?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» проходит выставка "Monument du costume. Картины жизни конца XVIII столетия", посвященная модам, интерьеру, прикладному искусству и стилю жизни в 1760–1780-х годах.
MG-9534
Никола Ретиф де ла Бретон(1724-1806).
Памятное свидетельство об укладе жизни, материальном и нравственном в конце XVIII века, или картины жизни, представленные в изображениях, нарисованных и награвированных М.Моро младшим, рисовальщиком Его Христианнейшего Величества и другими прославленными художниками.
Германия, Нойвид-на-Рейне, Типографское общество. 1789. Бумага, офорт с резцом, печать типографская; переплёт: кожа, тиснение.

Центральный экспонат новой выставки – гравюры серии Monument du сostume physique et moral de la fin du dix-huitième siècle, ou Tableaux de la vie («Памятное свидетельство об укладе жизни, материальном и нравственном, в конце XVIII века, или Картины жизни»), изображающие сцены великосветского быта последней трети XVIII столетия. В них – весь обиход знатного парижанина той эпохи, от утреннего туалета до ужина в кругу друзей, от домашнего музицирования до посещения Оперы, от воспитания детей до придворных церемоний.
MG-9558
Александр Рослин.
Портрет Косма Жозефа де Бопоя, графа де Сент-Олера. 1781.Холст, масло.

Не только ситуации, но и весь их антураж представлены совершенно исчерпывающе. Наибольшее внимание уделено костюмам: домашние и вечерние платья, придворные одеяния, театральные костюмы, наряды для прогулок и верховой езды, одежда лакеев и служанок. Искусство одеваться не отделено здесь от искусства создавать интерьер или искусства держать себя – от стиля жизни, façon de vivre.
MG-9560
Неизвестный художник.
Портрет графини Варвары Петровны Шереметевой, в замужестве Разумовской. Россия. 1770-е. Холст, масло.

Листы Monument du costume представлены на выставке вместе с произведениями прикладного искусства, аналогичными тем, что изображены на гравюрах. Они служат наглядными комментариями к композициям Моро Младшего, погружая зрителя в атмосферу эпохи.
MG-9569
Неизвестный художник по оригиналу Александра Рослина.
Портрет Великого князя Павла Петровича. Конец 1770-х. Холст, масло.

Гравюры и платья, севрский фарфор и парижская бронза, мебель и скульптура, веера и табакерки, строго отобранные в соответствии со вкусами 1770–1780-х годов, составляют единый ансамбль, дающий представление о элегантном, сдержанном, но и роскошном стиле Людовика XVI. Выставка в Царицыне – первая в России, специально посвященная этому художественному феномену.
MG-9573
Фрагмент. Неизвестный художник по оригиналу Александра Рослина.
Портрет Великого князя Павла Петровича. Конец 1770-х. Холст, масло.

Издание, получившие название «Monument du costume» и опубликованное в 1780 году, состояло из трех сюит гравюр, создававшихся разными мастерами на протяжении десятилетия, неизменной оставалась только фигура заказчика и вдохновителя серии. Более того, издание не планировалось в виде целого увража, и в своем окончательном виде, являлось компиляцией.
MG-9564
Неизвестный художник по оригиналу Рослина.
Портрет Великой княгини Марии Федоровны. Конец 1770-х. Холст, масло.

В основе замысла серии оказалась инициатива человека, по основному роду занятий далекого от искусства: Жан Анри Эбер (1726-1793) был банкиром. О нем известно немного: родился в Страсбурге, в 1757 году уже жил в Париже и коллекционировал живопись. Занимался гравюой как любитель. Эбер так же создал вещь, которую назвали «афинская» (или «афинянка»). Это был треножник, увенчанной чашей, который предназначался для разного употребления – курения благовоний, подогрева пищи и т.д. Изобретение имело успех, мадам Дю Барри приобрела один из таких треножников.
MG-9566
Фрагмент. Неизвестный художник по оригиналу Рослина.
Портрет Великой княгини Марии Федоровны. Конец 1770-х. Холст, масло.

MG-9568
Фрагмент. Неизвестный художник по оригиналу Рослина.
Портрет Великой княгини Марии Федоровны. Конец 1770-х. Холст, масло.

В 1773 году Эбер решает создать и опубликовать сюиту и гравюр, состоящую из 12 композиций, сопровождаемым кратким текстом. Эбер хотел создать эталонный портрет обычаев и нравов своего времени на примере жизни бомонда – портрет, который следовало бы принят за образец для подражания и который бы увековечил эпоху.
MG-9467
Исидор Станислас Эльман по рисунку Жан-Мишеля Моро Младшего. Полное согласие. 1777.Бумага, офорт, резец.

Эбер обратился со своим замыслом к швейцарскому художнику-портретисту родом из Берна, Сигизмонду Фрейдебергу (1745-1801), предложив написать соответствующие композиции. Мастер преступил к выполнению заказа, но вскоре отстранился иди был отстранён.
MG-9531
Пряжки для мужской обуви XVIII век. Серебро, стразы, сталь.

В 1773 году Фрейдеберг навсегда покинул Францию. Гравюры же по его рисункам были выполнены разными известными мастерами своего времени – А.Л. Романе, Н.Ж. Вуайе-старшим, П. Малёвром, .Р. Энгуфом-младшим, А.Ж. Дюкло, Л. Боссом. Доски гравировались в технике офорта с резцом.
MG-9524
Театральная труба. Западная Европа. Первая половина XIX века.
Бронза, перламутр, оптическое стекло; литье, штамповка, золочение.

MG-9469
Пьер Антуан Мартини по рисунку Жан-Мишеля Моро Младшего. Парадный туалет..Бумага, офорт, резец.

Серия созданная по рисункам Фрейдебнерга, представляла собой образец так называемой гравюры нравов - gravure de moeurs, в легкой манере галантного романа описывающий различные любовные коллизии и обычный быт персонажей.
MG-9460
Пьер Антуан Мартини по рисунку Жан-Мишеля Моро Младшего.
Камерный туалет. Между 1777 - 1783.Бумага, офорт, резец.

MG-9520
Шатлен. Франция, Париж. 1774-175. Золото, серебро, эмаль, жаргоны; золочение.

Шатлен – широко распространенный аксессуар галантного века, являвшийся, с одной стороны, эквивалентом дамской сумочки, а с другой – элементом декора, служившим дополнением к наряду как мужскому так и женскому. Шатлен крепился к поясу при помощи крючка, расположенного с тыльной стороны. Внешняя часть декорировалась соответствии с текущей модой. Шатлен снабжался разнообразными подвесками на цепочках: игольниками, ножницами, наперстками, флаконами для нюхательной соли, карне – книжечками для записей. В данном случае к шатлену прикреплены заготовка для печати в виде амфоры, карабин для часов и ключик для завода часов.

Вторая сюита гравюр, задуманных Эбером была создана в 1776-1777 годах по рисункам Моро. Жан-Мишель Моро-младший (1741-1814). В 1770 году он был назначен рисовальщиком так называемых menus plaisirs (досл. Удовольствий), то есть придворных празднеств. В 1781 году он получает звание рисовальщика и гравера Кабинета Короля.
MG-9545
Фрагмент. Пьер Антуан Мартини по рисунку Жан-Мишеля Моро Младшего. Предосторожности. 1777. Бумага, офорт, резец.

Вторая сюита также состояла из 12 композиция и отражала моду и обычаи 1775-1776 годов и, как говорилось, в анонсах того времени, была посвящена жизни женщины после ее выхода в свет и замужества. Главная героиня серии – некая Сефиза, что следует из коротких анонимных стихотворных надписей под изображениями в ряде изданий сюиты.
MG-9518
Пьер Антуан Мартини по рисунку Жан-Мишеля Моро Младшего. Разъезд из бала. Между 1777 - 1783.Бумага, офорт, резец.

Наконец в 1783 году была издана третья сюита проекта Эбера и вторая выполненная Моро. Она была посвящена жизни светского мужчины. В ней показан день молодого аристократа от момента подъема ото сна, через череду утренних забот до посещения Оперы и ужина в узком кругу.
MG-9516
Пьер Антуан Мартини по рисунку Жан-Мишеля Моро Младшего. В небольшой ложе. Между 1777 - 1783.Бумага, офорт, резец.

Только через несколько лет после создания третьей сюиты к проекту был подключен еще один участник, а именно Николя Ретиф де ла Бретон (1734-1806), который написал обширные комментарии к гравюрам. Хотя при издании первой сюиты Эбе полагал, что ни один текст не в состоянии столь полно раскрыть тему, как визуальный образ, он обещал издание гравюр всех сюит с текстами «анекдотов».
MG-9506
Фрагмент. Пьер Антуан Мартини по рисунку Жан-Мишеля Моро Младшего. Прощание. 1777. Бумага, офорт, резец.

MG-9576
Фрагмент. Борющиеся амуры. Франция последняя четверть XVIII века. Мрамор.

Легкость пера снискала Ретифу довольно противоречивые оценки читателей и исследователей. Так, Хейат Мэйор писал: «Он сопроводил каждое изображение таким текстом, будто в нем завуалировано передана придворная сплетня, слишком пикантная, чтобы было возможно ее упомянуть в ней подлинные имена».
MG-9504
Фрагмент. Пьер Антуан Мартини по рисунку Жан-Мишеля Моро Младшего. Фрейлина королевы. 1777. Бумага, офорт, резец.

В 1789 году появилось издание «Monument du costume» ; местом публикации стал Нойвид-на Рейне, город на севере Германии. Изданный том включал в себя первую и вторую сюиты Моро и два листа из сюиты Фрейдеберга. Издание стало завершением многолетнего проекта Эбера.
MG-9498
Фрагмент. Пьер Антуан Мартини по рисунку Жан-Мишеля Моро Младшего. Встреча в Булонском лесу. 1777. Бумага, офорт, резец.

Друзья приходите в музей погрузиться в атмосферу Ancien Régime, прикоснуться к искусству эпохи Людовика XVI и прожить вместе с героями этого произведения их жизнь. Ведь как говаривал Талейран (или не говаривал) «Кто не жил до 1789 года, тот вообще не жил».

Выставка продлится до 12 апреля 2020 года.

Адрес: ул. Дольская, д.1, «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». Станции метро: "Царицыно" или "Орехово".Второй оранжерейный корпус музея-заповедника «Царицыно»
Время работы: вт, ср, чт, пт; с 11.00 до 18.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 17.30)
суббота - с 11.00 до 20.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 19.30);
воскресенье и праздничные дни - с 11.00 до 19.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 18.30).
Понедельник – выходной день.
Цена билета:
Комплексный билет (Большой дворец и Хлебный дом, Оранжерейный комплекс (три оранжереи), Средний дворец (Оперный дом), Третий Кавалерский корпус): 780/320* руб.
Большой дворец и Хлебный дом: 350/100* руб. / Для владельцев карты City Pass — 315 руб.
Средний дворец (Оперный дом): 150/80* руб.
Третий Кавалерский корпус: 150/80* руб.
Оранжерейный комплекс (три оранжереи): 250/100* руб

Третье воскресенье каждого месяца - день бесплатных посещений.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.

Posts from This Journal by “МЗП Царицыно” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

November 2020
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com