
Фотоателье «Boissonas et Eggler» 1905(?). Картон, фотография.
Мать воспитывала дочерей, как воспитывали ее саму, - по английской «викторианской модели». Девочек довольно редко выводили в свет, всего несколько раз на балы и танцевальные вечера. Методы воспитания выбирала императрица, а император, как правило не вмешивался.В первые в истории российская императрица кормила детей грудью, сама купала и неустанно контролировала процесс обучения.

1915. Бумага; фотография.

«4-го июня. Четверг [1909]. Идеальный жаркий день. С утра начали готовится к прибытию Вильгельма… В час был завтрак у нас. Он привез щедрые подарки детям. Посидели на ют разговаривая до 5 ч. Выпив у нас чаю, о отбыл»

Фарфор, мистика, стекло, волосы; шелк, батист, кружево, ленты.
У куклы в причёске три розовых шелковых бантика. На голов капор из присборенных шелковых лент и кружева, с шёлковыми кремовыми бантами. Одета в платье из белого батиста с прошивками из кружева валансьен и английской глади, на плечах шелковые кремовые банты, на белом шелковом чехле. На ногах белые трикотажные носочки и туфли из коричневой кожи. Кукла поступила из Александровского дворца в Царском Селе (половина великих княжон)

Голова: фарфоровая фабрика «Simon&Halbig», Грэфенхайн, Германия. 1900- гг.
Фарфор, стекло, композит, воск, мохер, дерево; роспись, формовка, столярная работа, шитье, плетение.
На подошвах сапожек оттиснуто клеймо в вид сердца с буквами «НН» - маркировка немецкой фабрики Генриха Хандверка, славящейся высококачественными туловищами собственного изготовления. Головы из бисквита заказывались на фарфоровой мануфактуре Зимона и Хальбига, чья продукция пользовалась спросом в Германии и за е пределами. Основателей этих компаний – К. Хальбига и Г.Хандверка – объединяло н только деловое сотрудничество, но и дружеские отношения. Маркировка обоих производителей оттиснуты в массе на затылке куклы. Кукла принадлежала дочерям императора Николая II, у которых была целая коллекция кукол российского и зарубежного производства.
Финляндия, Финские Шхеры, 1908. Картон, фотография. Подписи-автографы императорских детей.
Александра Федоровна считала, что дочери должны одеваться в одинаковы платья, несмотря на разный возраст, стиль и фигуры девушек, - и они одевались в одинаковы платья. Она считала, что им хватит общества друг друга, и они проводили целые дни вчетвером, лишь изредка принимая гостей или куда-то выезжая.

Фотоателье «Boissonnas e Eggler». Царское Село, 1905 год.

Платья двух сестер были сшиты к церемонии крещения цесаревича Алексея. Крестным отцом являлся император и король Пруссии Вильгельм II.

Фрагмент. Платье детское придворное «русское»






Неизвестный фотограф. 1913 г.

Платья парадные придворные из белого атласа. Принадлежали великим княжнам Ольге и Татьяне.
Мастерская Ольги Николаевны Бульбенковой. Санкт-Петербург, 1913. Атлас, тюль, бархат, искусственные цветы, искусственный жемчуг.
Бабушка , вдовствующая императрица Мария Федоровна, не разделявшая принципы воспитания свое невестки, сожалела о том, что девочки лишены естественных в их возрасте и положении развлечений, и старалась всячески доставить им подобающие удовольствия.

Она устраивала для них бал в Аничковом дворце, то вечеринку с танцами на яхте «Полярная звезда». В день шестнадцатилетия Ольги, 3 ноября 1911 года, в Ливадийском дворце состоялся ее первый бал. Великая княжна записала в дневнике: «Сегодня в первый раз надела длинно белое платье. В 9 был мой 1-й бал. Княжевич и я открыли. Танцевала все время до часу ночи, и было очень весело. Много было офицеров и барышень. Все страшно веселились. Мне 16 лет».

Единственным балом в жизни старших княжон был праздничный вечер, устроенный в Петербургском Дворянском собрании 23 февраля 1913 года, в дни празднования 300-летия юбилея дома Романовых. «Ольга много танцевала», - записал в своём дневнике Николай II. Впоследствии император сопровождал старших дочерей на балы устроенные в Благородном собрании и Полковом собрании Лейб-Гвардии 1-го Стрелкового Его Величества полка.

Летом того ж года несколько балов было дано в Ливадии: «По желанию Императрицы партнерам их дочерей было разрешено приглашать их на танцы, а не наоборот, как было заведено», и княжны танцевали весь вечер на пролет. Официально «вывозить в свет» двух старших дочерей императрица хотела зимой 1914/1915 годов.

Мастерская «А. Бризак». Принадлежало великой княжне Ольги.
Платье сшито из голубого газа, открытое, с коротким рукавом из газа и белых кружев, грудка белая кружевная, юбка в складку, по подолу с каймой из белых кружев, пояс из голубой ленты широкой атласной с бантом, платье на чехле из голубого атласа, застежка сзади на кнопках и крючках. На шелковой подкладке лифа красным шелком вышита метка – одна полоска.

Мастерская «А. Бризак». Принадлежало великой княжне Ольги.
Великие княжны обычно одевались в одинаковые платья. Для того, чтобы различать одежду сестер, на них иногда ставили метки в вид букв или вышитых шелком полосок: одна - у Ольги, две – у Татьяны, три – у Марии (согласно их «порядковому номеру»).

Соломка, тюль, бисер, металлическая нить, шелк; вышивка.
Шляпа-берет сделана из ярко-розовой соломки с драпировкой и бантом, спереди вставки из темно-золотистого тюля с вышивкой золочеными нитями и молочно-голубым, жемчужным и металлическим бисером. Подкладка из белого шелка. Внутри на подкладке написана карандашом буква «О». Принадлежал великой княжне Ольги.

Газ, атлас, серебряное кружево, стеклярус, искусственный жемчуг.
Платье вчерне сшито из серебристого газ на розовом атласном чехле, с коротким рукавом. Лиф с небольшим декольте, на груди вставка из серебряного кружева. Подол, туника, рукава и декольте обшиты бахромой из стекляруса и искусственного жемчуга. Принадлежало великой княжне Татьяне.

Газ, атлас, серебряное кружево, стеклярус, искусственный жемчуг.
Верхние, повседневные и нарядны платья великих княжон в основном шили в мастерской А. Бризака, поставщика Двора Их Величеств императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны. Эти платья можно увидеть на знаменитых снимках великих княжон 1911-1914годов. Их главным декором служили вышивки бисером и жемчугом, иногда – бисерные или жемчужные кисти на рукавах.


Платье сшито из бледно-розового газа на розовом шёлковом чехле, лиф газовый из двух драпировок, рукава до локтя, застежка сзади на крючках и кнопках, по подолу и лифу расшито бисером и белым шёлком тамбурным швом волнообразным орнаментом. Пояс из розового тюля с бантом, пристёгивается сзади на кнопках. Принадлежало великой княжне Татьяне.

Для девочек все туалеты заказывали в мастерской «А. Бризак», которую в описываемое время возглавляла супруга владельца – мадам Бризак. Ей заказывали и постоянные ежедневные, и нарядные платья, а также верхнюю одежду – пальто и шубы.
Великая княгиня упоминает об этом в письме своей племяннице:«M-me Brisak показывала мне платья новые и платье для Ольги и манто ваши. Очень мило!»
Девушки, разумеется, по-разному выглядели в одинаковых платьях, но даже «мужчины замечали, что их туалеты были «очень н модными, и какими-то отсталыми, то, впрочем, характеризовало все королевские дома того времени».

Санкт-Петербург,1914-1915 гг. Шерсть, мех, шелк, сутаж; вышивка.
Пальто зимнее из кремовой шерстяной диагонали, обшито по горлу и борту мехом, застежка на крючках. По рукавам, боковым шлицам и поясу украшено декорированными пуговицами и сутажем. Подкладка из белого шелка. Принадлежало великой княжне Марии.

Санкт-Петербург,1914-1915 гг. Шерсть, мех, шелк, сутаж; вышивка.
В таких же пальто запечатлены старшие великие княжны, стоящие на параде в Царском Селе. Очевидно, впоследствии пальто Ольги перешло к Марии, поскольку младшие зачастую донашивали одежду старших.

Санкт-Петербург,1914-1915 гг. Шерсть, мех, шелк, сутаж; вышивка.

На одном из стульев Александровского дворца великая княжна Анастасия сфотографировала сама себя с отражением в зеркале. Об этом она сообщала императору Николаю II в письме от 28 октября 1914 года: «Мой золотой и хороший Папа Душка! Мы только что кончили обедать. Вот я Тебе посылаю мою хорошую карточку. Я уверена, что Ты будешь рад […] Я с этой карточкой снялась в зеркало и это было трудно, потому что у меня руки тряслись…»
На этом мы завершаем наш обзор, а Вас настоятельно приглашаем на эту выставку. У Вас еще есть шанс успеть осмотреть экспозицию.
Выставка продлится до 16 февраля 2020 года.
Адрес: проспект Андропова, д. 39. Проезд до ст. м. Коломенская. Подробнее тут. Как пройти на Сытный двор смотреть здесь.
Время работы: вторник – воскресенье с 10.00 до 18.00, понедельник – выходной день.
Цена билета: взрослый - 200 руб., льготный - 100 руб.
Билеты можно приобрести через сайт музея или на месте в кассах музея.

Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.