mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка "Александр Рукавишников" - отчёт.

Государственная Третьяковская галерея представляет выставку произведений Александра Иулиановича Рукавишникова — одного из ведущих мастеров отечественной пластики, скульптора с мировым именем. Его станковые работы находятся в крупнейших музейных и частных собраниях, а созданные им монументальные произведения украшают города не только России, но и мира.
MG-1897

Александр Рукавишников — третий в династии потомственных скульпторов, сын И.М. Рукавишникова и А.Н. Филипповой. Он с детства учился лепке в мастерской у родителей, в 1974 году окончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова (мастерская Л.Е. Кербеля).
MG-1921

MG-1924
Микеланджело Буонарроти. 1972. Мрамор.

MG-1904
Зеркало. 2018. Алюминий, зеркало.

Будучи одним из самых смелых экспериментаторов в области скульптурной формы, Рукавишников создал целую галерею ярких образов, зачастую вызывавших споры как в профессиональной среде, так и у широкого зрителя.
MG-1928
Лето в городе III. 1984. Гипс тонированный.

MG-1926
Лето в городе III. 1984. Гипс тонированный.

Третьяковская галерея впервые представляет творчество мастера в ретроспективе, начиная с самых ранних работ, созданных в 1970-е, и заканчивая произведениями последних лет, часть из которых скульптор создал специально для этой выставки.
MG-1937
Фрагмент. Рука Христа. 1988. Мрамор, сталь.

MG-1934
Фрагмент. Рука Христа. 1988. Мрамор, сталь.

Третий представитель знаменитой династии скульпторов, Александр Рукавишников ярко заявил о себе в одной из первых работ «Микеланджело Буонарроти» (1972) и сумел выработать свой собственный авторский стиль и узнаваемый пластический язык.
MG-1943
Пловцы. 1986. Мрамор, алюминий, бронза.

Эта одна из работ скульптора, которая полностью захватила мое внимание. Игра с поверхностью материла, различная обработка мрамора и вот уже различные метафоры появляются в голове. Прекрасно выписанные пальца переходят в грубость ладони проткнутой арматурой.
MG-1944
Фрагмент. Пловцы. 1986. Мрамор, алюминий, бронза.

MG-2104
Фрагмент. Пловцы. 1986. Мрамор, алюминий, бронза.

MG-1955
Цирковой борец. 1985. Мрамор.

MG-1952
Женщина с лопатой. 1984. Бронза.

MG-1949
Женщина собирающая картофель. 1986. Бронза.

MG-1947
Женщина собирающая картофель. 1986. Бронза.

Отдельным блоком экспонируются произведения, отсылающие к значимой для Рукавишникова теме древнеславянского язычества. В процессе творческой практики скульптор выработал особую систему пластических знаков-символов, с помощью которых он размышляет и повествует о языческом прошлом.
MG-1953
Сергей Радонежский. 1981. Александр Пересвет. 1983. Дмитрий Донской. 1987.
Дерево, известняк.
«Что же касается язычества, то видимо, за время размышлений и работы некая «дальняя память» и впрямь начала возвращаться в сознание не столько даже на уровне логики и интеллекта, сколько эмоционально. За такой памятью, в сущности, нее далеко ходить. Сходите ночью в лес. Там сложнее отрицать присутствие неведомых сил. Там звуки, которые трудно объяснить. Когда ходишь в таком лесу, не понимаешь, что есть а чего нет. Такова область почти утраченного опыта…»
Александр Рукавишников.
MG-2102
Шаман. 1981. Шамот.

MG-1967
Фрагмент. Лучница. 1979. Бронза, гранит.

MG-1972
Финки. 2007. Бронза.

MG-1976
Фрагмент. Финки. 2007. Бронза.

MG-1980
Языческая пионерия. 1993. Дерево, бронза.

MG-1984
Языческая богиня с птицами. 1993. Дерево, роспись.

MG-1996
Фрагмент. Языческая богиня с утками. 1990. Бронза, мрамор, гранит.

MG-1997
Мавка. 1989. Бронза, мрамор, алюминий, дерево.

В заключительном разделе экспозиции можно увидеть произведения конца 1990-х – 2000-х годов, где отчетливо прослеживается кристаллизация индивидуальных образно-стилевых приёмов, формирующих авторский стиль мастера. Одним из центральных экспонатов выставки стал «Автобиографический мотив» (1989). Это произведение, словно мозаика, собирается из многих частей. Как признался сам автор, «шесть материалов – это то, из чего состою я».
MG-2025
Автобиографический мотив. 1989.Бронза, известняк, алюминий, керамика, гранит, войлок, мрамор.

MG-2026
Фрагмент. Автобиографический мотив. 1989.Бронза, известняк, алюминий, керамика, гранит, войлок, мрамор.

«Будучи исполнена высокого закона, она [скульптура] парадоксально не законопослушна, как все интуитивное и подсознательное, в особенности на стадии замыслов и решений. Я полагаю, что рассудительность и догматизм – это главные черты, враждебные искусству , и в особенности современному. Широкий стилистический диапазон, «разброс», характеризующий большинство моих вещей, никогда не был мною поощряем ради эффекта эклектического хаоса или из подобных тому утилитарных или аналитических соображений»
Александр Рукавишников.
MG-2004
Фрагмент. Большие девочки не плачут. 2019. Пластик.

Александр Иулианович в 1974 году с отличием окончил Московский художественный институт имени В. И. Сурикова (мастерская Л. Е. Кербеля). За дипломную работу «Северный рыбак» получает диплом с отличием. В 1984 году присвоено почётное звание «Заслуженный художник РСФСР». С 1993 года заведует кафедрой скульптуры МГХИ имени В. И. Сурикова. Работы А. И. Рукавишникова хранятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, музея Людвига, Siemens, Hermes, John Wilson, многочисленных частных и корпоративных коллекциях.
MG-1963
Фрагмент. Большие девочки не плачут. 2019. Пластик.

MG-2109
Фрагмент. Большие девочки не плачут. 2019. Пластик.

MG-2034
Прощание славянок. 2014. Бронза.

MG-2035
Фрагмент. Прощание славянок. 2014. Бронза.

MG-2116
Фрагмент. Прощание славянок. 2014. Бронза.

MG-2011
Гребущая. 2008. Дерево, бронза.

MG-2111
Фрагмент. Гребущая. 2008. Дерево, бронза.

MG-2114
Фрагмент. Гребущая. 2008. Дерево, бронза.

MG-2142
Фрагмент. Гребущая. 2008. Дерево, бронза.

MG-2141
Фрагмент. Гребущая. 2008. Дерево, бронза.

MG-2023
Фрагмент. Большая девочка №2. 2013. Бронза, дерево, полудрагоценные камни.

MG-2021
Фрагмент. Большая девочка №2. 2013. Бронза, дерево, полудрагоценные камни.

MG-2020
Фрагмент. Большая девочка №2. 2013. Бронза, дерево, полудрагоценные камни.

MG-2075
Похищение Европы. 2019. Бронза.

MG-2074
Похищение Европы. 2019. Бронза.

MG-2078
Фаина. 2019. Бронза.

MG-2081
Фаина. 2019. Бронза.

MG-2055
Автопортрет с мамой. 1990. Мрамор.

MG-2048
Фрагмент. Автопортрет с мамой. 1990. Мрамор.

MG-2047
Фрагмент. Автопортрет с мамой. 1990. Мрамор.

MG-2140
Фрагмент. Автопортрет с мамой. 1990. Мрамор.

MG-2132
Фрагмент. Автопортрет с мамой. 1990. Мрамор.

Приходите в музей, чтобы ближе познакомится с творчеством Александра Рукавишникова, рассмотреть его символы и образы, заключенные в его творениях. И помните никакая фотография не заменит вам встречу с искусством.

Выставка продлится по 26 апреля 2020 года.

Адрес: Крымский Вал, 10. Новая Третьяковка.
Проезд до ст. метро "Парк культуры" или "Октябрьская".
Режим работы: вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00
четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00
(кассы прекращают работать за час до закрытия музея)
выходной — понедельник.
Цена билета: Взрослый - 500 руб. Льготный - 200 руб.
Бесплатно — для лиц до 18 лет. Подробнее тут.
Каждую среду вход на постоянную экспозицию и временные выставки, проходящие в здании на Крымском Валу, для индивидуальных посетителей бесплатный.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.
Tags: ГТГ, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГТГ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment