?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Илья Репин» и сегодня мы посвятим наш рассказ картине «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».

Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве. 1886. Холст, масло.

Картина была предназначена для украшения аванзала Большого Кремлевского дворца. После Революции 1917 года долгое время произведение не экспонировалось. С 1924 по 1927 год центральное место в аванзале занимала картина «Выступление В.И. Ленина на II конгрессе Коминтерна», написанная И.И. Бродским, учеником Репина. Сейчас на этом месте находится картина С.Н. Присекина «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Первый раз за долгие годы зрители смогли увидеть картину на выставке Репина в 1994 году.

Фрагмент. Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве. 1886. Холст, масло.

В Российской империи самым многочисленным слоем населения являлось крестьянство, и 15 мая 1883 года его представители впервые приняли участие в коронационном шествии в Успенский собор Кремля, при этом «одних волостных старшин было более 200». Двенадцать крестьян, в том числе и старосту Коробовских белопашцев как представителя потомков Ивана Сусанина, допустили присутствовать в соборе во время венчания на царство и миропомазания, чего раньше никогда не происходило.

Фрагмент. Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве. 1886. Холст, масло.

Во время коронационных торжеств был дан обед для волостных старшин. Перед началом обеда старшины окружили Александра III и император произнес речь: «Я очень рад еще [раз] видеть вас. Сердечно благодарю за ваше сердечное участие в торжествах наших, к которым так горячо отнеслась вся Россия. Когда вы разъедитесь по домам, передайте всем Мое сердечное спасибо. Следуйте советам и руководству ваших предводителей дворянства и не верьте вздорным слухам и толкам о переделах земли, даровых прирезках и т.п. Слухи эти распускаются нашими врагами. Всякая собственность точно так же как и ваша, должна быть не прикосновенна. Дай Бог вам счастья и здоровья».

Фрагмент. Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве. 1886. Холст, масло.

В тот же день на Ходынском поле напротив Петровского дворца проходило народное гуляние в честь коронации императора, привлекшее сюда огромное количество народа. По свидетельствам очевидцев, на нем присутствовало свыше 500 тысяч человек. Всем кто вступал на поле вручали сладости, пироги и кружки с Государственным гербом и датой «1883» под ним. Присутствовавших на торжествах иностранцев поразило, не только огромное скопление народа, но и отсутствие беспорядков.

Фрагмент. Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве. 1886. Холст, масло.

Инициатором государственного заказа, полученного И.Е. Репиным, стал А.П. Боголюбов. Он являлся консультантом Александра III по формированию коллекции живописи, ставшей основой Русского музея в Петербурге, а также давал уроке живописи Марии Федоровне. К тому времени, когда Боголюбов предложил Репину написать по заказу императора «Прием волостных старшин», живописец был всецело погружен в работу над картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», что требовало от него напряжения сил и нервов.

Фрагмент. Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве. 1886. Холст, масло.

Основная работа над картиной проходила летом и осенью 1885 года. Художник ездил в Петергоф на царскую дачу «Александрия», где писал этюды костюмов, работал на плэнере на станции Сиверской. В процессе работы над полотном Репин заметно менял его композицию и даже место действия.

Фрагмент. Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве. 1886. Холст, масло.

Официальный характер заказ требовал большой точности в изображении костюмов императора и его свиты. Из переписки художника следует, что со сведениями о военной форме для этюдов костюмов к картине ему помогал В.С. Кривенко, личный секретарь министра Императорского двора И.И. Воронцова.

Фрагмент. Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве. 1886. Холст, масло.

Репина нервировал затяжной характер работы над картиной, порожденной в том числе и необходимостью согласований с Министерством Императорского двора. «Ах сколько я теряю времени с моей теперешней работой! Какие проволочки! Какие это свиньи там, в Петергофе и Александрии! Вот втесал меня Боголюбов… И не дай Бог повторения подобного заказа – врагу не пожелаешь. И главное – времени, времени сколько…»Тем не менее живописца увлекла новая тема дававшая возможность художественного воплощения множества индивидуальных и ярких персонажей: «Эта новая тема довольно богата, и она мне нравится, особенно с пластической стороны… Сколько разнообразия типов, выражений лиц, контрастов, самых неожиданных, художественных!..»

Фрагмент рамы с гербом Архангельской губернии.
Основа – дерево хвойных пород; резьба - липа, левкас, крошка, присыпка, клейма рисованные, золочение комбинированное.

Впервые полотно экспонировалось в Петербурге на XIV выставке ТПХВ в 1886 году. После чего художник перевез его в Петергоф для осмотра императором и императорской семьей. Там художник внес последние изменения в полотно. По окончании выставке 1887 года полотно произведение повесили в аванзале Большого Кремлевского дворца. На время транспортировки картина была застрахована на сумму в 15000 рублей.

Фрагмент рамы с гербом Таврической губернии.
Основа – дерево хвойных пород; резьба - липа, левкас, крошка, присыпка, клейма рисованные, золочение комбинированное

Раму для произведения Репина изготовили, предположительно, столяры Императорского Эрмитажа под наблюдением Его Императорского Величества конторы. В центре верней части рамы на золотом щите изображен Малый Государственный герб: двуглавый орел с цепью ордена Святого Андрея Первозванного. На раме так же представлены 25 гербов губерний, из которых прибыли волостные старшины. Декор, окружающий гербы связан с различными территориями Российской империи. Он создавался по мотивам, а в некоторых случаях почти дословно повторял орнаменты старинных рукописей или археологические находки. Так например можно увидеть мерянскую подвеску или крылатую Артемиду, удушающую двух зверей, найденную при раскопках Александропольского кургана на Украине.

Фрагмент рамы с зооморфным рисунком.
Основа – дерево хвойных пород; резьба - липа, левкас, крошка, присыпка, клейма рисованные, золочение комбинированное

Один из зооморфных орнаментов в нижней части рамы, относящихся к звериному стилю повторяет изображение на серебряной оправе турьего рога X века из Черной могилы, раскрытой археологами в 1870-х годах. На боковых планках между гербами Владимирской и Оренбургской губерний размещен декор, имитирующий подвески, изготовленные в технике «воскового плетения». Такие подвески принадлежат к довольно едкому типу, встречаются в поволжко-финских древностях прежде всего у мери и муромы. В верхней части картины обрамления герба Российской империи присутствует декор, повторяющей «коньки», привески к поясу, распространенные в X-XI веках на территориях захоронений древних мерян.

Мы приглашаем вас выбрать время и познакомиться с творчеством Ильи Репина, увидеть все его творчество от первых работ до последних, от монументальных плотен до небольших карандашных зарисовок. Не упустите такую возможность. Она предоставляется раз в 25 лет.

Билеты на выставку можно приобрести онлайн и во всех кассах Третьяковской галереи только в предварительной продаже.

Обращаем особое внимание на то, что билеты на текущий сеанс в день посещения продаваться не будут.

К выставке подготовлен бесплатный аудиогид, который можно послушать через приложение или на сайте izi.TRAVEL.

Для удобства посетителей организовано три входа:

Вход №1: для покупки билетов
Вход №2: вход для держателей карт «Друг Третьяковки», посетителей с правом внеочередного прохода и экскурсий
Вход №3: для посетителей с билетами

Выставка продлится до 18 августа 2019 года.

Адрес: Крымский Вал, 10. Новая Третьяковка.
Проезд до ст. метро "Парк культуры" или "Октябрьская".
Режим работы: вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00
четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00
(кассы прекращают работать за час до закрытия музея)
выходной — понедельник.
Цена билета: Взрослый - 600 руб. Льготный - 300 руб.
Бесплатно — для лиц до 18 лет. Подробнее тут.
Каждую среду вход на постоянную экспозицию и временные выставки, проходящие в здании на Крымском Валу, для индивидуальных посетителей бесплатный.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.

Posts from This Journal by “ГТГ” Tag

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
oshanbo
Mar. 18th, 2019 06:18 pm (UTC)
Вот такое впечатление, что на какой-то из выставок недавних ее видел, но не помню где :(
mayak_parnasa
Mar. 18th, 2019 06:53 pm (UTC)
Вот у меня точно такое же ощущение) и тоже не помню где(.
oshanbo
Mar. 18th, 2019 07:07 pm (UTC)
Такое впечатление, что просто в основной экспозиции на Лаврушинском
mayak_parnasa
Mar. 18th, 2019 09:03 pm (UTC)
Точно нет. Я на постоянной экспозиции уже несколько лет не был)) Я на Крымском валу чаще в постоянной бываю, там есть выставочные залы, пока до них доберешься все пройдешь).
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com