mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Category:

Выставка "Предчувствуя XX век". Виктор Васнецов. - отчёт. Часть 1.

Государственная Третьяковская галерея представляет новый выставочной проект "Предчувствуя XX век" — это продолжение серии сменных экспозиций из цикла «Художник и время», который проходит в рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники» и посвящен важнейшим этапам истории русской графики.
MG-4958
Виктор Васнецов. Страшный суд. 1885-1893. Эскизы росписей западной стены Владимирского собора в Киеве.
Бумага, гуашь, графитный карандаш, бронзовая краска.

На выставке представлены произведения В.М. Васнецова, Н.Н. Ге, И.Е. Репина, В.А. Серова, М.А. Врубеля и В.Э. Борисова-Мусатова — художников, без которых было бы невозможно наступление нового века в искусстве. Их произведения демонстрируются монографически, демонстрируя лучшие и характерные работы в отдельных залах.
MG-4960
Виктор Васнецов. Фрагмент. Страшный суд. 1885-1893. Эскизы росписей западной стены Владимирского собора в Киеве.
Бумага, гуашь, графитный карандаш, бронзовая краска.

MG-4959
Виктор Васнецов. Фрагмент. Страшный суд. 1885-1893. Эскизы росписей западной стены Владимирского собора в Киеве.
Бумага, гуашь, графитный карандаш, бронзовая краска.

Накануне ХХ столетия единая картина мира изобразительного искусства распалась на множество индивидуальных миров. Главенствовавшие во второй половине XIX века эстетические модели — академическая и передвижническая — ушли в прошлое, что сопровождалось революционными изменениями в иерархии жанров и техник.
MG-4955
Виктор Васнецов. Коленопреклоненный архангел Михаил. 1885-1893. Эскиз неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве.
Бумага, гуашь, акварель, бронзовая и алюминиевая краска.

MG-4962
Виктор Васнецов. Коленопреклоненный архангел Гавриил. 1885-1893. Эскиз неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве.
Бумага, гуашь, акварель, бронзовая и алюминиевая краска.

Графика словно обрела второе дыхание после десятилетий пребывания в тени живописи и стремительно начала движение к самоценности, формируя новые стилистические приемы, новый язык, новые пути взаимодействия со зрителем. Тогда начала цениться не только точность воспроизведения действительности, но и выразительность самого рисунка, мастерство исполнения, экспрессия формы.
MG-4964
Виктор Васнецов. Фрагмент. Коленопреклоненный архангел Гавриил. 1885-1893. Эскиз неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве. Бумага, гуашь, акварель, бронзовая и алюминиевая краска.

MG-4966
Виктор Васнецов. Фрагмент. Коленопреклоненный архангел Гавриил. 1885-1893. Эскиз неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве. Бумага, гуашь, акварель, бронзовая и алюминиевая краска.

Особый интерес в этом проекте представляет то, что среди реформаторов, прежде других ощутивших приближение нового времени, были не только художники «рубежного поколения» — Валентин Серов, Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов, но и такие, казалось бы, укорененные в господствующей системе эстетических взглядов мастера, как Николай Ге, Илья Репин, Виктор Васнецов.
MG-4981
Орнаментальные мотивы. 1885-1893. Эскизы росписей пилонов и арки алтаря.
Бумага, гуашь, акварель, бронзовая и алюминиевая краски, графитный карандаш.

MG-4982
Орнаментальные мотивы. 1885-1893. Эскизы росписей пилонов и арки алтаря.
Бумага, гуашь, акварель, бронзовая и алюминиевая краски, графитный карандаш.

MG-4987
Орнаментальные мотивы. 1885-1893. Эскизы росписей пилонов и арки алтаря.
Бумага, гуашь, акварель, бронзовая и алюминиевая краски, графитный карандаш.

Графика Виктора Васнецова представлена на выставке эскизами храмовых росписей. Осуществленный им титанический труд по скрещиванию выразительных языков модерна и Средневековья при создании современной концепции храмовых росписей был воспринят современниками как вызывающий эксперимент. Показательно, что в бумажном варианте замысел Васнецова производит едва ли не большее впечатление, чем на стенах Владимирского собора в Киеве.
MG-4990
Виктор Васнецов. Серафим со сложенными руками. Серафим с поднятыми руками. 1885-1893. Эскизы росписей западной стены хоров Владимирского собора в Киеве. Бумага, гуашь, акварель, бронзовая и алюминиевая краски, графитный карандаш.

MG-4990
Виктор Васнецов. Фрагмент. Серафим со сложенными руками. 1885-1893. Эскизы росписей западной стены хоров Владимирского собора в Киеве. Бумага, гуашь, акварель, бронзовая и алюминиевая краски, графитный карандаш.

Основной своего творчества в храме художник считал не «схемы и темы», но воображение: «Постоянно нужно из воображения – а то и из души – выколупывать и прилеплять к стене то глаз, то нос, целую голову, руку, палец, кусок одежды, ноздрю, травку», - писал он в 1889 году В.Л. Дедлову.
MG-5004
Виктор Васнецов. Серафимы. 1885-1893. Эскизы росписей главного алтаря Владимирского собора в Киеве.
Бумага, гуашь, акварель, бронзовая краска, графитный карандаш.

MG-5005
Виктор Васнецов. Фрагмент. Серафимы. 1885-1893. Эскизы росписей главного алтаря Владимирского собора в Киеве.
Бумага, гуашь, акварель, бронзовая краска, графитный карандаш.

MG-5006
Виктор Васнецов. Фрагмент. Серафимы. 1885-1893. Эскизы росписей главного алтаря Владимирского собора в Киеве.
Бумага, гуашь, акварель, бронзовая краска, графитный карандаш.

MG-5008
Виктор Васнецов. Фрагмент. Серафимы. 1885-1893. Эскизы росписей главного алтаря Владимирского собора в Киеве
. Бумага, гуашь, акварель, бронзовая краска, графитный карандаш.

MG-5009
Виктор Васнецов. Фрагмент. Серафимы. 1885-1893. Эскизы росписей главного алтаря Владимирского собора в Киеве.
Бумага, гуашь, акварель, бронзовая краска, графитный карандаш.

При заключении контракта на работы Васнецов особо оговорил для себя «условия свободы творчества». «Все, что свяжет это свободу, - писал он Прахову, - повредит делу». Если Бог пошлет ему вдохновение, то это будет отвечать идеалу их обоих, утверждал он, и подчеркивал, что если ему «что-либо удавалось, то это всегда было благодаря самой широкой свободе творчества».
MG-5011
Виктор Васнецов. Плащаница. 1901. Эскиз плащаницы для церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево.
Бумага на холсте, темпера, графитный карандаш, бронзовая и серебряная краски.

MG-5012
Виктор Васнецов. Фрагмент. Плащаница. 1901. Эскиз плащаницы для церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево.
Бумага на холсте, темпера, графитный карандаш, бронзовая и серебряная краски.
MG-5013
Виктор Васнецов. Фрагмент. Плащаница. 1901. Эскиз плащаницы для церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево.
Бумага на холсте, темпера, графитный карандаш, бронзовая и серебряная краски.

MG-5014
Виктор Васнецов. Фрагмент. Плащаница. 1901. Эскиз плащаницы для церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево.
Бумага на холсте, темпера, графитный карандаш, бронзовая и серебряная краски.

Новизна Васнецова заключается в задуманной им реформе храмовых росписей, которая не была доведена до конца. Он создал несколько сот эскизов, в том числе орнаментов. Современники по разному восприняли его новаторство.
MG-5016
Виктор Васнецов. Блаженство рая. 1893. Эскиз северной стены хоров.
Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш.

MG-5017
Виктор Васнецов. Фрагмент. Блаженство рая. 1893. Эскиз северной стены хоров.
Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш.

MG-5018
Виктор Васнецов. Фрагмент. Блаженство рая. 1893. Эскиз северной стены хоров.
Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш.

MG-5019
Виктор Васнецов. Фрагмент. Блаженство рая. 1893. Эскиз северной стены хоров.
Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш.

MG-5020
Виктор Васнецов. Фрагмент. Блаженство рая. 1893. Эскиз северной стены хоров.
Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш.
MG-5021
Виктор Васнецов. Фрагмент. Блаженство рая. 1893. Эскиз северной стены хоров.
Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш.
MG-5022
Виктор Васнецов. Фрагмент. Блаженство рая. 1893. Эскиз северной стены хоров.
Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш.

В реальном исполнении собора применены масляные краски, очень телесные и живопись получилась визионерской, абстрактными являются эскизы Васнецова, где изображение живет в условном пространстве бумажного листа. В своей работе он пытался соединить византийский идеал и современный язык эпохи модерна. И попытавшись это сделать, он встал у истоков русского стиля.
MG-5024
Виктор Васнецов. Грехопадение. 1885-1893. Проект росписи южной стены хоров.
Бумага, акварель, бронзовая краска, графитный карандаш.

MG-5025
Виктор Васнецов. Фрагмент. Грехопадение. 1885-1893. Проект росписи южной стены хоров.
Бумага, акварель, бронзовая краска, графитный карандаш.

MG-5026
Виктор Васнецов. Фрагмент. Грехопадение. 1885-1893. Проект росписи южной стены хоров. Б
умага, акварель, бронзовая краска, графитный карандаш.
MG-5028
Виктор Васнецов. Фрагмент. Грехопадение. 1885-1893. Проект росписи южной стены хоров.
Бумага, акварель, бронзовая краска, графитный карандаш
.

Со свободой творчества Васнецов свзывал,возможность осуществлени «главного тезиса» своей «художественной веры» - веры в то, что русские художники только тогда внесут «свою лепту в сокровищницу всемирного искусства», когда все силы устремят «к развитию родного Русского искусства».
MG-5030
Виктор Васнецов. Грехопадение. Ева и змий. 1891.
Эскиз росписи южной стены хоров. Бумага, акварель, гуашь.

MG-5031
Виктор Васнецов. Фрагмент. Грехопадение. Ева и змий. 1891.
Эскиз росписи южной стены хоров. Бумага, акварель, гуашь.

MG-4968
Виктор Васнецов. Блюдо. 1896. Рисунок для блюда, поднесенного от города Москвы по случаю коронации Николая II.
Бумага, гуашь, акварель, графитный карандаш, бронзовая краска.
MG-5120
Виктор Васнецов. Блюдо. 1896. Рисунок для блюда, поднесенного от города Москвы по случаю коронации Николая II.
Бумага, гуашь, акварель, графитный карандаш, бронзовая краска.


MG-5122
Виктор Васнецов. Блюдо. 1896. Рисунок для блюда, поднесенного от города Москвы по случаю коронации Николая II.
Бумага, гуашь, акварель, графитный карандаш, бронзовая краска.

MG-4973
Виктор Васнецов. Блюдо. 1896. Рисунок для блюда, поднесенного от города Москвы по случаю коронации Николая II.
Бумага, гуашь, акварель, графитный карандаш, бронзовая краска.

MG-4974
Виктор Васнецов. Блюдо. 1896. Рисунок для блюда, поднесенного от города Москвы по случаю коронации Николая II.
Бумага, гуашь, акварель, графитный карандаш, бронзовая краска.

MG-4975
Виктор Васнецов. Блюдо. 1896. Рисунок для блюда, поднесенного от города Москвы по случаю коронации Николая II.
Бумага, гуашь, акварель, графитный карандаш, бронзовая краска.

MG-4976
Виктор Васнецов. Блюдо. 1896. Рисунок для блюда, поднесенного от города Москвы по случаю коронации Николая II.
Бумага, гуашь, акварель, графитный карандаш, бронзовая краска.

MG-4971
Виктор Васнецов. Блюдо. 1896. Рисунок для блюда, поднесенного от города Москвы по случаю коронации Николая II.
Бумага, гуашь, акварель, графитный карандаш, бронзовая краска.

MG-4972
Виктор Васнецов. Блюдо. 1896. Рисунок для блюда, поднесенного от города Москвы по случаю коронации Николая II.
Бумага, гуашь, акварель, графитный карандаш, бронзовая краска.

Мы настоятельно рекомендуем посетить эту уникальную выставку, где в одном месте вы сможете увидеть такое количество шедевров и прикоснуться к творчеству русских мастеров. Тем более графика не задерживается в экспозиционных залах надолго, в силу сложности ее хранения.


Выставка продлится до 15 ноября 2020 года.


Временные правила посещения.

Адрес музея: Лаврушинский переулок, 10. Проезд до ст. метро "Третьяковская" или "Полянка".
Время работы: вторник, воскресенье - с 10.00 до 18.00 (кассы и вход на экспозицию до 17.00);
четверг, пятница, суббота, воскресенье - с 10.00 до 21.00 (кассы и вход на экспозицию до 20.00);
выходной - понедельник.
Цена билета: взрослый - 500 руб., льготный - 250 руб. Подробнее тут.
Бесплатно — для лиц до 18 лет и других категорий граждан.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.
Tags: ГТГ, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГТГ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments