mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка "Предчувствуя XX век". Николай Ге. - отчёт. Часть 5.

В очередной раз мы приглашаем вас в залы Третьяковской галереи, что бы насладиться выставкой "Предчувствуя XX век". Сегодня наш рассказ будет о работах Николая Николаевича Ге.
MG-5061
Николай Ге. Голова Христа. 1893. Этюд для неосуществленного варианта картины «Распятие».
Бумага, соус, растушка.

Ге один из отцов-основателей передвижничества выбирает путь радикальной художественной реформы, вступая в открытый конфликт не только с цензурой и критикой, но и публикой, которая была эпатирована необычностью его пластического языка, новизной пластической формы. В рисунках особенно очевидно, как Ге проходит в своем творчестве путь, равный усилиям целого художественного поколения.
MG-4892
Николай Ге. Христос в синагоге («Ныне исполнилось»). 1886.
Бумага, уголь, растушка, мокрая кисть.

Ге относился к графике утилитарно, сам по себе этот вид искусства его не интересовал. Этюд, эскизы и наброски к картинам были для него всего лишь вспомогательным материалом, не представляющим никакой самостоятельной ценности. После смерти художника его произведения оказались рассеяны по свету. Коллекция рисунков, принадлежавшая старшему сыну живописца, Николаю, очень важная для понимания творческого метода мастера, оказалась в Женеве.
MG-4894
Николай Ге. Иоанн Креститель и Христос («И, познав силу духа Иисус вышел из пустыни и пошел опять к Иоанну и был с ним»). 1886.
Бумага, уголь, растушка.

По воспоминаниям Е.И. Ге, невестки художника, обращение Ге к технике угольного рисунка произошло под прямым влиянием Толстого, говорившего, что «для него масляная живопись не имеет значения, что он понимает картину только как выражение мысли, а краски даже мешают ему».
MG-4890
Николай Ге. Проповедь Иоанна Крестителя на Иордане («Уровняйте путь Господу». 1886.
Бумага, уголь, растушка, мокрая кисть.

Не раз описан в письмах и воспоминаниях и запечатлен на фотографиях крест, стоявший у Ге в мастерской, на который регулярно «восходили» его помощники: сын Николай, муж племянницы Г.С. Рубан-Щуровский, ученики С.П. Яремич и А.А. Куренной.
MG-4877
Николай Ге. Натурщик в позе распятого разбойника. 1892. Этюд к картине «Распятие» (1892, Музей Орсе, Париж).
Бумага, уголь, растушка.

«Позировать для этой картин было своего рода большим подвигом. Особенно мучительна была поза для распятого Христа. По обеим концам <…> перекладин были прикреплены <…> петли; в них вдевались кисти рук и тело повисало в воздухе, находя крайне слабую опору лишь в ступнях ног, опиравшихся на палку. <…> Висеть в таком положении дольше трех минут было невозможно..» - вспоминал о своем опыте натурщика Яремич.
MG-4871
Николай ГЕ. Натурщик в позе распятого Христа. 1892. Этюд к картине «Распятие» (1892, Музей Орсе, Париж)
Бумага, уголь, растушка, мокрая кисть.

Нельзя так же не рассказать об удивительной истории этих рисунков, которые надолго пропали из поля зрения исследователей. Эти рисунки были частью наследства, которое получил старший сын после смерти художника. Судьба этой коллекции оказалась печальна. В 1952 году она раздробилась и местонахождение некоторых произведений Ге неизвестно до сих пор.
MG-4869
Николай Ге. Распятие. 1893. Эскиз для неосуществленного варианта картины «Распятие». Бумага, уголь.

В начале 1970 годов Кристоф Больман выпускник Женевского университета покупал у старьевщиков на «блошином» рынке картины, гравюры, антикварные книги и перепродавал их. Именно на «блошином» рынке Женевы в 1974 году коллекционер приобрел пятьдесят шесть листов с рисунками неизвестного ему художника.
MG-4873
Николай Ге. Распятие. 1892. Бумага, уголь, растушка, мокрая кисть.

«Вот так-то и купил в одно прекрасное утро 1974 года штук пятьдесят рисунков углем большого размера, валявшихся у торговца прямо на полу. Рисунки были преимущественно на религиозную тему, следовательно, продать их было невозможно. Десятки людей их видели до меня и не проявляли ни малейшего интереса. Случались балбесы, которые даже на них наступали. Купил это собрание, проникшись уважением к «неизвестному мастеру, конечно же, не заслужившему такого пренебрежении» - К. Больман.
MG-4882
Николай Ге. Искушение («Отойди от меня, сатана!»). 1886. Бумага, уголь, растушка.

Купленные листы долгое время хранились у Больмана неопознанными, пока в 1988 году случай не мог установить их авторство. Произошло это благодаря Ливии делла Валле, изучавшей русскую литературу в Женевском университете, которая привела в гости к коллекционеру своего преподавателя Симона Маркиша и его сестру киевскую керамистку Ольгу Рапе-Маркиш. Посмотрев эскизы, она сказала: «Ге!».
MG-4884
Николай Ге. Нагорная проповедь («Вы – свет мира»). 1886. Бумага, уголь, растушка.

В 2011 году рисунки Ге из коллекции Больмана были приобретены для Третьяковской галерее.
MG-4886
Николай Ге. Иоанн Креститель указывает своим ученикам на Христа («Вот Спаситель мира!»). 1886.
Бумага, уголь, растушка
.

MG-4888
Николай Ге. В Гефсиманском саду (Моление о чаше). 1887. Эскиз неосуществленной картины «В Гефсиманском саду».
Бумага, уголь, растушка.

Приходите в Третьяковскую галерею, чтобы встретиться с этими уникальными произведениями.

Выставка продлится до 15 ноября 2020 года.


Временные правила посещения.

Адрес музея: Лаврушинский переулок, 10. Проезд до ст. метро "Третьяковская" или "Полянка".
Время работы: вторник, воскресенье - с 10.00 до 18.00 (кассы и вход на экспозицию до 17.00);
четверг, пятница, суббота, воскресенье - с 10.00 до 21.00 (кассы и вход на экспозицию до 20.00);
выходной - понедельник.
Цена билета: взрослый - 500 руб., льготный - 250 руб. Подробнее тут.
Бесплатно — для лиц до 18 лет и других категорий граждан.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.
Tags: ГТГ, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГТГ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments