mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Category:

Выставка «Час потехи» - отчёт.

Государственный Исторический музей приглашает на выставку «Час потехи», рассказывающую о праздниках, потехах и массовых гуляниях в России XVII – начала XX века. Около 400 экспонатов расскажут о традиционных развлечениях – балаганах, кулачных боях и катаниях с гор, а также о новых, появлявшихся с изменением жизненного уклада империи, – фейерверках, променадах, цирках, кинематографе. Размещенный в экспозиции шкаф «Археология потехи» позволит увидеть артефакты Каменного, Бронзового веков, Античности и Средневековья - свидетельств забав в древности.
IMG-2431
Зал музея.

В России праздничных дней, когда люди разных сословий и достатка одновременно предавались веселью, было немало. Праздники соотносились с православным календарем, впитавшим дохристианские представлении о годовом цикле, в котором определяющую роль играла цикличность Солнца и Луны. На выставке гости музея увидят интереснейшие экспонаты, позволяющие представить яркую картину праздничного российского бытия. Музейные вещи – очевидцы и участники развлечений, зрелищ и игр, несут воспоминания о зимних и летних праздниках.
IMG-2459
Зал музея.

Один из залов музея посвящен огненным шутихам и фейерверкам, которые были так популярны во времена Петра I и Екатерины II. Многие праздники у древних славян были связаны с силой огня: чествования Купалы, Ярилы и др.
IMG-2322
Модель мортиры. Западная Европа. XVIII в. Бронза; литье.

С принятием христианства огненные игры не прекратились. В правление царя Алексея Михайловича летающие потешные огни оформились уже как специальное огненное представление, а в царствование Петра I, фейерверки стали не только развлечением, но и мощным средством пропаганды реформ, нововведенного Нового года, прославлением военных побед, торжеств в императорском доме.
IMG-2320
Ветвь пальмовая с монограммой Петра I.
Россия. Начало XX. Бронза, железо, литье, патинирование.

Фейерверк – сложное и очень дорогостоящее зрелище. Изготавливались сложные механические приспособления, позволяющие извергать лаву, забурлить водную массу, привести в движение транспаранты, устроить в небе целые сцены сражений. Текст с пояснением сюжета огненного праздника печатался заранее и представлял собой своеобразную программу действий.
IMG-2323
Пушка салютационная. Западная Европа, XVII в. Бронза литье.

Петр I лично занимался изготовлением «потешных огней»: ракет, звезд, колес, шутих. На протяжении XVIII – XIX веков за устройство фейерверков отвечало артиллерийское ведомство.
IMG-2326
«Изображение второй части фейерверка, представленного перед Зимним
Ея Императорского Величества домом на новый 1758 год в Санкт-Петербурге».
Неизвестный гравер. Художник Ф. Градацци, пиротехник Дж. Сарти. Россия. Вторая половина XVIII века. Бумага, гравюра резцом.

IMG-2328
«Изображение фейерверка и иллюминации, который в новый 1749 год
пред Летним Ея Императорского Величества домом в Москве представлены были».
Неизвестный автор. Россия. Оттиск XIX века, по гравюре 1749 г. Бумага, гравюра резцом и офортом (отпечаток на новой бумаге).

Начиная с 30-х годов к составлению огненных проектов привлекли Академию наук, в том числе и М.В. Ломоносова. Их задачей было придумать сценарий, определить последовательность возгорания пиротехнических средств, набор символов и эмблем. Техническое воплощение праздника осуществляли офицеры – артиллеристы-фейерверкеры.
IMG-2330
Бомбардир и фейерверкер конной артиллерии. 1797-1801.
Художники Губарев и Борисов. Литографы Белоусов и Гурке. Бумага, литография, раскрашенная акварелью.

Следующий зал рассказывает о зимних праздниках и связанных с ними развлечением. Одним из самых популярных развлечений были горки. С них катались люди всех сословий. Хотя чужеземным наблюдателям эти развлечения казались более опасными, чем веселыми, горки строили повсеместно и иногда они доходили высотой до 30 метров.
IMG-2362

С горок катались на небольших санках, шкурах, рогожах, расплющенных корзинах. С катывались и на доске, маневрируя длинной палкой. Смельчаки скатывались лежа на животе на санках лицом вперед. Более состоятельная публика предпочитала «дилижансы» - высокие сани с бархатными скамейками.
IMG-2366
Кивер 3 Елисаветградского гусарского полка. Россия, 1845-1855 гг.

На выставке представлено мундирное платье Ольги Николаевны дочери Николая I, которая стала шефом 3 Елисветградского гусарского полка. Это событие состоялось на Новый год и было своеобразным подарком императора своей дочери. Кстати Ольга Николаевна настояла чтоб мундир был с юбкой, чему Николай I сопротивлялся. В правление Николая II его дочь, тоже Ольга Николаевна стала шефом этого же 3-го Елисаветградского гусарского полка.
IMG-2361
Пряник. XIX в.

В выставочном зале представлены редчайшие экспонаты, такие как настоящие пряники XIX века, которые служили украшением стола. Им около 200 лет. Многие спрашивают, как же они сохранились? В этом есть огромная заслуга музея. Но не менее важен и натуральный состав пряника того времени.

Яркие экземпляры старинных саней также можно увидеть в разделе выставки, посвященном маскарадным увеселениям: карнавальные сани времен Екатерины Великой, в том числе роскошные сани со скульптурой Минервы, богини мудрости, проезжавшие по улицам Москвы во время устроенного императрицей просветительского маскарада; народные расписные свадебные сани.
IMG-2345
Фрагмент. Сани маскарадные. Санкт-Петербург. Придворный конюшенный двор. 1762 г. Принадлежали Екатерине II.
Дерево, металл, ткань, кожа; столярная и слесарная работы, ковка, резьба, серебрение, раскраска.

Маскарадные сани – обязательный атрибут популярного в XVIII в развлечения высшего общества. На святочных и масленичных гуляниях императорский двор обычно организовывал костюмированные шествия и катания. Для таких выездов изготавливали специальные экипажи – маскарадные сани, строительство которых поручалось лучшим мастерам и художникам.
IMG-2352
Фрагмент. Сани маскарадные. Санкт-Петербург. Придворный конюшенный двор. 1762 г. Принадлежали Екатерине II.
Дерево, металл, ткань, кожа; столярная и слесарная работы, ковка, резьба, серебрение, раскраска.

Маскарадные сани должны были быть не только безопасными и удобными в управлении, но и свидетельствовать об утонченном вкусе и богатстве седоков. Кортеж таких саней двигался по центральным улицам города; его пассажиры демонстрировали другу другу и прохожим, толпившимся вокруг, изысканность нарядов и красоту своих экипажей. Нередко такие представления объединяла особая тематика, связанная с конкретной политической или общественной ситуацией.
IMG-2354
Настольная игрушка. «Удаль русская, молодецкая…»
Мастер С.И. Иванов. Издательство ЭСТЕБЕ. Литография И.Я. Виноградова. Москва. 1914 г.

IMG-2355
Настольная игрушка «Русско-Французский союз».
Франция, Париж. Начало XX в. Фирма «BUTOT&C». Картон, бумага, металл; аппликация, хромолитография.

Очень интересны и вот такие экспонаты - политические сатирические игрушки. Можно историю по ним изучать. И легко понять, какая нынче в стране обстановка.
IMG-2358
Матрешки.

Пасхальные яйца были излюбленным подарком на праздник Светлой Пасхи. Их создавали на любой достаток. Вот такие яйца можно увидеть в витринах музея.
IMG-2393
Яйцо пасхальное.
IMG-2392
Яйцо пасхальное.
IMG-2391
Яйцо пасхальное.

IMG-2390
Игрушечные блюда. Украшения пасхального стола.

Праздничные гуляния занимали в жизни русского народа заметное место. Игровая стихия захватила многие стороны общественной жизни России. На ярмарочных и праздничных гуляниях возводились целые увеселительные городки, включавшие в себя как старые, так и новые развлечения и зрелища народной России. Сама культура гуляний носила игровой характер.
IMG-2396
Подмосковное село Алексеевское. Гулянье 27 июня 1856 года.
Монограмист Н.А. Россия, Москва 1856 г. Холст, масло.

Медвежья потеха, раек, «огненные действа», балаган, шарманки, механизированные куклы, панорамы. Все это яркие, популярные, типичные виды народных увеселений, но с другой стороны — они демонстрируют создание того специфического мира городской праздничной площади.
IMG-2394
Село Красное. Троицын день. Неизвестный художник. Россия, 1840-егг. Холст, масло.
IMG-2373
«Быкодрание». Художник Х.Г.Г. Гейслер. Россия. Конец XVIII – начало XIX в. бумага, офорт, акварель.
На офорте изображено движение толпы на площади к накрытым под навесами столам, на которых размещено праздничное угощение.

Императрица Екатерина Великая была уверена, что час всенародного праздничного веселья является необходимым условием стабильности государства – Народ, который поет и пляшет, зла не думает. А народ исстари понимал роль развлечений и отдыха.
IMG-2371
Фонтаны с вином для угощения народа во время праздника в конце 1780-хгг.
Неизвестный художник по оригиналу Х.Г.Г. Гейслера. Россия. Конец XVIII – начало XIX в. Бумага, офорт, акварель.

Конец XIX века с техническим прогрессом принес новые развлечения это и кинематограф и велосипед. А уж какие прекрасные афиши заманивали обывателя на различные увеселительные действа. Тут и сеансы кино, и скачки и представления цирка и все пытались удивить и поразить своих посетителей.
IMG-2377
Господский дом. Афиша. Россия.

Напротив этой афиши стоит личная кинокамера постановщика Петра Мосягина. С 1906 он учился в московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1914—1918 работал на киностудии акционерного общества «Г. Либкен и Ко» в Ярославле, в эти годы снял более десяти фильмов. Все они погибли во время пожара на киностудии. В 1918 году. Снял как оператор более пятидесяти фильмов.
IMG-2378
Кинокамера «Патэ», футляр от камеры, тренога, кассета. Кинокомпания «Братья Патэ». Франция, начало XX в.

IMG-2461
Афиша.

IMG-2462
Афиша.

Конечно веселье не возможно без напитков и рассказ об этом предваряют на выставке ворота питейного заведения XVIII века. А ворота те охраняют зазывала, да вышибала.
IMG-2381
Ворота.

IMG-2382
Зазывала.

IMG-2383
Вышибала.

На этом мы покинем вас и пригласим на выставку. Ведь огромное количество экспонатов не попало в наш небольшой обзор. Приходите в Исторический музей, где вы сможете прикоснутся к миру праздников и веселья в России, а так же увидеть флейту, на которой играл музыкант каменного века, театральную маску средневекового актера, коньки адмирала П.С. Нахимова, мяч, которым потешались древние новгородцы и многое другое.


Выставка продлится до 16 марта 2020 года.

Адрес: Площадь революции, д. 2/3. Выставочный комплекс Исторического музея (здание музея Отечественной войны 1812 г).
Режим работы: Понедельник — воскресенье с 10:00 до 18:00
Пятница и суббота с 10:00 до 21:00
Вторник — выходной.
Цена билета: 300 рублей. Есть льготы. Подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ГИМ, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГИМ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments