mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка "Фарфор в России" в Царицыно - отчёт.

В Музее-заповеднике "Царицыно" проходит выставка "Фарфор в Росии: истоки и традиции. К 300-летию Дмитрия Виноградова (1720-1758)". Фарфор в России появился на «порцелиновой мануфактуре» в Санкт-Петербурге в 40-х годах XVIII века. Благодаря высокому качеству он сразу завоевал европейское признание.
MG-4057
Пасхальное яйцо. Автор формы и росписи Дмитрий Виноградов.
Невская порцелиновая мануфактура, Санкт-Петербург. 1744-1758. Фарфор, роспись надглазурная.

Декоративное яйцо. Автор рецептуры Михаил Ломоносов. Мастера: П. Кириллов, Григорьев.
Усть-Рудицкий завод, деревня Лопухинка, Копорский уезд Санкт-Петербургской губернии. 1753-1765. Стекло цветное, формовка, резьба.

Создатель русского фарфора – выдающийся химик-технолог Дмитрий Иванович Виноградов. В отличие от иностранных предшественников, он вёл работу строго научным путём. Эта была история поисков и испытаний, кропотливого исследовательского труда, результатом которого стал рецепт фарфора, полученный самостоятельно, независимо от опыта европейских мастеров.
MG-4061
Чашка. Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. 1823. Фарфор, роспись надглазурная, золочение.
На тулове чашки изображена муза астрономии Урания и календарь.

Дмитрий Виноградов родился в Суздале в 1720 году. В начале 1730-х годов отправился учиться в Москву, в Славяно-греко-латинскую академию, где познакомился с Михаилом Ломоносовым. Два ученика стали хорошими друзьями и вместе осваивали различные науки.
MG-4059
Фрагмент блюдца. Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. 1823. Фарфор, роспись надглазурная, золочение.
На блюдце изображен календарь и схема Солнечной системы.

В числе 12 лучших учеников он был переведен в Санкт-Петербург и в числе трёх отличников (вместе с Ломоносовым и Густавом Райзером) с подачи Сената был отправлен на продолжение обучения за границу, в Марбургский университет под начало знаменитого в то время профессора Христиана Вольфа. Там они изучали химию, горное дело, физику и др., а потом продолжили учиться у Иоганна Генкеля во Фрайберге (центр горной промышленности).
MG-4055
Молочник из чайного сервиза. Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. 1830-е.
Фарфор, роспись надглазурная, позолота.

В ноябре 1744 года, после возвращения на Родину, зачислен на Порцелиновую мануфактуру (впоследствии Государственный фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова) и приставлен учеником к «мастеру фарфорового дела» Христофору Гунгеру. В 1747 году после нескольких лет поисков Д.И. Виноградову удалось получить фарфоровую массу, не уступающую фарфоровой массе мейсенских мастеров. И в этом же году Невская порцелиновая мануфактура выпустила первые предметы из фарфора. Опознать их можно по характерному голубом или желтому оттенку и личному клейму Виноградова – литере W и году выпуска.
MG-4154
Чашка с блюдцем. Императорская фарфоровая мануфактура, город Севр, департамент Сен-е-Уаз, Франция. 18094-1814.
Фарфор, роспись, позолота.
До XXI века в музеях сохранились всего девять изделий с маркой самого Виноградова (W), поэтому все они представляют огромную ценность.
Виноградов не остановился в своих экспериментах К 1756 году его фарфор по плотности и структуре приблизился к китайским образцам, а на мануфактуре был запущен большой горн, позволяющий обжигать крупные предметы.
MG-4069
Блюдо. Курфюршестско-саксонска фарфоровая мануфактура, город Мейсен, Саксония, Германии. Конец XVIII – начало XIX века.
Фарфор, рельеф, роспись надглазурная, позолота.
Кроме того мастеру удалось создать глазури особенных розово-лиловых и зеленых оттенков, которые стали отличительными признаками русского фарфора XVIII века. Невская порцелиновая мануфактура выпускала в основном предметы небольших размеров: чернильницы, трубки, декоративные пасхальные яйца, подсвечники и различную утварь – чашки, кружки, масленки. Особенно популярны были табакерки из фарфора – овальные, круглые, многоугольные, в виде фруктов или корзин.. Они пользовались спросом и в России, и за рубежом. Украшали и росписи с романтическими сюжетами или цветочными композициями.
MG-4091
Фрагмент. Китайцы. Германия. Начало XIX века. Фарфор, бронза, роспись надглазурная, позолота.

В изделиях первой порцелиновой мануфактуры в Санкт-Петербурге присутствуют все основные черты, отличавшие в дальнейшем русский фарфор: тонкая роспись с мельчайшей прорисовкой деталей, использование позолоты, рельефный декор и изящные формы.
MG-4123
Предмет из «Вседневного» сервиза («С розанами»).
Мануфактура Гарднера, село Вербилки, Гарская волость Дмитровского уезда Московской губернии. 1825-1838. Фарфор, роспись надглазурная.

Рубеж XVIII-XIX веков – период расцвета русского фарфора. Одна за другой в России возникали частные фабрики, продукции которых по качеству не уступала продукции Императорского завода в Санкт-Петербурге.
MG-4120
Предметы из «Вседневного» сервиза («С розанами»).
Мануфактура Гарднера, село Вербилки, Гарская волость Дмитровского уезда Московской губернии. 1825-1838. Фарфор, роспись надглазурная.

MG-4097
Тарелка. Фабрика Храпунова-Нового, деревня Кузяево, Карповская волость Богородского уезда Московской губернии. 1860-е.
Фарфор, роспись надглазурная, золочение.

В 1765 году Невская порцелиновая мануфактура была переименована в Императорский фарфоровый завод, который к началу XIX века стал одним из ведущих в Европе. В 1766 году в подмосковном селе Вербилки открылась мануфактура Франца Яковлевича Гарднера, на которой не только выполняли эксклюзивные придворные заказы, но также выпускали посуду для широкого потребления. За короткое время гарднеровский фарфор стал эталоном для других частных заводов.
MG-4099
Ваза. Западная Европа (?). XIX век. Фарфор, бронза, роспись надглазурная, литьё, золочение.

В 1804 году Карл Мелли, бывший комиссионер фабрики Гарднера, построил в Дмитровском уезде, под Москвой, собственный завод. В 1811 году он продал его купцу Алексею Гавриловичу Попову, с именем которого связана история этого производства в XIX веке. Отличительна особенность продукции завода А.Г. Попова – тончайшие пейзажные и сюжетные росписи, свидетельствующие о влиянии французской и немецкой традиций.
MG-4135
Подстановочная тарелка из «Орденского» сервиза. Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург.
Вторая четверть XIX века. Фарфор, роспись надглазурная, золочение.

Среди известных частных производств XIX века можно также назвать заводы Н.Б. Юсупова (основан в 1818, закрыт в 1831-м) и А.М. Миклашевского (Волокитинская мануфактура, основана в 1836 году, закрыта в 1862-м).
MG-4144
Тарелка . Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. 1790-е. Фарфор, роспись надглазурная, позолота.
В овальном медальоне – монограмма князя Константина Павловича.

На рубеже XIX-XX веков одним из самых крупных производителей в Российской империи становится Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М.С. Кузнецова, которое к началу XX века выкупило все частные заводы. Кузнецовскому товариществу удалось настолько увеличить производительность своих фабрик, что посуду из фарфора могли позволить себе не только дворяне, но и представители других сословий – купцы, мещане, священнослужители.
MG-4138
Десертная тарелка с изображением орденов Российской империи. Императорский Фарфоровый завод, Санкт-Петербург. 1847.
Фарфор, крытьё, роспись золотом, надглазурная роспись, золочение
.

Тарелка выполнена в дополнение к «Орденскому» десертному сервизу произведенному в 1845 году на мануфактуре «Джон Роуз и К» в Коулпорте (графство Шропшир, Англия) и подаренному Николаю I в ознаменование его официального визита в Британию, который он совершил в 1844 году.

После Октябрьской революции 1917 года все частные предприятия, производившие фарфор, были национализированы. В стране начался новый этап развития производства. Постепенно сложились две «фарфоровые школы» - ленинградская и московская. К ленинградской школе относился Ленинградский (Императорский) фарфоровый завод, а к московской – Дулёвский и Дмитровский (бывшие Кузнецовские).
MG-4151
Сервиз «Кобальтовая сетка». Автор росписи Анна Яцкевич. Автор формы Серафима Яковлева. Ленинградский фарфоровый завод имени М.И. Ломоносова. 1950-е. Фарфор, роспись кобальтом, роспись золотом, роспись надглазурная, роспись подглазурная, роспись надглазурная золотом.

Представители этих двух направлений соперничали в творческих поисках, создавая прекрасные художественные произведения – как предметы «массового потребления», так и уникальные авторские работы. Во второй половине XX века продукция фарфоровых производств стала особенно разнообразной, благодаря тому что мастера свободно сочетали традиции классического наследи XVIII – XIX веков и достижения художников авангардистов начала столетия.
MG-4112
Угорь. Автор модели и росписи Павел Кожин. Дулёвский фарфоровый завод имени газеты «Правды», город Ликино-Дулёво, Орехово-Зуевский район Московской области. 1957-1964. Фарфор, роспись подглазурна.

Во второй половине XX века советская фарфоровая индустрия занимала важное место среди других отраслей промышленности. Почти в каждой союзной республике были свои фарфоровые заводы, на которых работали выдающееся художники и мастера. Разнообразие производств, стремление каждого автора проявить свою индивидуальность способствовали расцвету отечественного фарфора.
MG-4110
Рыба-луна. Автор модели Павел Веселов. Автор росписи Виктор Жбанов. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. 1974-1976. Фарфор, роспись подглазурная.

Многие произведения советских и российских мастеров благодаря оригинальным художественным решениям и высокому качеству исполнения были отмечены наградами на международных выставках.

Музей ждет вас в гости, чтобы вместе проследить историю русского фарфора и полюбоваться прекрасными фарфоровыми произведениями.


Выставка продлится до 11 октября 2020 года.

Адрес: ул. Дольская, д.1, «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». Станции метро: "Царицыно" или "Орехово".Второй оранжерейный корпус музея-заповедника «Царицыно»
Время работы: вт, ср, чт, пт; с 11.00 до 18.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 17.30)
суббота - с 11.00 до 20.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 19.30);
воскресенье и праздничные дни - с 11.00 до 19.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 18.30).
Понедельник – выходной день.
Цена билета:
Комплексный билет (Большой дворец и Хлебный дом, Оранжерейный комплекс (три оранжереи), Средний дворец (Оперный дом), Третий Кавалерский корпус): 780/320* руб.
Большой дворец и Хлебный дом: 350/100* руб. / Для владельцев карты City Pass — 315 руб.
Средний дворец (Оперный дом): 150/80* руб.
Третий Кавалерский корпус: 150/80* руб.
Оранжерейный комплекс (три оранжереи): 250/100* руб

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.
Tags: МЗП Царицыно, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “МЗП Царицыно” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments