mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка «Аристократический портрет в России XVIII – начала XX века» - отчёт. Часть 9.

В Государственном Историческом музее проходит выставка «Аристократический портрет», который обязательно надо посетить, а мы продолжаем показывать и рассказывать об этой экспозиции.

Зарянко Сергей Константинович. Портрет Александра Дмитриевича Черткова.
Российская империя. 1857. Холст, масло.

Портрет поступил в 1920-е из прежних поступлений.

Основатель Чертковской библиотеки, председатель Московского общества истории и древностей Российских, один из учредителей Московской (общедоступной) школы художеств. Губернский предводитель московского дворянства, участник Отечественной войны 1812 года и русско-турецкой войны 1828—1829 годов. Александр Дмитриевич служил в конном лейб-гвардии полку; участвовал в Отечественной войне 1812 года. Принимал участие в Заграничных походах русской армии, особенно отличился в Кульмском сражении и был награждён. После путешествия по Европе, он стал собирать коллекции русских древностей и монет с целью изучить и классифицировать их в соответствии с современным состоянием науки.

Фрагмент. Зарянко Сергей Константинович. Портрет Александра Дмитриевича Черткова.
Российская империя. 1857. Холст, масло.



Фрагмент. Зарянко Сергей Константинович. Портрет Александра Дмитриевича Черткова.
Российская империя. 1857. Холст, масло.



Фрагмент. Зарянко Сергей Константинович. Портрет Александра Дмитриевича Черткова.
Российская империя. 1857. Холст, масло.



Кёллер Иван Петрович. Портрет князя Александра Михайловича Горчакова.
Российская империя, Санкт-Петербург. Холст, масло.

Портрет поступил в 1928 году из Центрального хранилища Государственного музейного фонда, ранее находился в собрании московского архива Министерства иностранных дел.

Кёллер Иван Петрович. Фрагмент. Портрет князя Александра Михайловича Горчакова.
Российская империя, Санкт-Петербург. Холст, масло.

Светлейший князь Александр Михайлович Горчаков получил воспитание в Царскосельском лицее, где был товарищем Пушкина. После франко-прусской войны Пруссия достигла своей заветной цели и создала новую могущественную империю при значительном содействии Горчакова, а русский канцлер воспользовался этой переменой обстоятельств для уничтожения 2-й статьи Парижского трактата о нейтрализации Чёрного моря. Именным Высочайшим указом, от 17 (29) марта 1871 года, министру иностранных дел, государственному канцлеру князю Александру Михайловичу Горчакову пожалован, с нисходящим его потомством, титул светлости.

Кёллер Иван Петрович. Фрагмент. Портрет князя Александра Михайловича Горчакова.
Российская империя, Санкт-Петербург. Холст, масло.

Именным Высочайшим указом, от 17 (29) марта 1871 года, министру иностранных дел, государственному канцлеру князю Александру Михайловичу Горчакову пожалован, с нисходящим его потомством, титул светлости.В 1880 году Горчаков не смог приехать на торжества по случаю открытия памятника Пушкину (в это время из лицейских товарищей Пушкина были в живых только он и С. Д. Комовский), но дал интервью корреспондентам и пушкинистам. Вскоре после пушкинских торжеств Комовский умер, и Горчаков остался последним лицеистом. Горчаков по очерёдности награждения входил в состав пенсионеров — кавалеров ордена Святого Андрея Первозванного (800 рублей в год) и пенсионеров — кавалеров ордена Св. Владимира 1-й степени (600 рублей в год).

Февр-Дюффер Луи Станислас. Портрет неизвестной из семьи графов Паниных.
Российская империя, Москва. 1858. Холст, масло.

Портрет поступил в 1927 из Центрального хранилища Государственного музейного фонда (Зубаловское отделение).

Февр-Дюффер Луи Станислас. Фрагмент. Портрет неизвестной из семьи графов Паниных.
Российская империя, Москва. 1858. Холст, масло.



Пастернак Леонид Осипович. Портрет Бориса Николаевича Чичерина.
Российская империя, Москва. 1905. Холст, масло.

Портрет поступил в 1930 из Музея Старой Москвы.

Борис Николаевич Чичерин почётный член Петербургской Академии наук (1893). Почётный член Московского университета (1900)[2]. Гегельянец. Дядя будущего наркома иностранных дел РСФСР и СССР Г. В. Чичерина. В 1861—1867 годах Чичерин — экстраординарный профессор Московского университета по кафедре государственного права; в своей фундаментальной работе «О народном представительстве» (докторская диссертация Чичерина была опубликована в 1866 году и переиздана в 1899 году) впервые в русской юридической литературе проследил развитие институтов парламентаризма у европейских народов. Относительно их применимости к тогдашней России Чичерин писал: «Не скрою, что я люблю свободные учреждения; но я не считаю их приложимыми всегда и везде, и предпочитаю честное самодержавие несостоятельному представительству». В 1868 году вместе с рядом других профессоров вышел в отставку в знак протеста против курса Министерства народного просвещения. В начале 1882 был избран московским городским головой, сменив на этом посту досрочно ушедшего в отставку С. М. Третьякова. Чичерину удалось добиться некоторых улучшений в городском хозяйстве Москвы, в частности обеспечить поступление в московский водопровод мытищинской воды.

Серов Валентин Александрович. Портрет князя Владимира Михайловича Голицына.
Российская империя, Москва. 1906. Холст, масло.

Портрет поступил в 1931 году, ранее находился в Московской городской думе. Портрет написан по заказу Московской городской думы.
Князь Владимир Михайлович Голицын Московский вице-губернатор (1883—1887), губернатор (1887—1891), городской голова (1897—1905), один из 12 почётных граждан города Москвы (c 1905), которым это звание было дано до революции. При Голицыне городская дума вышла за пределы хозяйственных функций, став заметной силой в политической жизни всей страны. В конце 1904 года Голицын лично возглавил оппозиционно настроенную часть Думы, обратившись к царю с конституционными требованиями. В связи с событиями октября 1905 года Голицын выходит в отставку и становится почётным гражданином Москвы, попечителем Народного университета имени А. Л. Шанявского.

Константин Егорович Маковский. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой, графини Сумароковой-Эльстон.
Российская империя, Москва. Не позднее 1895. Холст, масло.

Портрет поступил в 1930 вместе с собранием Военно-исторического музея, ранее собственность князей Юсуповых, находился в доме Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке в Москве.

Княжна, затем княгиня Зинаида Николаевна Юсупова — богатейшая российская наследница своего времени, последняя в роду Юсуповых, крупная благотворительница. Последняя перед национализацией владелица подмосковной усадьбы Архангельское. Весной 1882 года Зинаида Николаевна вышла замуж за графа Феликса Сумарокова-Эльстона, сына графа Феликса Николаевича Сумарокова-Эльстон и графини Елены Сергеевны Сумароковой, которому после свадьбы высочайшим указом было пожаловано право именоваться двойным титулом — князем Юсуповым, графом Сумароковым-Эльстоном. Во время русско-японской войны Зинаида Николаевна была шефом военно-санитарного поезда на фронте, а во дворцах и имениях Юсуповых были организованы санатории и больницы для раненых. 13 апреля 1919 года Юсуповы покинули Россию (вместе с семьей вел.кн. Александра Михайловича) на британском линкоре «Мальборо» и эмигрировали в Италию.

Маковский Константин Егорович. Портрет графини Прасковьи Сергеевны Уваровой.
Российская империя. 1882. Холст, масло.

Портрет записан в главную инвентарную книгу Исторического музея в 1930-е «из старых поступлений».

Графиня Прасковья Сергеевна Уварова жена археолога Алексея Сергеевича Уварова. После кончины своего супруга (1884), являлась председателем Московского археологического общества (с мая 1885), почетным членом Императорской Академии наук (1895), профессором Дерптского (1888), Харьковского (1906), Казанского (1910), Московского (1910) университетов, Петербургского археологического института (1891), Лазаревского института восточных языков (1902). В 1892 году Общество антикваров во Франции избрало графиню своим членом.

Маковский Константин Егорович. Фрагмент. Портрет графини Прасковьи Сергеевны Уваровой.
Российская империя. 1882. Холст, масло.

В 1917 году, после Октябрьской революции, выехала в Ессентуки, где работала над завершением своего многолетнего труда «Описание миниатюр грузинских Евангелий XV и XVI веков». В 1918 году поселилась в Майкопе, где проводила археологическое обследование окрестностей, зарабатывая на жизнь преподаванием иностранных языков. В феврале 1919 года эвакуирована из Новороссийска на корабле «Св. Николай», эмигрировав в Королевство Югославию.

Приходите в музей увидеть мастерские портреты великих художников и страницы нашей истории.


Выставка продлится до 20 мая 2019 года.

Адрес: Площадь революции, д. 2/3. Выставочный комплекс Исторического музея (здание музея Отечественной войны 1812 г).
Режим работы: Понедельник — воскресенье с 10:00 до 18:00
Пятница и суббота с 10:00 до 21:00
Вторник — выходной.
Цена билета: 300 рублей. Есть льготы. Подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ГИМ, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГИМ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments