mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Category:

Выставка "Полковая святыня" - отчёт.

В музее-панораме «Бородинская битва» открылась выставка «Полковая святыня. Из истории Селенгинского полка» при участии Национального музея Республики Бурятия, Государственного военно-исторического архива, Центрального музея Вооруженных Сил РФ и частных коллекционеров.
MG-1875

В Москве впервые представлена реликвия Национального музея Республики Бурятия – икона Божьей Матери Печерской с предстоящими Преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими, дар Селенгинского пехотного полка жителям города Селенгинска. Она была найдена 166 лет назад в Крыму, неподалеку от Севастополя. Лик Преподобного Феодосия на иконе прострелен навылет. Обнаружили икону солдаты Селенгинского пехотного полка предположительно 24 октября 1854 года.
MG-1736
Икона Божьей матери Печерской. Первая половина XIX века. Дерево, темпера.

Поздней осенью 1854 года Селенгинский пехотный полк находился возле свято-Клеменьевского мужского монастыря неподалеку от Севастополя. Монастырь, устроенный в скале, на вершине которой находились развалины древней крепости Инкерман, был разорен английскими войсками.
MG-1778
Знак «За отличие» на головной убор. Россия. Середина XIX века. Латунь, штамповка.

В одной из пещер селенгинцы и обнаружили образ, причем икона была обращена лицом к неприятельским позициям, а лик «прострелен гранатою навылет». Через несколько дней Селенгинский полк перевели в осажденный Севастополь на усиление гарнизона. Икону полк взял с собой.
MG-1842
Нагрудный знак Селенгинского полка, учрежденный к 100-летию полка.
Конец XIX – начало XX века. Сплав желтого металла, штамповка.

Полк был сформирован по указу императора Павла I 29 ноября 1796 года из 3-го и 4-го Сибирских полевых батальонов в городе Селенгинске под наименованием «Селенгинский мушкетёрский полк». С 22 февраля 1811 года название меняется на Селенгинский пехотный полк. Полк переведён в Европейскую часть России.
MG-1767
Навершие знамени пехотного полка. Россия. Середина XIX века. Латунь, литье, золочение.

К событиям Крымской войны Селенгинский пехотный полк уже занимал почетное место в летописях российской военной истории. Полк отличился в походах Эпохи 1812 года при Бородино, под Малоярославцем, в «битве народов» под Лейпцигом, проявил доблесть и мужество в сражениях русско-турецкой войны 1828-1829 годов. Осенью 1854 года Сленгинский полк был спешно переведен в Крым, где высадились английские, французские и турецкие войска.
MG-1775
Бляха на патронную сумку. Россия. Середина XIX века. Латунь, штамповка.

В начале Крымской войны полк находился в составе 1-й бригады 11-й дивизии 4-го пехотного корпуса и находился в Крыму. 24 октября 1854 года участвовал в Инкерманском сражении.С 5 ноября 1854 года по 27 августа 1855 года полк находился в составе Севастопольского гарнизона. В феврале 1855 года полк под командованием генерала Хрущёва построил редут, который был назван Селенгинским. Во время обороны Севастополя полк потерял более 2800 человек.
MG-1771
Грамота императора Александра II от 3 декабря 1858 г. о пожаловании Высочайшим приказом
от 30 августа 1856 г. Георгиевских знамен с надписью «За Севастополь в 1854 и 1855 годах» 1-му, 2-му и 3-му батальонам Селенгинского пехотного полка. Бумага, печать, рукопись.

MG-1761
Крест наперсный для духовенства «В память войны 1853-1856»
Россия. Санкт-Петербургский монетный двор. 1856. Бронза, чеканка.

Наперсным крестом «В память войны 1853—1856» награждалось всё православное российское духовенство (от митрополитов до священников), как участвовавшее в Крымской войне, так и находившееся в тылу. Крест вместе с одноименной медалью были официально учреждены 26 августа 1856 года Александром II в специальном манифесте «О Всемилостивейшем даровании народу милостей по случаю Коронования Его Императорского Величества». Изготовление крестов на Санкт-Петербургском монетном дворе продолжалось до 1860 года. Всего отчеканено около 40 000, из них 4468 - для иноверческого духовенства.
MG-1745
Русский солдат периода Крымской войны. Неизвестный скульптор. Западная Европа.
Конец XIX начало XX веков. Шпиатр, литье.

Шпиатр, шпеат (польск. szpeat — «смесь») — обобщённое название сплавов различных цветных металлов: меди, цинка, никеля, олова; иногда — цинк с добавлением свинца и железа. Точного рецепта сплава нет. Самое распространённое понятие значения слова «шпиатр» — это цинк и различные цинковые сплавы, применявшиеся в художественной промышленности XIX — первой трети XX века в качестве заменителей бронзы. Также использовался в качестве заменителя сплавов серебра. Главное отличие сплава шпиатра от бронзы — наличие в сплаве таких металлов, как цинк и никель.
MG-1810
Сражение и реки Чёрная 16 августа 1855 года. У. Симпсон. Лондон. Середина XIX века. Хромолитография.

Сражение у Чёрной речки (Чернореченское сражение) — сражение Крымской войны, состоявшееся 4 (16) августа 1855 года у реки Чёрная в Крыму. В сражении объединённые франко-сардинские войска нанесли поражение русской армии. Решение предпринять наступление на Чёрной речке было принято главнокомандующим Горчаковым под давлением из Санкт-Петербурга, с предполагаемой целью — решительным ударом заставить союзников снять осаду Севастополя. В последствии фельдмаршал Паскевич писал Горчакову, что он «приходит к грустному убеждению, что оно [сражение] принято без цели, без расчета и без надобности и, что хуже всего, окончательно лишило вас возможности предпринять что-либо впоследствии». Критиковалось также и управление войсками.
MG-1869
Берсальер. Неизвестный скульптор. Западная Европа. Конец XIX начало XX веков. Шпиатр, литье.

Берсальеры (итал. Bersaglieri, от berságlio — «мишень») — стрелки́ в итальянской армии, особый род войск, элитные высокомобильные пехотные части. 8 июня 1836 года указом Карла Альберта, короля Сардинии, был учреждён новый корпус стрелков — берсальеров, а Алессандро Ла Мармора был назначен командующим этим корпусом.Корпус берсальеров, под командованием графа генерала Александра Ламармора, был послан в Крым, для осады и захвата Севастополя и Крыма, где его командир умер от холеры. В настоящее время в ВС Италии имеется 6 полков берсальеров, с именными батальонами в том числе с батальоном «Чёрная» (в честь сражения на Чёрной речке) в 8-м полку.
MG-1805
Берсальер. Неизвестный скульптор. Западная Европа. Конец XIX начало XX веков. Шпиатр, литье.

Одна из особенностей формы берсальеров — характерная шляпа с боковым султаном из перьев глухаря или фазана (так называемая «вайра»), как элемент парадной формы. Т Оригинальный хвост из перьев на шляпе ранее предназначался для защиты шеи солдата от сабельного удара. Вайра носится особым образом, набекрень, чтобы полностью закрыть мочку правого уха.
MG-1801
Зуав периода Крымской войны.
Неизвестный скульптор. Западная Европа. Конец XIX начало XX веков. Шпиатр, литье.

Еще один характерный форменный убор берсальеров — бордовый колпак-феска с синей кисточкой на шнурке: в 1855 году во время Крымской войны марокканские зуавы из французского экспедиционного корпуса подарили сардинским берсальерам свои головные уборы в знак признания их храбрости, проявленной в сражении на Чёрной реке около Севастополя 4 августа 1855 года.

Зуав (фр. zouave, от Zwāwa — название племенной группировки кабилов) — изначально название военнослужащего частей лёгкой пехоты (зуавов) французских колониальных войск. Внешней особенностью зуавов служили короткие куртки, шаровары и головные уборы восточного типа, например, турецкие фески. Военнослужащий особого рода лёгкой пехоты во французских колониальных войсках, части которой формировались, главным образом, из жителей Северной Африки, а также добровольцев-французов. Первоначально в подразделения зуавов брали исключительно солдат из племени Zouaoua (берберское племя, живущее в области Кабилия на севере Алжира) и они служили бею Алжира. Позже, когда зуавы перешли во французские колониальные войска, в них стали также набирать представителей других племён. Крымская война стала первым международным конфликтом для зуавов. Во время этой войны французские зуавы очень хорошо себя показали, и армии некоторых других стран также создали отборные войска, перенявшие форму и строевую подготовку зуавов.
MG-1808
Крымская медаль для сардинских войск. Турция. 1855 год. Метал, ткань, чеканка.

Крымская медаль — военная награда Османской империи, основанная в 1856 году для награждения военнослужащих союзнических Османской империи государств (Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии, Французская империя и Сардинское королевство), которые принимали участие в Крымской войне 1854—1856 годов. На реверсе медали была изображена композиция из различных военных элементов: пушка направлена на Запад, мортира направлена на Восток, прислоненный к лафету пушки якорь. Сверху на пушке лежит карта Крыма. Вся эта композиция стоит на брошенном на землю штандарте России (с имперским орлом). Сзади композиции были четыре флага (первые два перекрещенных, или два позади первых) которые развивались на ветру. Это символизировало четыре страны союзницы. Расположение флагов зависело от страны, для которой была сделана медаль (подробнее в таблице). Всего было три типа наград: сардинская, британская и французская, в соответствии со странами союзниками, которые воевали с Российской империей в Крымской войне. Не взирая на тип награды, флаг Османской империи всегда был в первом ряду над картой Крыма.
MG-1788
Шотландский периода Крымской войны. Неизвестный скульптор.
Западная Европа. Конец XIX начало XX веков. Шпиатр, литье.

MG-1780
Крымская медаль. С планками за Севастополь и Азов.
В Вайон, Б. Вайон. Великобритания. 1856 год. Сплав белого металла.

Крымская медаль (англ. Crimea Medal) — британская медаль за участие в боевых действиях. Медаль была учреждена 15 декабря 1854 года для награждения военнослужащих британской Армии, королевских ВМФ и морской пехоты за участие в боевых действиях против России в Крыму во время Восточной войны. Планки необычной формы выполнены в виде выгнутых дубовых листьев. Всего были утверждены пять планок к медали. Oдновременно на ленте медали для сухопутных войск могут размещаться до четырёх планок (в последовательности от медали к заколке): Alma, Balaklava, Inkermann, Sebastopol. Участвовавшие в морских походах на Азовском море, получали медаль с планкой Azoff.
MG-1752
Медаль памятная в честь заключения Парижского мирного договора 30 марта 1856 года.
В. Кульрих. Германия, Мастерская Г.Б. Лооса. 1856 год. Сплав белого металла, чеканка.

Парижский мирный договор (Парижский трактат) — международный договор, подписанный 18 (30) марта 1856 год на Парижском конгрессе, открывшемся 13 (25) февраля 1856 года в столице Франции. В работе конгресса участвовали Россия, с одной стороны, и с другой — союзники по Крымской войне: Османская империя, Франция, Британская империя, Австрия, Сардиния, а также Пруссия.Принципиальное значение для России имела статья XI о нейтрализации Чёрного моря, запрещавшая всем черноморским державам иметь на Чёрном море военные флоты. Статья XIII запрещала также царю и султану создавать на побережье военно-морские арсеналы и крепости.
К трактату прилагалась конвенция о проливах Босфор и Дарданеллы, подтверждавшая их закрытие для иностранных военных кораблей в мирное время. Парижский мирный договор 1856 года полностью изменил международную обстановку в Европе, уничтожив европейскую систему, покоившуюся на Венских трактатах 1815 года.
MG-1871
Оборона Севастополя. Фрагмент панорамы Ф.А. Рубо. 1904 г. Холст, масло.

14 мая 1905 года, к 50-летию героической обороны города, панорама была открыта для всеобщего обозрения. Одними из первых её посетителей были ветераны севастопольских сражений, которых удивила и растрогала доподлинность воспроизведённых событий.
MG-1867
Оборона Севастополя. Фрагмент панорамы Ф.А. Рубо. 1904 г. Холст, масло.

Автор панорамы, основоположник русского панорамного искусства, профессор класса батальной живописи Петербургской Академии художеств Франц Алексеевич Рубо, положил в основу произведения самый яркий эпизод севастопольской эпопеи — бой на Малаховом кургане 6 (18) июня 1855 года. В этот день 75-тысячная русская армия успешно отразила натиск 173-тысячного англо-французского войска.
MG-1850
Оборона Севастополя. Фрагмент панорамы Ф.А. Рубо. 1904 г. Холст, масло.

25 июня 1942 года во время бомбардировки и артиллерийского обстрела в здание панорамы попали бомбы. Загорелось живописное полотно. Борьба за спасение картины длилась около двух часов. Только героическими усилиями моряков-черноморцев и солдат, бросившихся в огонь, удалось спасти 86 отдельных частей картины. Ночью 27 июня уцелевшие фрагменты произведения были погружены на последний корабль, прорвавшийся в осаждённый город — лидер эсминцев «Ташкент». На его борту разместились также 2000 человек — раненые, женщины и дети. В невероятно трудных условиях, под непрекращающейся бомбёжкой немецких самолётов, героическому экипажу корабля во главе с его командиром В. Н. Ерошенко удалось доставить людей и ценный груз в Новороссийск. Но трюмы, где находились фрагменты картины, оказались затоплены. Специальной комиссией было установлено, что спасены две трети картины площадью 1116 м², но состояние полотна исключало возможность его реставрации.
MG-1826
Оборона Севастополя. Фрагмент панорамы Ф.А. Рубо. 1904 г. Холст, масло.

Сразу же после окончания войны возрождение панорамы было включено в пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР. Эта почётная миссия возлагалась на группу художников под руководством академика живописи В. Н. Яковлева. К 100-летию первой героической обороны Севастополя, 16 октября 1954 года, панорама вновь была открыта.
MG-1825
Оборона Севастополя. Фрагмент панорамы Ф.А. Рубо. 1904 г. Холст, масло.

Всего было спасено 86 фрагментов. Со временем два фрагмента поступили в фонды Музея-панорамы «Бородинская битва». Один из них демонстрируется впервые после длительной и сложной реставрации, проведенной специалистами Государственного научно-исследовательского института реставрации.

Приходите на выставку в музей увидеть уникальные экспонаты и конечно посмотреть само творение Франца Рубо. Музей ждет вас.

Выставка продлится до 27 мая 2020 года.

Адрес: Кутузовский проспект, д. 38 стр.1. Проезд до ст.м. «Парк Победы». Подробнее тут.
Время работы: с 10.00 до 18.00, четверг — с 10.00 до 21.00.
Выходной день — пятница.
Санитарный день — каждый последний четверг месяца.
Вход в музей прекращается за 45 минут до его закрытия.
Цена билета: Взрослый - 300 руб; льготный - 100 руб. Подробнее тут.
Третий понедельник каждого месяца вход в музей для всех категорий посетителей бесплатный.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: МП "Бородинская битва", бесплатно, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “МП "Бородинская битва"” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments