
Невская порцелиновая мануфактура, Санкт-Петербург. 1744-1758. Фарфор, роспись надглазурная.
Декоративное яйцо. Автор рецептуры Михаил Ломоносов. Мастера: П. Кириллов, Григорьев.
Усть-Рудицкий завод, деревня Лопухинка, Копорский уезд Санкт-Петербургской губернии. 1753-1765. Стекло цветное, формовка, резьба.
Создатель русского фарфора – выдающийся химик-технолог Дмитрий Иванович Виноградов. В отличие от иностранных предшественников, он вёл работу строго научным путём. Эта была история поисков и испытаний, кропотливого исследовательского труда, результатом которого стал рецепт фарфора, полученный самостоятельно, независимо от опыта европейских мастеров.

На тулове чашки изображена муза астрономии Урания и календарь.
Дмитрий Виноградов родился в Суздале в 1720 году. В начале 1730-х годов отправился учиться в Москву, в Славяно-греко-латинскую академию, где познакомился с Михаилом Ломоносовым. Два ученика стали хорошими друзьями и вместе осваивали различные науки.

На блюдце изображен календарь и схема Солнечной системы.
В числе 12 лучших учеников он был переведен в Санкт-Петербург и в числе трёх отличников (вместе с Ломоносовым и Густавом Райзером) с подачи Сената был отправлен на продолжение обучения за границу, в Марбургский университет под начало знаменитого в то время профессора Христиана Вольфа. Там они изучали химию, горное дело, физику и др., а потом продолжили учиться у Иоганна Генкеля во Фрайберге (центр горной промышленности).

Фарфор, роспись надглазурная, позолота.
В ноябре 1744 года, после возвращения на Родину, зачислен на Порцелиновую мануфактуру (впоследствии Государственный фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова) и приставлен учеником к «мастеру фарфорового дела» Христофору Гунгеру. В 1747 году после нескольких лет поисков Д.И. Виноградову удалось получить фарфоровую массу, не уступающую фарфоровой массе мейсенских мастеров. И в этом же году Невская порцелиновая мануфактура выпустила первые предметы из фарфора. Опознать их можно по характерному голубом или желтому оттенку и личному клейму Виноградова – литере W и году выпуска.

Фарфор, роспись, позолота.
Виноградов не остановился в своих экспериментах К 1756 году его фарфор по плотности и структуре приблизился к китайским образцам, а на мануфактуре был запущен большой горн, позволяющий обжигать крупные предметы.

Фарфор, рельеф, роспись надглазурная, позолота.

В изделиях первой порцелиновой мануфактуры в Санкт-Петербурге присутствуют все основные черты, отличавшие в дальнейшем русский фарфор: тонкая роспись с мельчайшей прорисовкой деталей, использование позолоты, рельефный декор и изящные формы.

Мануфактура Гарднера, село Вербилки, Гарская волость Дмитровского уезда Московской губернии. 1825-1838. Фарфор, роспись надглазурная.
Рубеж XVIII-XIX веков – период расцвета русского фарфора. Одна за другой в России возникали частные фабрики, продукции которых по качеству не уступала продукции Императорского завода в Санкт-Петербурге.

Мануфактура Гарднера, село Вербилки, Гарская волость Дмитровского уезда Московской губернии. 1825-1838. Фарфор, роспись надглазурная.

Фарфор, роспись надглазурная, золочение.
В 1765 году Невская порцелиновая мануфактура была переименована в Императорский фарфоровый завод, который к началу XIX века стал одним из ведущих в Европе. В 1766 году в подмосковном селе Вербилки открылась мануфактура Франца Яковлевича Гарднера, на которой не только выполняли эксклюзивные придворные заказы, но также выпускали посуду для широкого потребления. За короткое время гарднеровский фарфор стал эталоном для других частных заводов.

В 1804 году Карл Мелли, бывший комиссионер фабрики Гарднера, построил в Дмитровском уезде, под Москвой, собственный завод. В 1811 году он продал его купцу Алексею Гавриловичу Попову, с именем которого связана история этого производства в XIX веке. Отличительна особенность продукции завода А.Г. Попова – тончайшие пейзажные и сюжетные росписи, свидетельствующие о влиянии французской и немецкой традиций.

Вторая четверть XIX века. Фарфор, роспись надглазурная, золочение.
Среди известных частных производств XIX века можно также назвать заводы Н.Б. Юсупова (основан в 1818, закрыт в 1831-м) и А.М. Миклашевского (Волокитинская мануфактура, основана в 1836 году, закрыта в 1862-м).

В овальном медальоне – монограмма князя Константина Павловича.
На рубеже XIX-XX веков одним из самых крупных производителей в Российской империи становится Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М.С. Кузнецова, которое к началу XX века выкупило все частные заводы. Кузнецовскому товариществу удалось настолько увеличить производительность своих фабрик, что посуду из фарфора могли позволить себе не только дворяне, но и представители других сословий – купцы, мещане, священнослужители.

Фарфор, крытьё, роспись золотом, надглазурная роспись, золочение.
Тарелка выполнена в дополнение к «Орденскому» десертному сервизу произведенному в 1845 году на мануфактуре «Джон Роуз и К» в Коулпорте (графство Шропшир, Англия) и подаренному Николаю I в ознаменование его официального визита в Британию, который он совершил в 1844 году.
После Октябрьской революции 1917 года все частные предприятия, производившие фарфор, были национализированы. В стране начался новый этап развития производства. Постепенно сложились две «фарфоровые школы» - ленинградская и московская. К ленинградской школе относился Ленинградский (Императорский) фарфоровый завод, а к московской – Дулёвский и Дмитровский (бывшие Кузнецовские).

Представители этих двух направлений соперничали в творческих поисках, создавая прекрасные художественные произведения – как предметы «массового потребления», так и уникальные авторские работы. Во второй половине XX века продукция фарфоровых производств стала особенно разнообразной, благодаря тому что мастера свободно сочетали традиции классического наследи XVIII – XIX веков и достижения художников авангардистов начала столетия.

Во второй половине XX века советская фарфоровая индустрия занимала важное место среди других отраслей промышленности. Почти в каждой союзной республике были свои фарфоровые заводы, на которых работали выдающееся художники и мастера. Разнообразие производств, стремление каждого автора проявить свою индивидуальность способствовали расцвету отечественного фарфора.

Многие произведения советских и российских мастеров благодаря оригинальным художественным решениям и высокому качеству исполнения были отмечены наградами на международных выставках.
Музей ждет вас в гости, чтобы вместе проследить историю русского фарфора и полюбоваться прекрасными фарфоровыми произведениями.
Выставка продлится до 11 октября 2020 года.
Адрес: ул. Дольская, д.1, «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». Станции метро: "Царицыно" или "Орехово".Второй оранжерейный корпус музея-заповедника «Царицыно»
Время работы: вт, ср, чт, пт; с 11.00 до 18.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 17.30)
суббота - с 11.00 до 20.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 19.30);
воскресенье и праздничные дни - с 11.00 до 19.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 18.30).
Понедельник – выходной день.
Цена билета:
Комплексный билет (Большой дворец и Хлебный дом, Оранжерейный комплекс (три оранжереи), Средний дворец (Оперный дом), Третий Кавалерский корпус): 780/320* руб.
Большой дворец и Хлебный дом: 350/100* руб. / Для владельцев карты City Pass — 315 руб.
Средний дворец (Оперный дом): 150/80* руб.
Третий Кавалерский корпус: 150/80* руб.
Оранжерейный комплекс (три оранжереи): 250/100* руб

Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.