mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка "Неизвестные передвижники" - отчёт.

Государственная Третьяковская галерея представляет новый выставочной проект — четвертую экспозицию из цикла «Художник и время», — который проходит в рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники». Поколение художников, входивших в Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ), подробно исследовано и хорошо знакомо широкому кругу любителей искусства.
IMG-20191128-192258
Василий Матэ. Фрагмент. Иоанн Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. Между 1885-1895. Бумага, офорт.
С живописного оригинала И.Е. Репина, экспонировавшегося на XII выставке ТПХВ (1885).

Выставка охватывает период с 1871-го по середину 1910-х годов и представляет графику передвижников: подготовительные работы к картинам, а также авторские реплики с живописных произведений, выполненные как для репродуцирования в каталогах и иных изданиях, информирующих о выставках, так и по заказу коллекционеров, пожелавших иметь у себя вариант знаменитого произведения. К раритетным документам эпохи можно отнести «картинки с выставки», изображающие посетителей в залах экспозиций.
IMG-20191128-192433
Константин Савицкий. «Крестный ход из Москвы в Троицкую Лавру 20 сентября 1892 в 500-летнюю годовщину памяти преподобного Сергия по инициативе митрополита Леонтия». 1893. Эскиз-вариант композиции. Бумага, тушь, белила.

Рабочие эскизы передвижников составляют значительную часть графического собрания Третьяковской галереи. Данный приоритет был определен П.М. Третьяковым еще при комплектовании собрания. Фиксируя различные этапы развития замысла — от первоначального наброска до окончательного варианта — эти подготовительные работы раскрывают неизвестные грани композиционного и образного решения известных полотен.
IMG-20191128-192650
Василий Суриков. Степан Разин. Первый эскиз одноименной картины, экспонировавшийся на XXXV выставке ТПХВ (1906-1907).
Бумага, на картоне, акварель, гуашь.

IMG-20191128-194432
Виктор Васнецов. Степан Разин. 1880-е. Эскиз неосуществленной композиции. Бумага, графитный карандаш, растушка.

В эскизах сохранены и несуществующие композиции — нереализованные, уничтоженные, утраченные. Настоящая экспозиция отражает характерный для выставок ТПХВ тематический срез материалов. Особым спросом у публики пользовались жанровые сюжеты, картины-сценки, зарисовки из жизни.
IMG-20191128-192805
Василий Суриков. Фрагмент. Портреты Меньшиковых. 1882. Этюды для картины «Меньшиков в Березове»,
экспонировавшейся на XI выставке ТПХВ (1883). Бумага, акварель.

Акварельные зарисовки сделаны с семейных портретов Меньшиковых, хранившихся в родовом имении в селе Александровское Клинского уезда.

IMG-20191128-192802
Василий Суриков. Фрагмент. Портреты Меньшиковых. 1882. Этюды для картины «Меньшиков в Березове»,
экспонировавшейся на XI выставке ТПХВ (1883). Бумага, акварель.

Протестная, бунтарская нота скорее проявляла себя в композициях на исторические темы. Художники выбирали поворотные, трагические эпизоды прошлого страны — Смутное время, стрелецкие бунты, пугачевское восстание.
IMG-20191128-194422
Василий Перов. Поволжские хищники. Около 1878. Эскиз-вариант неосуществлённой композиции.
Бумага, графитный карандаш, тушь, чернила, перо.

Отличительной чертой эпохи было появление авторских графических повторений живописных произведений, примеры которых также представлены в отдельном зале выставки. Передвижники придавали особое значение репродуцированию своих произведений для знакомства с ними широкого круга зрителей. Отделить авторскую реплику от эскиза для неподготовленного зрителя не представляется возможным.
IMG-20191128-194000
Василий Поленов. Фрагмент. Христос и грешница. 1888. Графическое повторение одноименной картины, экспонировавшейся на XV выставке ТПХВ (1887) Бумага, на холсте, кисть, соус, мел, итальянский карандаш.
IMG-20191128-193813
Василий Поленов. Бабушкин сад. 1882(?). Реплика одноименной картины, экспонировавшейся на VII выставке ТПХВ (1879).
Бумага, чернила, тушь.

Специально для настоящего проекта создатели выставки собирали репродукции, вычисляя их по различным свидетельствам. Иногда эти работы позволяют увидеть произведения, неосуществленные или не дошедшие до наших дней, или уточнить дату создания того или иного произведения. Уже первая выставка ТПХВ сопровождалась публикациями рисунков-реплик картин, представленных в экспозиции.
IMG-20191128-194157
Василий Поленов. Окрестности Иерусалима. Иллюстрация к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Спор». 1891.
Экспонировался на I Выставке этюдов, рисунков и эскизов (1903). Бумага, графитный карандаш.

IMG-20191128-194141
Василий Суриков. Собор Св. Петра в Риме. 1884. Бумага, акварель.

В дальнейшем реплики исполнялись для иллюстрированных каталогов ТПХВ и для размещения на страницах многотиражных периодических изданий — журналов «Нива», «Всемирная иллюстрация», «Пчела» и других.
IMG-20191128-193755
Константин Маковский. В мастерской художника. 1882 (?). Реплика одноименной картины, экспонировавшийся на IX выставке ТПХВ (1881), под названием «Натюрморт» в Москве, «В мастерской автора» в Санкт-Петербурге). Бумага, тушь.
IMG-20191128-193743
Василий Поленов. «Лето красное пропела…» 1882(?). Реплика с картины «Стрекоза», экспонировавшийся на VIII выставке ТПХВ (1880).
Бумага, графитный карандаш, тушь.

Использована для издания «25 лет русского искусства. Иллюстрированный каталог художественного отдела Всероссийской выставки в Москве, 1882 г.».
Особую роль в развитии жанра реплик сыграло издание «25 лет русского искусства. Иллюстрированный каталог художественного отдела Всероссийской выставки в Москве, 1882 г.»., куда вошло «более 250 фотолитографий, воспроизведенных г.г. Скамони и Честермэном большею частью с оригинальных рисунков художников». Почти все эти «каталожные оригиналы» были приобретены И.Е. Цветковым у составителя издания Н.П. Собко в 1901году «гуртом за 1000 рублей» и в составе его коллекции поступили в Третьяковскую галерею
IMG-20191128-193734
Константин Маковский. Болгарские мученицы. 1882 (?). Реплика с одноименной картины. Бумага, чернила, тушь.

IMG-20191128-193718
Константин Маковский. Болгарские мученицы. Около 1882. Графический вариант одноименной картины.
Бумага, уголь, итальянский карандаш.

Важно отметить, что именно передвижники первыми организовали выставку этюдов, эскизов и рисунков. Репин показал на этой выставке около 50 своих работ высочайшего качества, в результате чего эскиз и этюд начали восприниматься публикой как имеющие самостоятельную значимость, станковый статус и коллекционную ценность произведения.
IMG-20191128-194622
Рисунок в письме А.С. Степанова Н.В. Малошеву от 7 февраля 1895.
«…5,6,7 февраля буквально целые дни толкаемся на выставке, споря и в то же время помогая друг другу ставить свои картины…»
Рисунок в письме М.В. Нестерова В.И., М.М. и А.В. Нестеровым от 4 февраля 1893.

«Вчера окончательно установили мою картину, по бокам ее на стене справа поставлен пейзаж (озеро) Ап. Васнецова, слева (от зрителя) портрет <…> работы Ге. Как та, так и другая вещь мне не только не вредят, но даже помогают. Васнецова сродностью настроения, а Ге – своим безобразием. Рядом с этим невозможным портретом моя картина смотрится тоннее и изящнее. В конце письма прилагаю рисунок, на котором изображена моя картина и ее соседи с лестницы от зрителя».

До этого графика считалась исключительно рабочим материалом; эскизы и этюды никто не собирал, их роль была закрытой, непубличной. Таким образом, именно в недрах передвижничества была рождена идея показа «лаборатории художника» — подготовительных штудий к картинам.
IMG-20191128-194600
Вильгельм Берг. (Конец XIX - начало XX века). На выставке (XI выставка ТПХВ). 1883.
Papier-pelle, графитный карандаш, черная акварель, белила, проскребывание.

IMG-20191128-193555
Александр Беггров. Гавань в Гавре. 1876. Реплика с картины «Гавр. Отправление почтового парохода из Гавра»,
экспонировавшейся на VII выставке ТПХВ (1879-1880). Бумага, тушь.

Друзья приходите в музей насладиться прекрасными работами и узнавать новое об известных картинах. Музей ждет своих гостей.


Выставка продлится до 17 мая 2020 года.

Адрес музея: Лаврушинский переулок, 10. Проезд до ст. метро "Третьяковская" или "Полянка".
Время работы: вторник, воскресенье - с 10.00 до 18.00 (кассы и вход на экспозицию до 17.00);
четверг, пятница, суббота, воскресенье - с 10.00 до 21.00 (кассы и вход на экспозицию до 20.00);
выходной - понедельник.
Цена билета: взрослый - 500 руб., льготный - 250 руб. Подробнее тут.
Бесплатно — для лиц до 18 лет и других категорий граждан.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.
Tags: ГТГ, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГТГ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments