mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка "Страницы истории. К 100-летию Музея керамики." - отчёт.

В конце 2019 года свой юбилей отметил Музей керамики. Основанный на национализированных коллекциях знаменитого московского собирателя Алексея Викуловича Морозова как Музей-Выставка русской художественной старины. Именно к этой дате и приурочена проходящая выставка «Страницы истории. К 100-летию Музея керамики. 1919-2019».
MG-4351
14 декабря 1919 года состоялось открытие Музея-выставки русской художественной старины. Основой его послужило национализированное в 1918 году собрание А.В. Морозова. Оно состояло из нескольких прекрасно подобранных коллекций: графики, икон, русского фарфора, керамики, стекла, серебра, миниатюр.
MG-4350

На протяжении первого полугодия 1919 года комиссия Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР проводила прием произведений морозовского особняка (Введенский переулок, 21). В заключительном акте комиссией было отмечено что «по своей художественной значимости, сохранности и состоянию помещений, в которых хранится собрание русского фарфора (2600 предметов), оно вполне может быть развернуто в самостоятельную выставку».
MG-4356
Декоративные формы в форме лимона и граната, XVIII век. Венецианское стекло. Из собрания Зубалова.
В тот же день (14 декабря 1919 года) официально открыли и «коллекцию русского фарфора». Заведующим был назначен скульптор Сергей Захарович Мограчёв, а Морозов остался работать в музее рядом со своими коллекциями.
MG-4437
Кружка с крышкой и блюдцем с видом Покровского собора.
Завод Попова. Конец 1840-х гг. Фарфор, подглазурное крытьё, надглазурная роспись, золочение.

MG-4440
Чашка с видом Колокольни Иван Великий. Завод Попова.
Конец 1840-х гг. Фарфор, подглазурное крытьё, надглазурная роспись, золочение.

В марте 1921 года музей переименовывают в Музей фарфора. Ему определяют роль возрождения художественной промышленности России и рассматривают как будущий Центральный музей декоративных наук.
MG-4439
Кофейник с крышкой с видом Сухаревой башни в Москве.
Завод Новых. 1820-е гг. Фарфор, подглазурное крытьё, надглазурная роспись, золочение.

MG-4438
Чайник с крышкой с видом Петровского (Большого) театра в Москве.
Завод Сафронова. Вторая половина 1820-х гг.

В 1924 году Музей фарфора становится отделением Объединенного музе декоративного искусства наряду с Оружейной палатой, соборами Кремля, Домом боярина XVII века, Музеем мебели и Музеем игрушки.
MG-4421
Чашка с блюдцем с портретом императрицы Елизаветы Алексеевны.
Императорский фарфоровый завод. Середина 1810-х гг. Фарфор, надглазурное крытьё, бисквит, лепка, золочение.

На протяжении 1920-х годов Музей керамики активно пополнялся как отдельными произведениями, так и целыми коллекциями известных собирателей. Две из них следует выделить особенно.
MG-4442
Сахарница с крышкой «Виноград».
Завод Сафронова. Середина XIX в. Фарфор, надглазурная роспись.
В собрании зарубежного фарфора, керамики и стекла наиболее значительной является коллекция Льва Константиновича Зубалова. Он происходил из известного в Грузии рода Зубаловых (Зубалошвили), в середине XIX века получивших российское дворянство. Богатство семьи было связано с нефтяными промыслами под Баку. Согласно воле Льва Константиновича, его наследники – жена и сыновья – в 1917 году передали коллекцию Румянцевскому музею, где в 1924 году ее распределили в Музей фарфора и Музей изящных искусств.
MG-4446
Тарелка с надписью «Мы зажжем весь мир огнем III Интернационала» на немецком языке, 1922 г.
Фрезе В.П. Фарфор, надглазурная роспись.
MG-4444
Тарелка «Кубистическая красная», 1919.
Чехонин С.В. Фарфор, надглазурная роспись, золочение.

В 1927 году в музей поступили произведения керамики и фарфора из собрания Дмитрия Ивановича Щукина. Он был одним из семьи сыновей И.В. Щукина, потомственного купца, крупнейшего представителя торгово-промышленной Москвы. Нарду с живописью Д.И. Щукин, бывая постоянно в разных европейских странах, собирал и предметы декоративно-прикладного искусства.

Кроме трёх значительных коллекций Морозова, Зубалова и Щукина, Музей керамики обладает произведениями из собраний С.А. Бахрушина, В.О. Гиршмана, И.С. Остроухова, Г.А. Брокара, Н.П. Рябушинского и многих других знаменитых меценатов, предпринимателей конца XIX - начала XX века.
MG-4391
Сервиз «Поход Челюскина», 1934 г. Цайзель (Штриккер) Е. –А.А. – автор формы, Протопопова Л.В. – автор росписи.
Фарфор, надглазурная роспись. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова.

MG-4393
Сервиз «Поход Челюскина», 1934 г. Цайзель (Штриккер) Е. –А.А. – автор формы, Протопопова Л.В. – автор росписи.
Фарфор, надглазурная роспись. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова.
MG-4396
Сервиз «Поход Челюскина», 1934 г. Цайзель (Штриккер) Е. –А.А. – автор формы, Протопопова Л.В. – автор росписи.
Фарфор, надглазурная роспись. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова.

MG-4397
Сервиз «Поход Челюскина», 1934 г. Цайзель (Штриккер) Е. –А.А. – автор формы, Протопопова Л.В. – автор росписи.
Фарфор, надглазурная роспись. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова.

Музей фарфора просуществовал в морозовском особняке до 1929 года. Бывшие владения Морозова были переданы Коммунистической академии – одному из высших учебных заведений РСФСР, а музей перевели в здание Первого музея Нового западного искусства (Большой Знаменский переулок, 8), в бывший особняк С.И. Щукина.
MG-4367
Скульптура «Старый спец», 1929-1930 гг. Майолика.
В 1928 году в музее начала работать Художественно-керамическая лаборатория. Создание музе нового типа – «производственного» с государственной поддержкой и с широкими полномочиями было смелым новаторским решением молодой страны Советов. Главной задачей музе стало «осуществление реальной связи науки, искусства, промышленности и торговли», воспитание нового поколения художников – строителей нового быта. Деятельность лаборатории становится приоритетной в работе музея.
MG-4370
Тарелка работы палехских мастеров, начало 1930-х гг. Рабата палехских мастеров. Фарфор, подглазурное крытьё, роспись.

MG-4371
Тарелка работы палехских мастеров, начало 1930-х гг. Рабата палехских мастеров. Фарфор, подглазурное крытьё, роспись.

MG-4372
Тарелка работы палехских мастеров, начало 1930-х гг. Работа палехских мастеров. Фарфор, подглазурное крытьё, роспись.

Одна из сторон деятельности Лаборатории – первый в истории опыт привлечения к работе с керамикой мастеров палехского народного промысла. Под руководством сотрудников планировалось наладить в Палехе роспись керамических и фарфоровых изделий. В начале 1930-х годов художественные лаборатории и профессиональные училища стали создаваться при заводах, и практика показала эффективность именно этого пути развития. «Производственный» музей не оправдал возлагавшихся на него надежд.
MG-4374
Скульптура «Кошка на шаре», 1934-1935 гг. Ефимов.
Конаковская фаянсовая фабрика им М.И. Калинина. Майолика.

В 1929 году музей выходит из состава Объединенного музея декоративного искусства и получает название – Государственный музей керамики. В 1929 году Государственный музей керамики переехал в здание Первого музея Нового западного искусства, в бывший особняк С.И. Щукина, где просуществовал один год. В 1930 году здание музея было передано Институту К. Маркса и Ф. Энгельса, где был развернут музей института, а 28 апреля 1930 года Музей керамики был закрыт.
MG-4390
Прибор чернильный «Обсуждение Сталинской Конституции в колхозе Узбекистана», 1937 г.
Данько Н.. –автор модели, Воробьевский А.В. –автор росписи. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова

MG-4387
Прибор чернильный «Обсуждение Сталинской Конституции в колхозе Узбекистана», 1937 г.
Данько Н.. –автор модели, Воробьевский А.В. –автор росписи. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова

MG-4385
Прибор чернильный «Обсуждение Сталинской Конституции в колхозе Узбекистана», 1937 г.
Данько Н.. –автор модели, Воробьевский А.В. –автор росписи. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова


Было принято решение оставить музей в Москве и подыскать ему помещение. Фонды музея, упакованные в ящики, разместились в Государственном Историческом музее, Государственном музее изящных искусств, в Космодемьянской и Грузинской церквях. Результатом работы специальной комиссии было принято решение о перемещении Музея керамики в подмосковный музей-усадьбу Кусково, которое было исполнено к 1932 году. В результате многолетней подготовки 25 апреля 1937 года произошло объединение музеев.
MG-4378
Скульптура «Эпроновец», 1934 г. Чайков И.М.
Конаковская фаянсовая фабрика им. М.И. Калинина. Майолика.

MG-4379
Скульптура «1 мая» (маршал К.Е. Ворошилов), 1935 г. Ефимов И.С.
Конаковская фаянсовая фабрика им. М.И. Калинина. Фаянс, роспись надглазурная, позолота.

С первых дней Великой Отечественной войны по решению Совета Наркомпроса РСФСР начал осуществляться общий план эвакуации музеев. В июле 1941 года из фондов Государственного музе керамики, экспозиций кусковского Дворца и павильона Эрмитаж изымаются 2178 предметов фарфора, фаянса и стекла – экспонаты первой категории, подлежащие первоочередной эвакуации.
MG-4485
Сувенир «Пакет «молоко» надрезанный», 2017. Бисквит, деколь.
Упакованный в 76 ящиков ценный груз был доставлен в Горький, а оттуда водным путем в Соликамск. Хранилищем для эвакуированных ценностей стал неотапливаемый Троицкий собор XVIII века, принадлежавший местному краеведческому музею, где зимой температура опускалась до 20 градусов. В октябре 1944 года был получен приказ о реэвакуации ценностей и уже 24 октябре 1944 года состав с экспонатами прибыл на станцию Кусково.
MG-4453
Декоративная композиция «Реликты», 2009 г.
Стекло бесцветное, гутная техника, пескоструйная обработка.

В послевоенные годы и до сегодняшнего дня музей активно пополняет свою коллекцию. Одними из главных поступлений в музей стали произведения, отмеченные высокими наградами на Всемирной выставке в Брюсселе 1958 года – первой крупной послевоенной выставке.
Приходите на выставку, где перед вашими глазами развернется история жизни уникального музея.

Адрес: улица Юности, дом 2. Проезд до ст. м. Рязанский проспект, Выхино, Новогиреево. Подробнее тут.
Время работы:Дворец с 10:00 до 18:00 (вход до 17:30)
Грот с 10:00 до 18:00 (вход до 17:30)
Большая каменная оранжерея. с 10:00 до 18:00 (вход до 17:30)
Архитектурно-парковый ансамбль (территория регулярного парка) с 10:00 до 20:00, касса до 19:30
Выходной день - понедельник и вторник, последняя среда месяца - санитарный день.
Цена билета: единый билет - 700 руб, единый льготный - 350 руб. Подробности тут.


Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: Кусково, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “Кусково” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments