mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка "Русская свадьба" - отчёт.

В Выставочном комплексе Исторического музея проходит выставка "Русская свадьба", посвященная свадебным традициям — важнейшей части бытовой и духовной культуры народа. Экспозиция знакомит с забытыми и во многом утраченными русскими народными традициями. Посетителям представляется редкая возможность не только увидеть интереснейшие и редко экспонируемые музейные предметы, но и совершить настоящее путешествие по свадебному обряду.
MG-9378

Свадьба – одно из самых знаменательных событий в жизни человека, которому испокон веко придавали особое значение. Уходящий своими корнями далекое прошлое, русский свадебный обряд, сформировавшийся к XVI веку, конце следующего столетия оставался нормой для всех социальных слоев общества и сохранился в народной среде вплоть до начала XX века. При большом разнообразии вариантов и местных деталей ключевые моменты свадебной традиции были обязательными для всех регионов России.
MG-9322
Фрагмент. Карион Истомин. «Книга любве знак в честен брак». Москва, 1689. Автограф Кариона Истомина.
Миниатюра – мастера Оружейной палаты Московского Кремля.
Бумага, чернила, акварель, твореное золото, киноварь; рукопись, почерк –полуустав.

Парадный список стихотворного произведения Кариона Истомина (средина XVII в – 1717 или 1722 гг.), написанный в честь бракосочетания царя Петра I с Евдокией Фёдоровной Лопухиной, состоявшегося 27 января 1689 года, был поднесен государю в вид свадебного подарка.

Традиционная свадьба представляла собой настоящее театрализованное представление, каждое действие которого наполнено определенным смыслом. Брачное «веселье» состояло из трех этапов: предсвадебного, самой свадьбы и послесвадебного. На первом – принималось решение о браке, делались приготовления к торжественному дню, и начинался ритуальный переход молодых людей в другую социальную и возрастную категорию. На втором этапе происходило венчание и праздничный пир – правовое и физическое скрепление браного союза. Третий этап был завершающим, когда молодожены утверждались в новом статусе.
MG-9308
Икона «Рождество Христово». Московские царские изографы. Москва. 1680- гг. Древо, темпера, левкас.
Из местного ряда иконостаса Покровской церкви московского Новодевичьего монастыря.

Уже в X – XIII веках в свадебный обряд ходило сватовство и сговор, свадебный поезд, пир, приданное, подарки, танцы и песни. С принятием на Руси христианства в 988 году обряд венчания стал обязательной частью свадьбы. Церковный брак распространился в первую очередь среди знати и жителей городов, постепенно проникая в быт сельского населения.
MG-9305
Икона «Покров Богородицы». Василий Пахомов. Москва, 1680- гг. Дерево (липа), левкас, темпера, олифа.
Из иконостаса надвратной Покровской церкви московского Новодевичьего монастыря.

Древнерусская свадебная обрядность стала основой устойчивой народной традиции. Основные элементы народного обряда, сложившегося в Великом княжестве и царстве Московском, зафиксированы в хорошо сохранившихся описаниях бракосочетаний великих князей и царей с конца XV по XVII века, а также в Свадебном чине «Домостроя» середины XVI века. Соблюдение традиционного обряда «не поруша ни в чем», «как исстари уряжено» было присуще свадьбам всех слоев населения.
MG-9319
Чиновный список («чиновник») свадьбы царя Алексея Михайловича с Марий Ильиничной Милославской. 16 января 1648 г.
Беловой экземпляр. Бумага, чернила, краски. Переплет – доски, бархат, серебро.

В день венчания проводили древнюю церемонию традиционного бракосочетания – расчёсывали жениху и невесте волосы, макая гребень в мед, затем невесте надевали «бабий убор», который целиком прикрывал волосы. Весь свадебный обряд был пронизан магией плодородия, пожеланиями изобилия и защитой новобрачных от злых сил. Молодых осыпали хмелем, зерном и деньгами.
MG-9315
Гребень. Ближний Восток, Турция. Вторая половина XVII в. Золото, серебро, рубины, черепаха; литье, резьба, золочение.

Несмотря на то, то во второй половине XVII века в высших кругах русского общества некоторые древние обычаи постепенно отступали в прошлое, в народной среде еще долго следовали твердым правилам традиционного свадебного обряда.
MG-9449
Указ об отмене венечного сбора. 1765 г. Бумага, типографская печать.

Для венчания требовалась венечная память. Размер венечной пошлины был разной в зависимости от епархии. В Суздальской епархии, например, с вступающего в 1714 году в первый брак брали 6 копеек, в Велико-Новгородской – 12 копеек, а в Суздальской – 18 копеек. В XVIII веке венечные деньги шли на лечение и содержание больных и раненых солдат. Венечный сбор был отменен в 1765 году Екатериной II. Отмена существовавшего в течении многих столетий венечного сбора как необходимого атрибута венчания заметно упростила процедуру заключения брака.
MG-9311
Рядная запись вдовы А.Г. Змеева Фетиньи С.А. Вельяминову на свое приданное. 1635/1636 г. Бумага, чернила.

Знакомство и общение между девушками и парнями в XVIII – начале XX века, как и в более ранние времена, происходили на традиционных гуляниях, посиделках и игрищах. Молодежные гуляния начинались весной с Пасхальной недели. Их устраивали в праздничные и воскресные дни. Особенно массовыми и яркими были гулянья в большие праздники – на Пасху, Вознесение, Троицу, Иванов и Петров дни.
MG-9407
Неизвестный художник. Портрет купчихи в праздничной одежде Тверской губернии. Россия, Тверская губ, 18290е гг. Холст, масло.

Святочные вечеринки, проходившие от Рождества Христова до Крещенского сочельника, выделялись своим значением в семейно-брачной обрядности. На них проводили игры и хороводы свадебного характера, устраивались смотрины невест и формировались брачные пары нового года. К святкам был приурочен и яркий комплекс гаданий.
MG-9414
Неизвестный художник. Смотрины в XVIII веке в город Торопце. (Девичник в Торопце). Росси. Конц XVIII в. Холст, масло.

Желание узнать будущее в эти дни объяснялось традиционным представлением о том, что новый год открывает новый этап в жизни, а его первые дни определяют судьбу человека. Гадания устраивали в рождественский и крещенский сочельники. Васильев день (Новый год), а также во все «страшные» вечера, то есть вторую половину святок. Гадали о женитьбе и замужестве, стремились узнать имя будущего супруга, его внешний вид и возраст, характер и материальное положение.
MG-9405
Неизвестный художник. Девичник. Россия, вторая половина XIX века.

Одним из самых важных дел в процессе подготовки к свадебному торжеству было пивоварение. Взаимные угощения этим напитком символически закрепляли договоренности между родней жениха и невесты, способствовали более близкому знакомству будущих родственников
MG-9403.
Неизвестный художник. Крестьянская свадьба.(Обряд окуривания невесты ?). Россия. Конец XVIII – начало XIX века.

Ни одна свадьба в России не обходилась без торжественной и веселой процессии – свадебного поезда – непременной части всего обряда. Он отправлялся в свадебный день от дома жениха за невестой, вез молодых к венчанию, а затем на пир.
MG-9384
Сани выездные (праздничные) Россия, Поволжье. 3-я четверть XIX в.
Дерево, луб, металл, масло; столярная, токарная и слесарная работы, резьба, роспись.

Участники свадебного поезда – поезжане – в разных губерниях России выделялись какой-либо особенностью в костюме: кумачовыми лентами или ширинками, приколотыми на шапки, красными рубахами или платками на плечах, полотенцами через плечо или крест-накрест. Все участники торжества располагались в строго заведенном порядке: дружка ехал во главе поезда верхом на коне или в санях, за ним – жених с тысяцким, следом – поддружье, бор, свахи и другие свадебные чины.
MG-9387
Колокольчик поддужный. Россия, Валдай, с. Пурех. XIX в.

Заслышав веселый шум поезжан, жители древни выходили на улицы и становились участниками свадебного действа, «закладывая пути»: они запирали въездные ворота, перегораживали дорогу к невесте жердями. Встретив такую заставу, жених с поезжанами выкупал право проезда деньгами, угощением или пивом.
MG-9381
Дуги. Россия. XIX век.

Свадебный пир – главная трапеза, сопровождавшаяся многочисленными обрядами, плясками и песни. В народном сознании, вплоть до средины XIX века, свадебный пир воспринимался как обряд более важный, чем церемония венчания, а свадьба, проведенная без праздничного веселья, считалась недействительной и всячески осуждалась.
MG-9374
Брачный венец. Россия. XVIII в. Латунь; чеканка, ковка, серебрение.
Брачный венец. Россия. XIX в. Латунь, стекло; чеканка, ковка, серебрение, золочение.

Главный свадебный стол – «княжий пир» проходил обычно в дом жениха. Во время свадебного стола угощали поезжан и родственников, при этом молодые, которых называли «князь и княгиня», ничего не ели и не пили или их угощение было ограничено каким-нибудь ритуальным блюдом, которое ели по очереди одной ложкой. Издавна считалось, то молодые, не исполнившие брачную ночь, не могут принимать участие в общей трапезе с женатыми людьми, потому что к ним пока не относятся.
MG-9346
Косник. Россия. XVIII – середина XIX в.

Застолье второго дня называлось «сырным столом» («поклонным», «поцелуйным») – поскольку в это время происходил «сбор на сыры». Дружка от имени молодых подносил каждому из гостей рюмку и закуску, приговаривая: «Сыры-то примите, а на сыры-то положит не рубль, не полтину, а золотую гривну». Третий день свадьбы, как правило, был заключительным. Он состоял из двух частей. Первым было испытание характера молодой жены и ее хозяйственных способностей. Вторая часть называлась «хлебины» - зять отправлялся в гости к теще, где его потчевали блинами и яичницей. После хлебин свадебный цикл завершался. Символом окончания свадьбы служила подача «разгонного пирога», выпечного заранее. В последний день его разрезали и съедали. На следующие утро супруги начинали жить обычной крестьянской жизнью.
MG-9354
Неизвестный художник. Крестьянская свадьба. Благословение молодых. XVIII –начало XIX века. Горельф. Древо, резьба, масло.

Экспозиция выставки предлагает отправиться в путешествие по традиционном свадебному обряду и познакомиться с забытыми, во многом утраченными традициями русского народа, их истоками и значением.

Выставка продлится до 01 апреля 2020 года.

Адрес: Красная пл., д. 1. Проезд до ст. метро Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд.
Режим работы: Понедельник — воскресенье с 10:00 до 18:00
Пятница и суббота с 10:00 до 21:00
Первый вторник месяца — санитарный день
Цена билета: 300 рублей. Есть льготы. Подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.
Tags: ГИМ, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГИМ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments