
Вторая четверть XVII века. Русский Север. Дерево, левкас, темпера.
Чудотворный образ Спасителя принадлежал к особому иконографическому изводу – «Москворецкий», для которого характерны оплечное изображение Спасителя, когда его правая рука в благословляющем жесте, а левая придерживает раскрытое Евангелие.

Вторая четверть XVII века. Русский Север. Дерево, левкас, темпера.
Последнее известие об иконе датируется 15 сентября 1927 г. и принадлежит главному хранителю Исторического музея Алексею Васильевичу Орешникову. В своем дневнике он записал, что видел икону в реставрационной мастерской в Покровском соборе. «Были в реставрационной мастерской (в Покровском соборе на Красной площади), где расчищается огромный чудотворный образ Спасителя из часовни; письмо удивительное».

Вторая четверть XVII века. Русский Север. Дерево, левкас, темпера.
Дальнейшая судьба иконы остается загадкой, но с большой вероятностью можно сказать, что в Исторический музей вернулась именно она. На это указывают следующие обстоятельства:

Вторая четверть XVII века. Русский Север. Дерево, левкас, темпера.
· принадлежность к тому же самому Москворецкому иконографическому изводу изображения Спасителя;

Вторая четверть XVII века. Русский Север. Дерево, левкас, темпера.
· почти идентичные (с учетом погрешности при измерении в четвертях аршина в акте 1921 года) размеры иконы: 150 × 125 см;
· следы от многочисленных мелких гвоздей на фоне иконы, которыми крепилась риза;
· очевидные следы ожогов, расположенных ниже лика Спасителя, что свидетельствует о почитании этого конкретного образа, к которому неоднократно подвешивались разные лампады;

Вторая четверть XVII века. Русский Север. Дерево, левкас, темпера.
· датировка данной иконы не выходит за середину XVII века, прямым доказательством чему служит наличие написанного на полях иконы текста тропаря 2-го гласа, входящего в службу Нерукотворному образу Спасителя 16 августа (старого стиля), в «дораскольной» редакции;
· надпись на иконе дословно совпадает с печатным текстом издания 1646 года и появление подобного текста на иконе после церковной реформы, начавшейся в 1654–1656 годах, было невозможно.

Вторая четверть XVII века. Русский Север. Дерево, левкас, темпера.
Первоначально чудотворный образ Спасителя помещался, по видимому, в специальной нише в Китайгородской стене, рядом с Москворецкими воротами. Это были проездные ворота с такими же проездами, как у Воскресенских ворот. В 1685-1689 годах снаружи Москворецких ворот для иконы была построена деревянная часовня, которая принадлежала Зосимо-Савватиевской Марчуговской пустыни близ города Бронницы. Через десять лет часовню перенесли внутрь Китай-города. Она находилась на Москворецкой ул., д29 – предпоследний дом на нечетной, левой от Красной площади, стороне улицы, у Москворецкой набережной (ныне территория парка «Зарядье). В XIX веке здание было существенно перестроено. Часовня была закрыта в 1920-е годы, в 1966 году перед строительством гостиницы «Россия» снесена.
Теперь икону «Господь Вседержитель (Спас Москворецкий)» сможет увидеть каждый желающий в Покровском соборе, во время богослужений и в часы работы музея.
Адрес: Красная площадь. Проезд до ст. м. Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд, Китай-город.
Время работы: 8 ноября — 30 апреля: 11.00 – 17.00, ежедневно;
1 мая — 31 мая: 11.00 – 18.00, ежедневно.
1 июня — 31 августа: 10.00 – 19.00, среда — выходной;
1 сентября — 6 ноября: 11.00 – 18.00, ежедневно;
Первая среда месяца — санитарный день.
Цена билета: 700 руб.
