mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Category:

Выставка «Детский мир семьи императора Николая II» - отчёт. Часть 2.

Сегодня мы вновь вернемся в залы музея-заповедника «Коломенское», чтобы продолжить наш рассказ о замечательной выставке «Детский мир семьи императора Николая II». В залах экспозиции представлено огромно количество автографов, фотографий и меморий из жизни императорской семьи. И в нашем обзоре мы прогуляемся по миру дочерей Николая II.
MG-0151
Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.
Фотоателье «Boissonas et Eggler» 1905(?). Картон, фотография.

Мать воспитывала дочерей, как воспитывали ее саму, - по английской «викторианской модели». Девочек довольно редко выводили в свет, всего несколько раз на балы и танцевальные вечера. Методы воспитания выбирала императрица, а император, как правило не вмешивался.В первые в истории российская императрица кормила детей грудью, сама купала и неустанно контролировала процесс обучения.
MG-0210
Великие княжны (слева направо) Ольга, Татьяна и Мария на борту яхты «Штандарт».
1915. Бумага; фотография.

MG-0129
Германский император Вильгельм II с цесаревичем Алексеем на руках, великая княжна Ольга с куклой, императрица Александра Фёдоровна и император Николай II (в верхнем ряду слева на право), великие княжны Татьяна, Анастасия и Мария с куклами, подаренными Вильгельмом (в нижнем ряду слева направо). Неизвестный фотограф. 1909 год.

«4-го июня. Четверг [1909]. Идеальный жаркий день. С утра начали готовится к прибытию Вильгельма… В час был завтрак у нас. Он привез щедрые подарки детям. Посидели на ют разговаривая до 5 ч. Выпив у нас чаю, о отбыл»
Дневники императора Николая II.
MG-0131
Кукла фарфоровая со светлыми волосами. Франция. Голова: фарфоровая фабрика «Simon&Halbig», Грэфенхайн, Германия. 1900-е гг.
Фарфор, мистика, стекло, волосы; шелк, батист, кружево, ленты
.

У куклы в причёске три розовых шелковых бантика. На голов капор из присборенных шелковых лент и кружева, с шёлковыми кремовыми бантами. Одета в платье из белого батиста с прошивками из кружева валансьен и английской глади, на плечах шелковые кремовые банты, на белом шелковом чехле. На ногах белые трикотажные носочки и туфли из коричневой кожи. Кукла поступила из Александровского дворца в Царском Селе (половина великих княжон)
MG-0132
Кукла фарфоровая, в национальном русском костюме. Фабрика «Heinrich Handwerck», Вальтрхаузен. Германия.
Голова: фарфоровая фабрика «Simon&Halbig», Грэфенхайн, Германия. 1900- гг.
Фарфор, стекло, композит, воск, мохер, дерево; роспись, формовка, столярная работа, шитье, плетение.

На подошвах сапожек оттиснуто клеймо в вид сердца с буквами «НН» - маркировка немецкой фабрики Генриха Хандверка, славящейся высококачественными туловищами собственного изготовления. Головы из бисквита заказывались на фарфоровой мануфактуре Зимона и Хальбига, чья продукция пользовалась спросом в Германии и за е пределами. Основателей этих компаний – К. Хальбига и Г.Хандверка – объединяло н только деловое сотрудничество, но и дружеские отношения. Маркировка обоих производителей оттиснуты в массе на затылке куклы. Кукла принадлежала дочерям императора Николая II, у которых была целая коллекция кукол российского и зарубежного производства.
MG-0048
Велики княжны Мария, Анастасия, Ольга, Татьяна (в правом ряду слава направо) и цесаревич Алексей.
Финляндия, Финские Шхеры, 1908. Картон, фотография. Подписи-автографы императорских детей.
«8 сентября [1908] Простоял тихий теплый день… Съехали на Пукион-Сари. Сделал обычную прогулку вдоль южной части острова. Маленькие дети тоже гуляли там. Вернулись около 5 часов на яхту»
Дневники императора Николая II.

Александра Федоровна считала, что дочери должны одеваться в одинаковы платья, несмотря на разный возраст, стиль и фигуры девушек, - и они одевались в одинаковы платья. Она считала, что им хватит общества друг друга, и они проводили целые дни вчетвером, лишь изредка принимая гостей или куда-то выезжая.
MG-0101
Велики княжны Татьяна (слева) и Ольга в «русских» платьях с лентой и звездой ордена Святой Екатерины.
Фотоателье «Boissonnas e Eggler». Царское Село, 1905 год.

MG-0103
Платье детское придворное «русское» из шелкового брокара серебристого цвета с вытканным серебряным узором «одуванчики», декольтировано, обшито серебряной тесьмой. Спереди серебряные пуговицы, лиф сзади на шнуровке. Подкладка шелковая, внутри по подолу пришиты два волана из кружева валансьен. Принадлежало великой княжне Татьяне
Платье детское придворное «русское», с поясом, из шелкового брокара серебристого цвета с вытканным серебряным узором «одуванчики», декольтировано, обшито серебряной тесьмой. Спереди серебряные пуговицы, лиф сзади на шнуровке. Подкладка шелковая, внутри по подолу пришиты два волана из кружева валансьен. Принадлежало великой княжне Ольге.

Платья двух сестер были сшиты к церемонии крещения цесаревича Алексея. Крестным отцом являлся император и король Пруссии Вильгельм II.
MG-0114
Фрагмент. Платье детское придворное «русское»
MG-0113
Фрагмент. Платье детское придворное «русское».

MG-0112
. Платье детское придворное «русское».

MG-0111
Фрагмент. Платье детское придворное «русское».

MG-0106
Фрагмент. Платье детское придворное «русское».

MG-0104
Фрагмент. Платье детское придворное «русское».

MG-0186
Великие княжны Ольга (слева) и Татьяна в «русских» костюмах с лентой и звездой ордена Святой Екатерины.
Неизвестный фотограф. 1913 г.
MG-0181
Платья парадные придворные из белого атласа. Принадлежали великим княжнам Ольге и Татьяне.
Мастерская Ольги Николаевны Бульбенковой. Санкт-Петербург, 1913. Атлас, тюль, бархат, искусственные цветы, искусственный жемчуг.

Бабушка , вдовствующая императрица Мария Федоровна, не разделявшая принципы воспитания свое невестки, сожалела о том, что девочки лишены естественных в их возрасте и положении развлечений, и старалась всячески доставить им подобающие удовольствия.
MG-0185
Платье парадное придворное из белого атласа.

Она устраивала для них бал в Аничковом дворце, то вечеринку с танцами на яхте «Полярная звезда». В день шестнадцатилетия Ольги, 3 ноября 1911 года, в Ливадийском дворце состоялся ее первый бал. Великая княжна записала в дневнике: «Сегодня в первый раз надела длинно белое платье. В 9 был мой 1-й бал. Княжевич и я открыли. Танцевала все время до часу ночи, и было очень весело. Много было офицеров и барышень. Все страшно веселились. Мне 16 лет».
MG-0184
Платье парадное придворное из белого атласа.

Единственным балом в жизни старших княжон был праздничный вечер, устроенный в Петербургском Дворянском собрании 23 февраля 1913 года, в дни празднования 300-летия юбилея дома Романовых. «Ольга много танцевала», - записал в своём дневнике Николай II. Впоследствии император сопровождал старших дочерей на балы устроенные в Благородном собрании и Полковом собрании Лейб-Гвардии 1-го Стрелкового Его Величества полка.
MG-0183
Платье парадное придворное из белого атласа.

Летом того ж года несколько балов было дано в Ливадии: «По желанию Императрицы партнерам их дочерей было разрешено приглашать их на танцы, а не наоборот, как было заведено», и княжны танцевали весь вечер на пролет. Официально «вывозить в свет» двух старших дочерей императрица хотела зимой 1914/1915 годов.
MG-0164
Платье вечернее. Санкт-Петербург, 1912-1914 гг. Газ, шелк, атлас, кружево.
Мастерская «А. Бризак». Принадлежало великой княжне Ольги.

Платье сшито из голубого газа, открытое, с коротким рукавом из газа и белых кружев, грудка белая кружевная, юбка в складку, по подолу с каймой из белых кружев, пояс из голубой ленты широкой атласной с бантом, платье на чехле из голубого атласа, застежка сзади на кнопках и крючках. На шелковой подкладке лифа красным шелком вышита метка – одна полоска.
MG-0165
Платье вечернее. Санкт-Петербург, 1912-1914 гг. Газ, шелк, атлас, кружево.
Мастерская «А. Бризак». Принадлежало великой княжне Ольги.

Великие княжны обычно одевались в одинаковые платья. Для того, чтобы различать одежду сестер, на них иногда ставили метки в вид букв или вышитых шелком полосок: одна - у Ольги, две – у Татьяны, три – у Марии (согласно их «порядковому номеру»).
MG-0168
Шляпа-берет. Фирма «В. Бертран». Санкт-Петербург, 1910-е годы.
Соломка, тюль, бисер, металлическая нить, шелк; вышивка.

Шляпа-берет сделана из ярко-розовой соломки с драпировкой и бантом, спереди вставки из темно-золотистого тюля с вышивкой золочеными нитями и молочно-голубым, жемчужным и металлическим бисером. Подкладка из белого шелка. Внутри на подкладке написана карандашом буква «О». Принадлежал великой княжне Ольги.
MG-0177
Платье вечернее. Мастерская «А. Бризак». Санкт-Петербург, 1912-1914 гг.
Газ, атлас, серебряное кружево, стеклярус, искусственный жемчуг.

Платье вчерне сшито из серебристого газ на розовом атласном чехле, с коротким рукавом. Лиф с небольшим декольте, на груди вставка из серебряного кружева. Подол, туника, рукава и декольте обшиты бахромой из стекляруса и искусственного жемчуга. Принадлежало великой княжне Татьяне.
MG-0176
Платье вечернее. Мастерская «А. Бризак». Санкт-Петербург, 1912-1914 гг.
Газ, атлас, серебряное кружево, стеклярус, искусственный жемчуг.

Верхние, повседневные и нарядны платья великих княжон в основном шили в мастерской А. Бризака, поставщика Двора Их Величеств императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны. Эти платья можно увидеть на знаменитых снимках великих княжон 1911-1914годов. Их главным декором служили вышивки бисером и жемчугом, иногда – бисерные или жемчужные кисти на рукавах.
MG-0196
Великая княжна Мария. Неизвестный фотограф. Ливадия, 1914 год.

MG-0195
Платье послеобеденное. Россия, 1912-1914 гг. Газ, шелк, тюль, бисер; вышивка.

Платье сшито из бледно-розового газа на розовом шёлковом чехле, лиф газовый из двух драпировок, рукава до локтя, застежка сзади на крючках и кнопках, по подолу и лифу расшито бисером и белым шёлком тамбурным швом волнообразным орнаментом. Пояс из розового тюля с бантом, пристёгивается сзади на кнопках. Принадлежало великой княжне Татьяне.
MG-0201
Платье послеобеденное. Россия, 1912-1914 гг. Газ, шелк, тюль, бисер; вышивка.

Для девочек все туалеты заказывали в мастерской «А. Бризак», которую в описываемое время возглавляла супруга владельца – мадам Бризак. Ей заказывали и постоянные ежедневные, и нарядные платья, а также верхнюю одежду – пальто и шубы.
Великая княгиня упоминает об этом в письме своей племяннице:«M-me Brisak показывала мне платья новые и платье для Ольги и манто ваши. Очень мило!»
Девушки, разумеется, по-разному выглядели в одинаковых платьях, но даже «мужчины замечали, что их туалеты были «очень н модными, и какими-то отсталыми, то, впрочем, характеризовало все королевские дома того времени».
MG-0194
Пальто зимнее. «Фирма «А. Бризак».
Санкт-Петербург,1914-1915 гг. Шерсть, мех, шелк, сутаж; вышивка.

Пальто зимнее из кремовой шерстяной диагонали, обшито по горлу и борту мехом, застежка на крючках. По рукавам, боковым шлицам и поясу украшено декорированными пуговицами и сутажем. Подкладка из белого шелка. Принадлежало великой княжне Марии.
MG-0204
Пальто зимнее. «Фирма «А. Бризак».
Санкт-Петербург,1914-1915 гг. Шерсть, мех, шелк, сутаж; вышивка.

В таких же пальто запечатлены старшие великие княжны, стоящие на параде в Царском Селе. Очевидно, впоследствии пальто Ольги перешло к Марии, поскольку младшие зачастую донашивали одежду старших.
MG-0197
Пальто зимнее. «Фирма «А. Бризак».
Санкт-Петербург,1914-1915 гг. Шерсть, мех, шелк, сутаж; вышивка.

MG-0189
Автопортрет великой княжны Анастасии. Царское Село, 1914.

На одном из стульев Александровского дворца великая княжна Анастасия сфотографировала сама себя с отражением в зеркале. Об этом она сообщала императору Николаю II в письме от 28 октября 1914 года: «Мой золотой и хороший Папа Душка! Мы только что кончили обедать. Вот я Тебе посылаю мою хорошую карточку. Я уверена, что Ты будешь рад […] Я с этой карточкой снялась в зеркало и это было трудно, потому что у меня руки тряслись…»

На этом мы завершаем наш обзор, а Вас настоятельно приглашаем на эту выставку. У Вас еще есть шанс успеть осмотреть экспозицию.

Выставка продлится до 16 февраля 2020 года.

Адрес: проспект Андропова, д. 39. Проезд до ст. м. Коломенская. Подробнее тут. Как пройти на Сытный двор смотреть здесь.
Время работы: вторник – воскресенье с 10.00 до 18.00, понедельник – выходной день.
Цена билета: взрослый - 200 руб., льготный - 100 руб.
Билеты можно приобрести через сайт музея или на месте в кассах музея.


Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.
Tags: МЗП Коломенское, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “МЗП Коломенское” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments