
Виктор Васнецов. Страшный суд. 1885-1893. Эскизы росписей западной стены Владимирского собора в Киеве.
Бумага, гуашь, графитный карандаш, бронзовая краска.
Бумага, гуашь, графитный карандаш, бронзовая краска.
На выставке представлены произведения В.М. Васнецова, Н.Н. Ге, И.Е. Репина, В.А. Серова, М.А. Врубеля и В.Э. Борисова-Мусатова — художников, без которых было бы невозможно наступление нового века в искусстве. Их произведения демонстрируются монографически, демонстрируя лучшие и характерные работы в отдельных залах.

Виктор Васнецов. Фрагмент. Страшный суд. 1885-1893. Эскизы росписей западной стены Владимирского собора в Киеве.
Бумага, гуашь, графитный карандаш, бронзовая краска.
Бумага, гуашь, графитный карандаш, бронзовая краска.

Виктор Васнецов. Фрагмент. Страшный суд. 1885-1893. Эскизы росписей западной стены Владимирского собора в Киеве.
Бумага, гуашь, графитный карандаш, бронзовая краска.
Накануне ХХ столетия единая картина мира изобразительного искусства распалась на множество индивидуальных миров. Главенствовавшие во второй половине XIX века эстетические модели — академическая и передвижническая — ушли в прошлое, что сопровождалось революционными изменениями в иерархии жанров и техник.Бумага, гуашь, графитный карандаш, бронзовая краска.

Виктор Васнецов. Коленопреклоненный архангел Михаил. 1885-1893. Эскиз неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве.
Бумага, гуашь, акварель, бронзовая и алюминиевая краска.
Бумага, гуашь, акварель, бронзовая и алюминиевая краска.

Виктор Васнецов. Коленопреклоненный архангел Гавриил. 1885-1893. Эскиз неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве.
Бумага, гуашь, акварель, бронзовая и алюминиевая краска.
Бумага, гуашь, акварель, бронзовая и алюминиевая краска.
Графика словно обрела второе дыхание после десятилетий пребывания в тени живописи и стремительно начала движение к самоценности, формируя новые стилистические приемы, новый язык, новые пути взаимодействия со зрителем. Тогда начала цениться не только точность воспроизведения действительности, но и выразительность самого рисунка, мастерство исполнения, экспрессия формы.

Виктор Васнецов. Фрагмент. Коленопреклоненный архангел Гавриил. 1885-1893. Эскиз неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве. Бумага, гуашь, акварель, бронзовая и алюминиевая краска.

Виктор Васнецов. Фрагмент. Коленопреклоненный архангел Гавриил. 1885-1893. Эскиз неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве. Бумага, гуашь, акварель, бронзовая и алюминиевая краска.
Особый интерес в этом проекте представляет то, что среди реформаторов, прежде других ощутивших приближение нового времени, были не только художники «рубежного поколения» — Валентин Серов, Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов, но и такие, казалось бы, укорененные в господствующей системе эстетических взглядов мастера, как Николай Ге, Илья Репин, Виктор Васнецов.

Орнаментальные мотивы. 1885-1893. Эскизы росписей пилонов и арки алтаря.
Бумага, гуашь, акварель, бронзовая и алюминиевая краски, графитный карандаш.
Бумага, гуашь, акварель, бронзовая и алюминиевая краски, графитный карандаш.

Орнаментальные мотивы. 1885-1893. Эскизы росписей пилонов и арки алтаря.
Бумага, гуашь, акварель, бронзовая и алюминиевая краски, графитный карандаш.
Бумага, гуашь, акварель, бронзовая и алюминиевая краски, графитный карандаш.

Орнаментальные мотивы. 1885-1893. Эскизы росписей пилонов и арки алтаря.
Бумага, гуашь, акварель, бронзовая и алюминиевая краски, графитный карандаш.
Бумага, гуашь, акварель, бронзовая и алюминиевая краски, графитный карандаш.
Графика Виктора Васнецова представлена на выставке эскизами храмовых росписей. Осуществленный им титанический труд по скрещиванию выразительных языков модерна и Средневековья при создании современной концепции храмовых росписей был воспринят современниками как вызывающий эксперимент. Показательно, что в бумажном варианте замысел Васнецова производит едва ли не большее впечатление, чем на стенах Владимирского собора в Киеве.

Виктор Васнецов. Серафим со сложенными руками. Серафим с поднятыми руками. 1885-1893. Эскизы росписей западной стены хоров Владимирского собора в Киеве. Бумага, гуашь, акварель, бронзовая и алюминиевая краски, графитный карандаш.

Виктор Васнецов. Фрагмент. Серафим со сложенными руками. 1885-1893. Эскизы росписей западной стены хоров Владимирского собора в Киеве. Бумага, гуашь, акварель, бронзовая и алюминиевая краски, графитный карандаш.
Основной своего творчества в храме художник считал не «схемы и темы», но воображение: «Постоянно нужно из воображения – а то и из души – выколупывать и прилеплять к стене то глаз, то нос, целую голову, руку, палец, кусок одежды, ноздрю, травку», - писал он в 1889 году В.Л. Дедлову.

Виктор Васнецов. Серафимы. 1885-1893. Эскизы росписей главного алтаря Владимирского собора в Киеве.
Бумага, гуашь, акварель, бронзовая краска, графитный карандаш.
Бумага, гуашь, акварель, бронзовая краска, графитный карандаш.

Виктор Васнецов. Фрагмент. Серафимы. 1885-1893. Эскизы росписей главного алтаря Владимирского собора в Киеве.
Бумага, гуашь, акварель, бронзовая краска, графитный карандаш.
Бумага, гуашь, акварель, бронзовая краска, графитный карандаш.

Виктор Васнецов. Фрагмент. Серафимы. 1885-1893. Эскизы росписей главного алтаря Владимирского собора в Киеве.
Бумага, гуашь, акварель, бронзовая краска, графитный карандаш.
Бумага, гуашь, акварель, бронзовая краска, графитный карандаш.

Виктор Васнецов. Фрагмент. Серафимы. 1885-1893. Эскизы росписей главного алтаря Владимирского собора в Киеве
. Бумага, гуашь, акварель, бронзовая краска, графитный карандаш.
. Бумага, гуашь, акварель, бронзовая краска, графитный карандаш.

Виктор Васнецов. Фрагмент. Серафимы. 1885-1893. Эскизы росписей главного алтаря Владимирского собора в Киеве.
Бумага, гуашь, акварель, бронзовая краска, графитный карандаш.
При заключении контракта на работы Васнецов особо оговорил для себя «условия свободы творчества». «Все, что свяжет это свободу, - писал он Прахову, - повредит делу». Если Бог пошлет ему вдохновение, то это будет отвечать идеалу их обоих, утверждал он, и подчеркивал, что если ему «что-либо удавалось, то это всегда было благодаря самой широкой свободе творчества».Бумага, гуашь, акварель, бронзовая краска, графитный карандаш.

Виктор Васнецов. Плащаница. 1901. Эскиз плащаницы для церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево.
Бумага на холсте, темпера, графитный карандаш, бронзовая и серебряная краски.
Бумага на холсте, темпера, графитный карандаш, бронзовая и серебряная краски.

Виктор Васнецов. Фрагмент. Плащаница. 1901. Эскиз плащаницы для церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево.
Бумага на холсте, темпера, графитный карандаш, бронзовая и серебряная краски.
Бумага на холсте, темпера, графитный карандаш, бронзовая и серебряная краски.

Виктор Васнецов. Фрагмент. Плащаница. 1901. Эскиз плащаницы для церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево.
Бумага на холсте, темпера, графитный карандаш, бронзовая и серебряная краски.
Бумага на холсте, темпера, графитный карандаш, бронзовая и серебряная краски.

Виктор Васнецов. Фрагмент. Плащаница. 1901. Эскиз плащаницы для церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево.
Бумага на холсте, темпера, графитный карандаш, бронзовая и серебряная краски.
Бумага на холсте, темпера, графитный карандаш, бронзовая и серебряная краски.
Новизна Васнецова заключается в задуманной им реформе храмовых росписей, которая не была доведена до конца. Он создал несколько сот эскизов, в том числе орнаментов. Современники по разному восприняли его новаторство.

Виктор Васнецов. Блаженство рая. 1893. Эскиз северной стены хоров.
Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш.
Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш.

Виктор Васнецов. Фрагмент. Блаженство рая. 1893. Эскиз северной стены хоров.
Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш.
Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш.

Виктор Васнецов. Фрагмент. Блаженство рая. 1893. Эскиз северной стены хоров.
Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш.
Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш.

Виктор Васнецов. Фрагмент. Блаженство рая. 1893. Эскиз северной стены хоров.
Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш.
Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш.

Виктор Васнецов. Фрагмент. Блаженство рая. 1893. Эскиз северной стены хоров.
Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш.
Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш.

Виктор Васнецов. Фрагмент. Блаженство рая. 1893. Эскиз северной стены хоров.
Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш.
Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш.

Виктор Васнецов. Фрагмент. Блаженство рая. 1893. Эскиз северной стены хоров.
Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш.
Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш.
В реальном исполнении собора применены масляные краски, очень телесные и живопись получилась визионерской, абстрактными являются эскизы Васнецова, где изображение живет в условном пространстве бумажного листа. В своей работе он пытался соединить византийский идеал и современный язык эпохи модерна. И попытавшись это сделать, он встал у истоков русского стиля.

Виктор Васнецов. Грехопадение. 1885-1893. Проект росписи южной стены хоров.
Бумага, акварель, бронзовая краска, графитный карандаш.
Бумага, акварель, бронзовая краска, графитный карандаш.

Виктор Васнецов. Фрагмент. Грехопадение. 1885-1893. Проект росписи южной стены хоров.
Бумага, акварель, бронзовая краска, графитный карандаш.
Бумага, акварель, бронзовая краска, графитный карандаш.

Виктор Васнецов. Фрагмент. Грехопадение. 1885-1893. Проект росписи южной стены хоров. Б
умага, акварель, бронзовая краска, графитный карандаш.
умага, акварель, бронзовая краска, графитный карандаш.

Виктор Васнецов. Фрагмент. Грехопадение. 1885-1893. Проект росписи южной стены хоров.
Бумага, акварель, бронзовая краска, графитный карандаш.
Бумага, акварель, бронзовая краска, графитный карандаш.
Со свободой творчества Васнецов свзывал,возможность осуществлени «главного тезиса» своей «художественной веры» - веры в то, что русские художники только тогда внесут «свою лепту в сокровищницу всемирного искусства», когда все силы устремят «к развитию родного Русского искусства».

Виктор Васнецов. Грехопадение. Ева и змий. 1891.
Эскиз росписи южной стены хоров. Бумага, акварель, гуашь.
Эскиз росписи южной стены хоров. Бумага, акварель, гуашь.

Виктор Васнецов. Фрагмент. Грехопадение. Ева и змий. 1891.
Эскиз росписи южной стены хоров. Бумага, акварель, гуашь.
Эскиз росписи южной стены хоров. Бумага, акварель, гуашь.

Виктор Васнецов. Блюдо. 1896. Рисунок для блюда, поднесенного от города Москвы по случаю коронации Николая II.
Бумага, гуашь, акварель, графитный карандаш, бронзовая краска.
Бумага, гуашь, акварель, графитный карандаш, бронзовая краска.

Виктор Васнецов. Блюдо. 1896. Рисунок для блюда, поднесенного от города Москвы по случаю коронации Николая II.
Бумага, гуашь, акварель, графитный карандаш, бронзовая краска.

Виктор Васнецов. Блюдо. 1896. Рисунок для блюда, поднесенного от города Москвы по случаю коронации Николая II.
Бумага, гуашь, акварель, графитный карандаш, бронзовая краска.

Виктор Васнецов. Блюдо. 1896. Рисунок для блюда, поднесенного от города Москвы по случаю коронации Николая II.
Бумага, гуашь, акварель, графитный карандаш, бронзовая краска.

Виктор Васнецов. Блюдо. 1896. Рисунок для блюда, поднесенного от города Москвы по случаю коронации Николая II.
Бумага, гуашь, акварель, графитный карандаш, бронзовая краска.

Виктор Васнецов. Блюдо. 1896. Рисунок для блюда, поднесенного от города Москвы по случаю коронации Николая II.
Бумага, гуашь, акварель, графитный карандаш, бронзовая краска.

Виктор Васнецов. Блюдо. 1896. Рисунок для блюда, поднесенного от города Москвы по случаю коронации Николая II.
Бумага, гуашь, акварель, графитный карандаш, бронзовая краска.

Виктор Васнецов. Блюдо. 1896. Рисунок для блюда, поднесенного от города Москвы по случаю коронации Николая II.
Бумага, гуашь, акварель, графитный карандаш, бронзовая краска.

Виктор Васнецов. Блюдо. 1896. Рисунок для блюда, поднесенного от города Москвы по случаю коронации Николая II.
Бумага, гуашь, акварель, графитный карандаш, бронзовая краска.
Выставка продлится до 15 ноября 2020 года.
Временные правила посещения.
Адрес музея: Лаврушинский переулок, 10. Проезд до ст. метро "Третьяковская" или "Полянка".
Время работы: вторник, воскресенье - с 10.00 до 18.00 (кассы и вход на экспозицию до 17.00);
четверг, пятница, суббота, воскресенье - с 10.00 до 21.00 (кассы и вход на экспозицию до 20.00);
выходной - понедельник.
Цена билета: взрослый - 500 руб., льготный - 250 руб. Подробнее тут.
Бесплатно — для лиц до 18 лет и других категорий граждан.

Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.