?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Илья Репин». Мы не рекомендуем, а просто настаиваем, чтобы вы посетили эту экспозицию, ведь эта первая за 25 лет выставка Репина в таком объеме. Тридцать пять музеев дали свои полотна в Третьяковскую галерею, и не только из России. К проекту присоединились музеи Чехии, Финляндии и Республики Беларусь. Мы постепенно начнем рассказывать об этой выставке и начнем с рассказа о картине приехавшей к нам из Санкт-Петербурга из Русского музея.

Вид на картину «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения».

Государственный совет (также иногда сокращённо Госсовет) — высший законосовещательный орган Российской империи в 1810—1906 годах. О создании Государственного совета было объявлено манифестом «Образование Государственного совета» императора Александра I, изданным 1 (13) января 1810 года. Предшественником Госсовета был Непременный совет, учреждённый 30 марта (11 апреля) 1801 года, который неофициально также именовался Государственным советом, поэтому дату основания последнего иногда относят к 1801 году.

Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения. 1901-1903. Холст, масло.

Государственный совет как высший законосовещательный орган Российской империи долгое время располагался непосредственно в Зимнем дворце, в котором было отведено 6 комнат надворной анфилады вдоль Тёмного коридора в западном ризалите, с 1828 года — в помещениях первого этажа здания Большого Эрмитажа, где до сих пор сохранила своё название Советская лестница. После взрыва в Зимнем дворце 5 (17) февраля 1880 года при неудачном покушении на императора Александра II, государственный секретарь Е. А. Перетц писал специальную записку об обеспечении безопасности помещений Госсовета или его переводе в другое здание. В 1885 году Государственный совет был перемещен в Мариинский дворец, где и находился вплоть до 1917 года.

Фрагмент. Михаил Александрович, цесаревич и наследник престола, император Николай II.Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения. 1901-1903. Холст, масло.
Предложение запечатлеть юбилейное заседание Государственного совета Репин получил в апреле 1901 года. Переговоры вел вице-президент Академии художеств Иван Толстой. Конечно, не от него зависело приглашение художника: граф выполнял поручение министра императорского двора, согласованное с монархом. В работе над картиной Репин привлек своих учеников. У него болела правая рука. В январе 1917 года художник писал Леониду Андрееву: "Правая рука на перевязи - так я левой... Но ведь я левой рукой написал весь "Государственный совет"..."

Портрет великого князя Михаила Николаевича. 1902. Холст, масло.

Великий князь Михаил Николаевич Романов — четвёртый и последний сын императора Николая I и его супруги Александры Фёдоровны; военачальник и государственный деятель; генерал-фельдмаршал , председатель Государственного совета.

В помощники Репин выбрал лучших питомцев своей академической мастерской. Иван Семенович Куликов (1875-1941) участвовал в работе над портретом великого князя Михаила Николаевича, писал фон и детали костюма. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) обещал стать гордостью русской культуры. "На Кустодиева я возлагаю большие надежды, - говорил И. Е. Репин. - Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный, внимательно изучающий природу. Отличительные черты его дарования: самостоятельность, оригинальность и глубоко продуманная национальность; они служат залогом крепкого и прочного его успеха".

Фрагмент. П.П. Семёнов-Тян-Шанский. Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения. 1901-1903. Холст, масло.

Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский (до мая 1906 года — Семёнов) — русский географ, ботаник, статистик, экономист, государственный и общественный деятель. Приписку к своей фамилии «Тян-Шанский» он получил, когда посетил Тян-Шанские горы. В 1882 году назначен сенатором 2-го (крестьянского) департамента правительствующего сената. С 1897 года Семёнов состоял членом Государственного совета, присутствуя в департаменте законов.

Портрет П.П. Семёнова-Тян-Шанского. 1901. Холст, масло.

Работа над полотном началась за несколько дней до торжества. Первым этапом стали этюды интерьера. Ротонду каждый писал по отдельности, потом сравнивали написанное, исправляли и дополняли друг друга. В день юбилея на холсте уже была изображена вся обстановка. Оставалось запечатлеть фигуры людей в момент чтения императорского рескрипта. Для фиксации людей во время собрания наряду с подготовленными предметами рисования был установлен на треноге большой фотоаппарат, на котором Репин в тот день сделал свой первый снимок, ставший впоследствии одним из вспомогательных материалов.

Фрагмент. Михаил Сергеевич Волконский. Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения. 1901-1903. Холст, масло.

Художнику показалось, что это будет выглядеть слишком статично, и он предложил показать тут же процесс раздачи медалей. Первоначально идея показать государственных мужей в движении вызывала неодобрение придворных

Фрагмент. Роман Александрович Дистерло, помощник статс-секретаря Государственного совета; Алексей Павлович Игнатьев товарищ министра внутренних дел, генерал от кавалерии ;Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский. Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения. 1901-1903. Холст, масло.

В 1896 году Игнатьев Алексей Павлович назначен членом Государственного совета. В 1905 году назначен председателем Особого совещания для пересмотра установленных для охраны государственного порядка исключительных законоположений и Особого совещания по делам веротерпимости. Был противников созыва Государственной думы, так же был противником Витте. 9 декабря 1906 года в Твери в перерыве губернского собрания около 17 часов Игнатьев был застрелен шестью выстрелами из револьвера эсером С. Н. Ильинским .

Портрет графа А.П. Игнатьева. 1902. Холст, масло.

Чтобы уравновесить и оживить композицию из десятков сидящих фигур, Репин предложил слева изобразить во весь рост графа Бобринского (статс-секретарь Государственного Совета, а справа - служащего канцелярии (помощник статс-секретаря князь Д. П. Голицын-Муравлин). В центре стоял государственный секретарь Плеве, читающий высочайший указ. Если три стоящие фигуры мысленно соединить, образуется треугольник, который дает ощущение пространства. Это прекрасно выявило перспективу. И еще существенную деталь внес Репин: решил, что служащий с перьями в руках (помощник статс-секретаря В. А. Лыщинский) должен идти через зал по диагонали. Условия договора предполагали согласование этюдов картины с Николаем II, который поддержал предложение Репина.

Фрагмент. В центре Эдуард Васильевич Фриш и Николай Матвеевич Чихачев, адмирал. Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения. 1901-1903. Холст, масло.

Николай Матвеевич Чихачёв — адмирал российского императорского флота, генерал-адъютант, государственный деятель, начальник главного морского штаба и управляющий морским министерством. Н. М. Чихачёв способствовал научно-исследовательской деятельности Д. И. Менделеева. поддерживал его идею о постройке опытового бассейна, и вместе с адмиралом С. О. Макаровым всячески содействовал реализации этого проекта.
После утверждения эскиза Репин два месяца приходил в Мариинский дворец, рисовал общие планы, фигуры, лица. Заполнил два альбома. Кроме того, получил специально для него составленный список членов Государственного Совета с необходимыми сведениями: в каком чине, в каком мундире, какими орденами награжден.

Барон Ю.А. Икскуль фон Гильденбандт и князь Д.П. Голицын. 1902. Этюд для картины. Бумага, итальянский карнадаш.

На этом списке и в альбомах живописец делал пометки, помогающие уловить характер и внешность человека: Константин Победоносцев - "совсем сова"; граф Алексей Игнатьев - "гастроном, глаза хитрые, умные"; бывший начальник Главного тюремного управления Михаил Галкин-Враской - "сперва баки, затем уж лицо"...

Фрагмент. Сидят: Владимир Борисович Фредерикс; Алексей Николаевич Куропаткин. Стоит: Александр Иванович Вергопуло помощник статс-секретаря Государственного совета. Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения. 1901-1903. Холст, масло.

Владимир Борисович — российский государственный деятель; последний в истории Министр Императорского Двора Российской империи (1897—1917); Канцлер российских Императорских и Царских орденов; генерал от кавалерии, генерал-адъютант. Присутствовал в Государственном совете с 6 мая 1897 года. 2 марта 1917 года в Пскове своей подписью скрепил машинописный лист с Актом об отречении Государя Императора Николая II от престола.
Алексей Николаевич Куропаткин — русский военный и государственный деятель, генерал от инфантерии (6 декабря 1900), генерал-адъютант (1902), военный министр, член Государственного совета. В Русско-японскую войну последовательно занимал должности командующего Маньчжурской армией. 1 января 1898 года назначен управляющим Военным министерством, а 1 июля того же года — военным министром, в каковой должности состоял до 7 февраля 1904 года.

Фрагмент. Андрей Александрович Бобринский, статс-секретарь Государственного совета; Оскар Карлович Кремер. Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения. 1901-1903. Холст, масло.

Всю площадь огромной картины, поделили: Куликов пишет левую часть, Кустодиев - правую, Репин - центральную. Нередко все трое писали одного и того же "государственного натурщика". Окончательное слово принадлежало Репину. Чаще он отбирал для картины собственную работу. При написании портретов Илья Ефимович отказался пользоваться фотографиями. Исключение было сделано для императора и председателя Совета, их портреты Репин писал ранее и мог использовать свои наработки.

Фрагмент. Николай Степанович Ганецкий. Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения. 1901-1903. Холст, масло.

Позировали члены Государственного совета в Ротонде, на обычном месте каждого сановника или там, куда его пересадил автор в соответствии с композицией картины. Иногда Репин назначал сеансы не одному, а сразу двоим или троим членам Совета, соседям по Ротонде. Это было важно для точности цветовых соотношений, для выбора более естественных и разнообразных поз.

Фрагмент. В центре Андрей Александрович Сабуров. Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения. 1901-1903. Холст, масло.

"Занят главным образом большой картиной, - сообщил Илья Ефимович в письме своему знакомому А. В. Жиркевичу 7 октября. - К ней постоянно делаю этюды с натуры, все с важнейших наших чиновников. Спасибо, на этот раз многие из них очень любезны, охотно приезжают позировать в зал Государственного совета, во всем параде. Такой блеск... Помощники мои, Кустодиев и Куликов, молодцы, увлекаются картиной так же, как и я, - делают хорошие этюды. Но скоро настанет тьма, придется забастовать работой - зал очень темный".

Фрагмент. В центре Николай Иванович Бобриков, финляндский генерал-губернатор. Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения. 1901-1903. Холст, масло.


Фрагмент Пётр Семёнович Ванновский, министр просвещения, генерал от инфантерии; Дмитрий Сергеевич Сипягин, министр внутренних дел; Константин Петрович Победоносцев, обер-прокурор Синода. Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения. 1901-1903. Холст, масло.
В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простёр совиные крыла,
И не было ни дня, ни ночи
А только — тень огромных крыл;
Он дивным кругом очертил
Россию, заглянув ей в очи
Стеклянным взором колдуна.
А. А. Блок .Поэма «Возмездие» (1911)

Портрет К.П. Победоносцева. 1903. Холст, масло.

4 января 1904 года двери Мариинского дворца открылись для всех желающих. Публика получила возможность в течение нескольких дней увидеть и оценить "Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения". Заи работу над этой картиной Илья Репин получил 40 тысяч рублей. После завершения работы Репин, ссылаясь на болезнь, переехал из столицы в свою усадьбу «Пенаты» в посёлке Куоккала (сейчас Репино) на Карельском перешейке.

Портрет графа В.Н. Ламсдорфа. 1901-1903. Холст, масло.

Владимир Николаевич Ламздорф -министр иностранных дел Российской империи в 1900—1906 годах. В 1897 году был назначен товарищем (заместителем) министра иностранных дел М. Н. Муравьёва, который возложил на Ламздорфа большую часть текущей работы. Внес значительный вклад в подготовку 1-й Гаагской мирной конференции.

Портрет великого князя Владимира Александровича. 1903. Холст, масло.

Великий князь Владимир Александрович — третий сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны; член Государственного совета. С 1884 г. по 1905 г. занимал пост главнокомандующего войсками гвардии и Санкт-Петербургского военного округа. В ночь с 8 (21) на 9 (22) января 1905 года, ввиду ожидаемых провокаций, Владимир Александрович отдал распоряжение своему подчинённому, командиру 1-го гвардейского корпуса князю С. И. Васильчикову, применить военную силу для недопущения шествия рабочих и жителей Санкт-Петербурга к Зимнему дворцу под руководством священника Георгия Гапона с петицией о своих нуждах к царю. С 14 февраля 1876 года — президент Императорской академии художеств, был попечителем Московского публичного и Румянцевского музея Его сын Кирилл в эмиграции провозгласил себя Императором Всероссийским Кириллом I.

Портрет С.Ю. Витте. 1903. Холст, масло.

Сергей Юльевич Витте— русский государственный деятель, министр путей сообщения (1892), министр финансов (1892—1903), председатель Комитета министров (1903—06), председатель Совета министров (1905—06). Добился введения в России «золотого стандарта». Летом 1905 года направлен императором в США для заключения Портсмутского мирного договора с Японией. По его инициативе был составлен Манифест 17 октября, даровавший основные гражданские свободы и вводивший институт народного представительства — Государственную думу. С октября 1905 года по апрель 1906 года — председатель реформированного Совета министров.

Выставка ждет вас, чтобы познакомить с огромным наследием Ильи Репина, с его огромными работами и с маленькими графическими зарисовками. Не упустите свою возможность.


Билеты на выставку можно приобрести онлайн и во всех кассах Третьяковской галереи только в предварительной продаже.

Обращаем особое внимание на то, что билеты на текущий сеанс в день посещения продаваться не будут.

К выставке подготовлен бесплатный аудиогид, который можно послушать через приложение или на сайте izi.TRAVEL.

Для удобства посетителей организовано три входа:

Вход №1: для покупки билетов
Вход №2: вход для держателей карт «Друг Третьяковки», посетителей с правом внеочередного прохода и экскурсий
Вход №3: для посетителей с билетами

Выставка продлится до 18 августа 2019 года.

Адрес: Крымский Вал, 10. Новая Третьяковка.
Проезд до ст. метро "Парк культуры" или "Октябрьская".
Режим работы: вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00
четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00
(кассы прекращают работать за час до закрытия музея)
выходной — понедельник.
Цена билета: Взрослый - 600 руб. Льготный - 300 руб.
Бесплатно — для лиц до 18 лет. Подробнее тут.
Каждую среду вход на постоянную экспозицию и временные выставки, проходящие в здании на Крымском Валу, для индивидуальных посетителей бесплатный.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.

Posts from This Journal by “ГТГ” Tag

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
worobioff_ku
Mar. 17th, 2019 04:15 pm (UTC)
Надо итти!
mayak_parnasa
Mar. 17th, 2019 04:25 pm (UTC)
Обязательно)
oshanbo
Mar. 17th, 2019 04:39 pm (UTC)
Как я понимаю, фотографировать можно :)

А графики много?
mayak_parnasa
Mar. 17th, 2019 04:53 pm (UTC)
Нет фотографировать нельзя. Увы. Графики 4 небольших зала. Нельзя сказать что очень много, но она есть. И будет работать 3 месяца. Потом эти залы закроют.
oshanbo
Mar. 17th, 2019 04:59 pm (UTC)
Ой, досадно.

Я уж решил, что Третьяковка поборола в себе стремление к запретам. Верещагина, вроде, нельзя было фотографировать, а на Ларионове вполне можно (это если только Крымский рассматривать)
zet_isnotdead
Mar. 17th, 2019 05:43 pm (UTC)
Странно, мне на Репине не сделали ни одного замечания, а я фотографировала много
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com