. Выставочный комплекс Исторического музея (здание музея Отечественной войны 1812 г).
Режим работы: Понедельник — воскресенье с 10:00 до 18:00
Пятница и суббота с 10:00 до 21:00
Вторник — выходной.
Цена билета: 300 рублей. Есть льготы. Подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ГИМ, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГИМ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment