?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В залах Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке открылась выставка «Скульптор Анна Голубкина».
IMG-9999

Показ произведений Голубкиной в постоянной экспозиции музея дополняет и делает более целостной картину русской художественной культуры второй половины XIX – начала ХХ века. Все представленные произведения входят в собрание Третьяковской галереи. Большинство из них относятся к коллекции одного из научных отделов Галереи — Музея-мастерской А.С. Голубкиной, в настоящее время закрытого на реконструкцию.


В истории Мемориального музея-мастерской Анны Голубкиной, великого русского скульптора, были радостные , и трагические, страницы. Распахнувший свои двери в 1934 году, он был закрыт в 1952, а произведения передали в различные собрания. Лишь четверть века спустя в 1976 году музей вновь открыл свои двери благодаря усилиям неравнодушных деятелей культуры – скульпторов Веры Мухиной, Сергея Коненкова, Бориса Королёва, ученика Голубкиной режиссера Михаила Ромма и племянницы скульптора Веры Голубкиной.
IMG-0006
Анна Голубкина. Ваза «Туман» (Под стеклом). Гипс. 1899. Ваза «Туман». Мрамор. 1899.

Сегодня музей –мастерская вновь на реконструкции. В будущем здесь планируется создать московский центр скульптуры. Но основой его экспозиции останется единственное сохранившееся скульптурное ателье Серебряного века – мастерская Анны Голубкиной.
IMG-0016
Экспозиция выставки скульптур А.С. Голубкиной «В пользу раненых» в Музее изящных искусств имени императора Александра III.
Фотография П.В. Орлова. 1914.

Проект подготовлен на основе исследований персональной выставки Анны Голубкиной «В пользу раненых», прошедшей в Музее изящных искусств имени императора Александра III зимой 1914–1915 года. Она стала первой в стенах музея на Волхонке и первой крупной скульптурной выставкой в России. В создании экспозиции принимала участие сама Голубкина.
IMG-0017
Выставка скульптуры А.С. Голубкиной: каталог. М. 1914-1915.

Выставка носила благотворительный характер, и весь доход с проданных билетов, открыток и слепков был передан автором «на дело помощи раненым воинам в Московский биржевой комитет и в лазарет музея императора Александра III». Современники назвали ее «бескровной победой русского духа в дни великих испытаний.
IMG-0018
А.Н. Голубкина – А.С. Голубкиной. 1915. Письма из Москвы в Зарайск сестре скульптора с новостями о выставке «В пользу раненых».

После открытия А.М. Эфрос назвал творчество мастера «центральным узлом современной русской культуры». Современники свидетельствовали: «.. во всех трамваях висят плакаты о выставке..», а руководство музея не закрывало ее до распоряжения из столицы.
IMG-9925
Пленники. 1908. Мрамор.

Для художницы выставка была итогом 25 лет творчества и важнейшим личным событием, готовясь к которому, она писала: «… показав свои работы, я буду свободна от страха, что они погибнут, никому неведомые…».
IMG-0038
Кочка. 1904. Этюд к одноименной вазе. Гипс тонированный.

Анна Голубкина родилась 28 января 1864 года в Зарайске. С 1891 года обучалась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в мастерской профессора Сергея Иванова. Успех Анны Голубкиной был отмечен отливом ее работ в гипсе. Впервые принимала участие в 16 выставке Училища.
IMG-9937
Кустики. 1908. Гипс.

Позже продолжила обучение в Императорской Академии художеств в мастерской профессора Владимира Беклемишева. В 1895 году совершает первую поездку в Париж, где занимается в знаменитой частной академии Филиппо Коларосси. Во время второй поездки в Париж в 1897-1899 годах обучается в мастерской Огюста Родена. Посещает парижские музеи, находится под впечатлением от искусства Древнего Египта.
IMG-9943
Старая. Мрамор тонированный. 1908.

«До Вас, - писала Голубкина Родену, -  все профессора, кроме одного московского скульптора Иванова, мне говорили, что я на ложном пути, что нельзя работать так, как я. Их упреки меня мучили, но не могли поправить меня потому, что я им не верила… Вы не можете себе представить, какая для меня была радость, когда вы – самый лучший из всех художников, - Вы мне сказали то, что я сама чувствовала…»
IMG-0047
Старая. Мрамор тонированный. 1908.

В 1899 году участвует в парижском Салоне, где удостоена бронзовой медали Академии искусства и литературы Прованса. На 19-й выставке Московского общества любителей искусства представляет вазу «Туман» - одно из первых произведений русского символизма в скульптуре.
IMG-9927
Ваза «Туман». 1899. Мрамор.

На выставке можно увидеть эту вазу в двух вариантах в гипсе и мраморе. Что дает возможность увидеть развитие замысла скульптора, его внутреннюю работу скрытую от посторонних.
IMG-0035
Камин «Огонь». Гипс тонированный. 1900.

В 1901 году знакомится с Валентином Серовым, который восхищается талантом Голубкиной. Сергей Дягилев выбирает скульптуру «Огонь» для участия в 3-й выставке объединения «Мир искусства». По замыслу скульптора эти скульптуры должны были украшать камин, который представлял из себя пещеру вокруг которой сидят первобытные люди. К сожалению камин не был осуществлен.
IMG-0036
Камин «Огонь». Гипс тонированный. 1900.

В 1902 году знакомится с основателем Московского художественно-общедоступного театра Константином Станиславским и меценатом Саввой Морозовым. Получает заказ на выполнение барельефа для входа в здание театра в Камергерском переулке.
В 1906 году Совет Третьяковской галереи приобретает скульптуру «Марья» на 13-выставке Московского товарищества художников. В 1910 году начинает работать в мастерской в Большом Лёвшинсокм переулке. В 1911 году на 17-й выставке Московского товарищества представляет композицию «Кариатиды».
IMG-9939
Кариатиды. 1911. Дерево тонированное.

После революции участвует в организации Московского союза скульпторов-художников. Преподает скульптуру во Вторых государственных свободных мастерских (бывшее Училище живописи, ваяния и зодчества), затем во Вхутемасе. В 1921 году последний раз участвует в Осеннем салоне в Париже.
IMG-9935
Земля. 1904. Гипс тонированный.

Умерла Анна Голубкина 7 сентября 1927 года. Похоронена в своем родном городе Зарайске.
IMG-0044
Женщина с ребенком. 1912. Гипс тонированный.

В рамках выставки можно увидеть скульптурные портреты известных людей той эпохи. В основной массе скульптор искала моделей себе сама, а не работала на заказ.
IMG-9990
Портрет Алексея Николаевича Толстого. 1911. Дерево тонированное.

IMG-9987
Карл Маркс. 1905. Бронза.

Этот бюст был выполнен по заказу Московского Комитета РСДРП.
IMG-9985
Портрет Василия Васильевича Переплетчикова. 1899. Бронза.

Переплётчиков Василий Васильевич (1863—1918) — русский живописец, пейзажист, график. Работал в традициях поздних передвижников.
IMG-9981
Портрет Евфимии Павловны Рябушинской. 1912. Гипс тонированный.

Евфимия Павловна Носова (ур. Рябушинская; 8 августа 1881, Москва — 26 августа 1976) — коллекционер начала XX века.
«Она была типичной представительницей меценатствующего московского капитализма, — вспоминал ее племянник Ю. А. Бахрушин. — Окруженная поэтами-символистами и художниками-„мирискуссниками“, она „рассудку вопреки, наперекор стихиям“ превращала памятный мне по детству старый носовский дом на Введенской площади во дворец Козимо Медичи».После 1917 года эмигрировала. Еще до отъезда самые ценные картины сдала на временное хранение в Третьяковскую галерею и в Театральный музей им. А. А. Бахрушина (позже также переданы в ГТГ).
IMG-9979
Портрет Андрея Белого. 1907. Гипс тонированный.

Андрей Белый (настоящее имя Борис Николаевич Бугаев; 1880—1934) — русский писатель, поэт, критик, мемуарист, стиховед; один из ведущих деятелей русского символизма и модернизма в целом.
IMG-9978
Портрет Андрея Белого. 1907. Гипс тонированный.

IMG-9975
Нина . 1907. Мрамор.

IMG-9972
Портрет Марии Григорьевны Срединой. 1903. Гипс тонированный.

IMG-9968
Портрет Александра Владимировича Назаревского. 1911. Дерево тонированное.

Назаревский Александр Владимирович (1876 — после 1919) — искусствовед, приват-доцент историко-филологического факультета Московского университета, старший хранитель, учёный секретарь (?—1916) Музея изящных искусств имени императора Александра III. Ученик Ивана Владимировича Цветаева.
IMG-9965
Портрет Алексея Михайловича Ремизова. 1911. Дерево тонированное.

Алексей Михайлович Ремизов ( 1877— 2 1957) — русский писатель. Писатель и публицист Иван Ильин так охарактеризовал творчество Ремизова:
«Вот мастер слова и живописец образов, художественный и духовный облик которого настолько своеобразен и необычен, что литературный критик, желающий постигнуть и описать его творчество, оказывается перед очень тонкой и сложной задачей. Ремизов как писатель не укладывается ни в какие традиционно-литературные формы, не поддается никаким обычным „категориям“; и притом потому, что он создает всегда и во всем новые, свои формы, а эти новые литературные формы требуют новых „категорий“ и, что ещё гораздо важнее, — требуют от читателя и от критика как бы новых душевных „органов“ созерцания и постижения».
IMG-9964
Портрет Алексея Михайловича Ремизова. 1911. Гипс тонированный.
Портрет Алексея Михайловича Ремизова. 1911. Дерево тонированное.

IMG-9962
Портрет Вячеслава Иванова. 1914. Гипс тонированный.

Вячеслав Иванович Иванов (1866—1949) — русский поэт-символист, философ, переводчик и драматург, литературный критик, педагог, идеолог дионисийства. Одна из ключевых и наиболее авторитетных фигур «Серебряного века».
Еще одна часть выставки посвящена незаконченной работе «Тайная вечеря». В экспозиции представлен этюд и более проработанные фигуры отдельных апостолов. Но насколько она прекрасна, от нее практически невозможно отвести глаз.
IMG-9953
Тайная вечеря. 1911. Гипс тонированный.

IMG-9954
Фрагмент. Тайная вечеря. 1911. Гипс тонированный.

IMG-9955
Фрагмент. Тайная вечеря. 1911. Гипс тонированный.

IMG-9951
Апостол Петр. 1911. Гипс тонированный.

IMG-9949
Апостол Иоанн. 1911. Гипс тонированный.

IMG-9947
Иисус Христос. До 1914. Мрамор.

IMG-9997
Иисус Христос. До 1914. Мрамор.

IMG-0029
Голова Иисуса Христа. 1911. Гипс тонированный.

Приходите знакомиться с творчеством Анны Голубкиной, пока ее мастерская скрыта от глаз посетителей. Вам представится уникальная возможность сравнить ее работы в разынх материалах и увидеть как по разному гипс, мрамор и дерево передают замысел художника.


Выставка продлится до 15 января 2020 года.

Адрес музея: Лаврушинский переулок, 10. Проезд до ст. метро "Третьяковская" или "Полянка".
Время работы: вторник, воскресенье - с 10.00 до 18.00 (кассы и вход на экспозицию до 17.00);
четверг, пятница, суббота, воскресенье - с 10.00 до 21.00 (кассы и вход на экспозицию до 20.00);
выходной - понедельник.
Цена билета: взрослый - 500 руб., льготный - 250 руб. Подробнее тут.
Бесплатно — для лиц до 18 лет и других категорий граждан.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.

Posts from This Journal by “ГТГ” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com