mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Category:

Выставка "Золото великой степи" - отчёт.

В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка «Золото великой степи», которая переносит гостей музея на 2,5 тысячи лет назад. Берельские курганы – выдающийся археологический памятник первого тысячелетия до нашей эры, расположенный в Восточном Казахстане. Эти курганы принято называть Берельской долиной царей. Во время раскопок археологи обнаружили в них захоронения, которые даже по прошествии двух тысячелетий хорошо сохранились.

На выставке представлена богатая коллекция золотых украшений, а также оружия и предметов быта, обнаруженных в ходе раскопок некрополей Шиликты, Берел, Елеке Сазы. Артефакты проливают свет на культуру и быт кочевников I тысячелетия до н. э., проживавших на обширной территории казахской Степи.

«Золотой человек». Некрополь Шиликты. VIII – VII вв. до н.э.


«Золотой человек». Некрополь Шиликты. VIII – VII вв. до н.э.

Реконструкция шиликтинского «Золотого человека» изготовлена на основе научных исследований Абдеша Ташкеновича Толеубаева – доктора исторических наук. А.Т. Толеубаев – научный руководитель археологических раскопок Шиликтинского некрополя VII – VII вв. до н.э. Научные исследования находок и уникальное художественное значение позволили ему начать работу над реконструкцией костюма царской персоны. «Золотая одежда» была характерен для представителей высших слоёв общества сакского времени. Костюм шиликтинского человека представлял собой сформировавшийся ансамбль. Он вобрал в себя лучшие элементы костюмного комплекса сакского мира, соответствующие представлениям человека о красоте и величии.
Фрагмент. «Золотой человек». Некрополь Шиликты. VIII – VII вв. до н.э.

А.Т. Толубаев была разработана методика реконструкции костюма, основанная на трудах видных исследователей одежды народов древней Евразии. Методологической и методической основой научной работы по реконструкции костюма правителя из шиликтинского золотого кургана был выбран комплексный подход, где источниками являлись: остатки предметов костюма в виде золотых нашивных бляшек, найденные в погребальной камере; изображение костюма саков тиграхауда в настенных рельефах ахаменидского Ирана; костюм саков Алтая в условиях мёрзлых курганов, где элементы одежды сохранились более полно; данные письменных источников об одежде саков, скифов и других племен более позднего периода.

Фрагмент. «Золотой человек». Некрополь Шиликты. VIII – VII вв. до н.э.

Изготовление скульптуры «Золотого человека» осуществлял Крым Алтынбеков – художник-реставратор, основатель и руководитель Научно-реставрационной лаборатории «Остров Крым». В его лаборатории отреставрировано и возвращено к жизни несколько тысяч археологических находок Казахстана.

Фрагмент. «Золотой человек». Некрополь Шиликты. VIII – VII вв. до н.э.

Скульптура «Золотого человека» имеет в высоту 178-180 см. В состав костюма входят чапан типа кандиса, кафтан, штаны, обувь, головной убор и наборный пояс. Основным материалом для изготовления одежды являются кожа, мех, войлок, ткани.

Фрагмент. «Золотой человек». Некрополь Шиликты. VIII – VII вв. до н.э.


Фрагмент. «Золотой человек». Некрополь Шиликты. VIII – VII вв. до н.э.

Украшения представлены в виде гривны, амулета, серьги, перстня. Аксессуары и вооружение состоят из акинака, меча и вотивного жезла. Ансамбль костюма украшают 7359 художественных бляшек, выполненных на основе подлинных артефактов.

Фрагмент. «Золотой человек». Некрополь Шиликты. VIII – VII вв. до н.э.

Одежда из тонкой кожи и войлока с длинными рукавами – так называемый кандис– была распространена в Центральной Азии; в VI –V веках до н.э ее носила знать племен Горного Алтая.

Фрагмент. «Золотой человек». Некрополь Шиликты. VIII – VII вв. до н.э.

Акинак — короткий (40—60 см) железный меч, применявшийся скифами во второй половине 1-го тысячелетия до н. э. Акинак обладал отличными колющими свойствами и достаточной массой (до двух килограммов) для нанесения рубящих ударов. Дол, как правило, отсутствовал. Имел сердцевидное перекрестие и плоское навершие в виде поперечного короткого бруска или полумесяца. Вместе с определённой разновидностью трензеля, акинак являлся одним из элементов так называемой скифской триады — комплекса предметов, характерных для скифской культуры. Археологические находки акинаков и других составляющих триады позволяют проследить засвидетельствованное Геродотом и Диодором Сицилийским проникновение восточно-иранских «царских скифов» через Переднюю Азию и Кавказ до Северного Причерноморья.

Фрагмент. «Золотой человек». Некрополь Шиликты. VIII – VII вв. до н.э.

Саки — собирательное название группы ираноязычных кочевых и полукочевых племён I тыс. до н. э. — первых веков н. э. в античных источниках. Название восходит к скифскому слову saka – ‘олень’. И древними авторами, и современными исследователями саки, наряду с массагетами, считаются восточными ветвями скифских народо . В древнеперсидских надписях отмечены четыре группы саков, в том числе саки-тиграхауда, «в остроконечных шапках» (в Бехистунской надписи Дария I, проживавшие в предгорьях Тянь-Шаня.

Фрагмент. «Золотой человек». Некрополь Шиликты. VIII – VII вв. до н.э.

Некрополь Шиликты расположен в долине, окруженной горами Тарбагатай, Манрак, Сауыр-Сайхан. Это действительно Царская долина, поражающая количеством огромных курганов – их более 200, - тянущихся несколькими цепочками. Элитарные памятник раннего сакского времени расположены в центре уникального природного комплекса. Это огромные насыпи, под которыми в бревенчатых срубах была похоронена в VII – VI вв до н.э. правящая элита, облачённая в «золотые одежды».

Реконструкция – макет лошади в полном парадно-погребальном убранстве. Берел. IV-III до н.э.

Первый такой курган был раскопан в 1960 г, под руководством археолога С.С. Черникова, где было найдено 524 золотых предмета. Именно там был обнаружен золотой «летящий олень» - исключительный образец скифо-сакского искусства.

Реконструкция – макет лошади в полном парадно-погребальном убранстве. Берел. IV-III до н.э.

В 2003 году были продолжены раскопки на некрополе Шиликты археологом А.Т. Толеубаевым, которые стали своеобразной сенсацией. Было найдено 4333 золотых изделия: бляхи в виде барса, беркута, оленя, архара, волчонка и большое количество золотого бисера. Находки позволили сделать реконструкцию костюма и внешнего облика царской персоны.
Реконструкция – макет лошади в полном парадно-погребальном убранстве. Берел. IV-III до н.э.

В 2016 на некрополе Шиликты в деревянной гробнице было обнаружено 2025 украшений из золота, в том числе бляшки в виде оленей, беркута-грифона, кошачьего хищника и золотой бисер.

Реконструкция – макет лошади в полном парадно-погребальном убранстве. Берел. IV-III до н.э.

Берельские курганы — комплекс могильников в Шиликтинской долине Казахстана. Курган датируется VIII—VII веком до нашей эры. Кроме того, ранее в соседних курганах было обнаружено ещё некоторое количество золотых и ценных вещей, большинство из них сейчас хранится в Эрмитаже. Период, к которому принадлежат найденные артефакты, получил название Берельский этап развития культуры кочевников Восточного Казахстана эпохи раннего железного века (V—IV века до н. э.).

Реконструкция – макет лошади в полном парадно-погребальном убранстве. Берел. IV-III до н.э.


Украшение одежды. Золото. Шиликты. VII-V вв. до н.э.


Украшение одежды. Золото. Шиликты. VII-V вв. до н.э.


Украшение одежды. Золото. Шиликты. VII-V вв. до н.э.


Украшение одежды. Золото. Шиликты. VII-V вв. до н.э.


Украшения для одежды в скифо-сакском зверином стиле. Золото. Некрополь Шиликты. VIII-VII вв. до н.э.


Серьга. Золото. Камень. 1-е тыс. до н.э. Некрополь Шиликты. VIII-VII вв. до н.э.


Бляшка – олень с ветвистыми рогами. Некрополь Елеке Сазы 2. VIII-VII вв. до н.э.

Территория некрополя Елеке Сазы находится у северного склона хребта Тарбагатай и представляет собой замкнутую долину, окруженную невысокими горами Сары-шокы, Аршалы, Акшагал и изрезанную мелкими многочисленными речками и ручьями. На плоских возвышениях расположены сотни курганов начала 1-го тысячелетия до н.э.

Наконечник стрел. Бронза, золото. Елеке Сазы. VII-VI вв. до н.э.

В каждой группе выделяются курганы-доминанты, которые отличаются от остальных размерами и наземными конструкциями. Они чётко разделяются на группы и цепочки. Основные работы проводились на кургане №4 под руководством З. Самашева. Диаметр его 50 метров, вся насыпь окружена кольцом из крупных разноцветны речных камней, которое окружено неглубоким рвом – элементом наземной конструкции, маркирующим последний акт погребально-поминального ритуала, связанного с возведением кургана в честь ушедшей важной персоны.

Украшение колчана для стрел. Золото. Бирюза. Некрополь Елеке Сазы 2. VII-VI вв. до н.э.

Погребальная камера была сооружена из бревен, имела трапециевидную форму и строилась на уровне древней поверхности. Всю наземную конструкцию кургана по всему кругу удерживала мощная крепида – ограда, - которая имела, по-видимому, и религиозно-магическую охранительную функцию, а чем свидетельствует огромное количество спрятанных предметов украшений мужских и женских костюмов. Находки в ограде: фигуры хищных зверей из листового золота, нашивки в виде хищных птиц, тысячи бисерин, украшавши штаны и сапоги, бусы из поделочных камней. В кургане ареологии обнаружили два погребения, одно из которых было полностью разграблено.

Украшение колчана для стрел. Золото. Бирюза. Некрополь Елеке Сазы 2. VII-VI вв. до н.э.

Второе погребение сохранилось полностью и принадлежало знатнейшему юноше 17-18 лет. Сохранность костей позволила ученым начать работу над антропологической реконструкцией по черепу и взять ряд проб для аналитических исследований. Знатность, особое положение в социуме этого юноши подчеркивает погребальный инвентарь: массивное шейное украшение из золота, золотые бляшки в виде свернувшегося в кольцо хищника кошачьей породы, олени с роскошными рогами, маралы.

Украшение колчана для стрел. Золото. Некрополь Елеке Сазы 2. VII-VI вв. до н.э.


Украшение колчана для стрел. Золото. Некрополь Елеке Сазы 2. VII-VI вв. до н.э.


Фрагмент. Гривна, шейное украшение. Золото. Некрополь Елеке Сазы 2. VII-VI вв. до н.э.


Кинжал, ножны. Бронза, золото. Некрополь Елеке Сазы 2. VII-VI вв. до н.э.

Особо выделяется бронзовый кинжал в роскошных золотых ножнах. Под левую руку умершего был положен горит (колчан с 40 бронзовыми наконечниками стрел), который украшала длинная золотая пластина. Деревянное дно колчана имело окладку из листового золота, украшенную впечатляющими фигурами противостоящих оленей, выполненных в технике зерни.

Кинжал, ножны. Бронза, золото. Некрополь Елеке Сазы 2. VII-VI вв. до н.э.


Кинжал, ножны. Бронза, золото. Некрополь Елеке Сазы 2. VII-VI вв. до н.э.

По конструктивным особенностям курган №4 некрополя Елеке Сазы в Тарбагатае имеет много общего с погребальными сооружениями из Восточного Казахстана и Сары-Арки, а также обширные параллели в раннесакских памятниках Жетысу, Саяно-Алтая, Синьцзяня и датируется VIII – VII вв. до н.э.

Кинжал, ножны. Бронза, золото. Некрополь Елеке Сазы 2. VII-VI вв. до н.э.


Бисер. Золото. Некрополь Елеке Сазы 2. VII-VI вв. до н.э.


Бисер. Золото. Некрополь Елеке Сазы 2. VII-VI вв. до н.э.


Зеркало. Бронза. VIII – VII вв. до н.э.


Кинжал. Железо. 1-е тыс. до н.э.


Бляшка поясного набора. Золото. Бронза. IX – X вв.


Бляшка поясного набора. Золото. Бронза. IX – X вв.


Бляшка поясного набора. Золото. Бронза. IX – X вв.


Бляшка поясного набора. Золото. Бронза. IX – X вв.


Зеркало с рунической надписью. IX – X вв.


Фрагмент. Зеркало с рунической надписью. IX – X вв.


Фрагмент. Поясной набор. Серебро. Золото. Бронза. IX- X вв.


Фрагмент. Поясной набор. Серебро. Золото. Бронза. IX- X вв.


Фрагмент. Поясной набор. Серебро. Золото. Бронза. IX- X вв.


Фрагмент. Поясной набор. Серебро. Золото. Бронза. IX- X вв.


Топор. Бронза. 2-е тыс. до н.э.


Топор. Бронза. 2-е тыс. до н.э.


Наконечник копий. Бронза. 2-е тыс. до н.э.


Скульптурная реконструкция по черепу. Гипс. Зевакино.


Скульптурная реконструкция по черепу. Гипс. Майэмер.


Скульптурная реконструкция по черепу. Гипс. Берел.

Приходите в музей прикоснуться к далекой культуре с ее зооморфными изделиями и «золотыми людьми».

Выставка продлится до 24 марта 2019.

Адрес: Тверская ул., дом 21. Проезд: станции метро Пушкинская, Тверская, Чеховская, троллейбусы 1, 12. Карта тут.
Время работы: вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье — с 11.00 до 19.00, четверг — с 12.00 до 21.00;
понедельник — выходной день.
Цена билета: взрослый - 250 руб, льготный - 100 руб. Подробности тут.
Единый билет:(ГЦМСИР и 4 отдела; срок действия — 10 дней, включая день продажи):
550 руб. для взрослых; 250 руб. для учащихся, студентов вузов РФ, пенсионеров

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.
Tags: ГЦМСИР, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГЦМСИР” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments