

На протяжении первого полугодия 1919 года комиссия Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР проводила прием произведений морозовского особняка (Введенский переулок, 21). В заключительном акте комиссией было отмечено что «по своей художественной значимости, сохранности и состоянию помещений, в которых хранится собрание русского фарфора (2600 предметов), оно вполне может быть развернуто в самостоятельную выставку».


Завод Попова. Конец 1840-х гг. Фарфор, подглазурное крытьё, надглазурная роспись, золочение.

Конец 1840-х гг. Фарфор, подглазурное крытьё, надглазурная роспись, золочение.
В марте 1921 года музей переименовывают в Музей фарфора. Ему определяют роль возрождения художественной промышленности России и рассматривают как будущий Центральный музей декоративных наук.

Завод Новых. 1820-е гг. Фарфор, подглазурное крытьё, надглазурная роспись, золочение.

Завод Сафронова. Вторая половина 1820-х гг.
В 1924 году Музей фарфора становится отделением Объединенного музе декоративного искусства наряду с Оружейной палатой, соборами Кремля, Домом боярина XVII века, Музеем мебели и Музеем игрушки.

Императорский фарфоровый завод. Середина 1810-х гг. Фарфор, надглазурное крытьё, бисквит, лепка, золочение.
На протяжении 1920-х годов Музей керамики активно пополнялся как отдельными произведениями, так и целыми коллекциями известных собирателей. Две из них следует выделить особенно.

Завод Сафронова. Середина XIX в. Фарфор, надглазурная роспись.

Фрезе В.П. Фарфор, надглазурная роспись.

Чехонин С.В. Фарфор, надглазурная роспись, золочение.
В 1927 году в музей поступили произведения керамики и фарфора из собрания Дмитрия Ивановича Щукина. Он был одним из семьи сыновей И.В. Щукина, потомственного купца, крупнейшего представителя торгово-промышленной Москвы. Нарду с живописью Д.И. Щукин, бывая постоянно в разных европейских странах, собирал и предметы декоративно-прикладного искусства.
Кроме трёх значительных коллекций Морозова, Зубалова и Щукина, Музей керамики обладает произведениями из собраний С.А. Бахрушина, В.О. Гиршмана, И.С. Остроухова, Г.А. Брокара, Н.П. Рябушинского и многих других знаменитых меценатов, предпринимателей конца XIX - начала XX века.

Фарфор, надглазурная роспись. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова.

Фарфор, надглазурная роспись. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова.

Фарфор, надглазурная роспись. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова.

Фарфор, надглазурная роспись. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова.
Музей фарфора просуществовал в морозовском особняке до 1929 года. Бывшие владения Морозова были переданы Коммунистической академии – одному из высших учебных заведений РСФСР, а музей перевели в здание Первого музея Нового западного искусства (Большой Знаменский переулок, 8), в бывший особняк С.И. Щукина.

Скульптура «Старый спец», 1929-1930 гг. Майолика.

Тарелка работы палехских мастеров, начало 1930-х гг. Рабата палехских мастеров. Фарфор, подглазурное крытьё, роспись.

Тарелка работы палехских мастеров, начало 1930-х гг. Рабата палехских мастеров. Фарфор, подглазурное крытьё, роспись.

Одна из сторон деятельности Лаборатории – первый в истории опыт привлечения к работе с керамикой мастеров палехского народного промысла. Под руководством сотрудников планировалось наладить в Палехе роспись керамических и фарфоровых изделий. В начале 1930-х годов художественные лаборатории и профессиональные училища стали создаваться при заводах, и практика показала эффективность именно этого пути развития. «Производственный» музей не оправдал возлагавшихся на него надежд.

Скульптура «Кошка на шаре», 1934-1935 гг. Ефимов.
Конаковская фаянсовая фабрика им М.И. Калинина. Майолика.
В 1929 году музей выходит из состава Объединенного музея декоративного искусства и получает название – Государственный музей керамики. В 1929 году Государственный музей керамики переехал в здание Первого музея Нового западного искусства, в бывший особняк С.И. Щукина, где просуществовал один год. В 1930 году здание музея было передано Институту К. Маркса и Ф. Энгельса, где был развернут музей института, а 28 апреля 1930 года Музей керамики был закрыт.

Прибор чернильный «Обсуждение Сталинской Конституции в колхозе Узбекистана», 1937 г.
Данько Н.. –автор модели, Воробьевский А.В. –автор росписи. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова

Прибор чернильный «Обсуждение Сталинской Конституции в колхозе Узбекистана», 1937 г.
Данько Н.. –автор модели, Воробьевский А.В. –автор росписи. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова

Прибор чернильный «Обсуждение Сталинской Конституции в колхозе Узбекистана», 1937 г.
Данько Н.. –автор модели, Воробьевский А.В. –автор росписи. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова
Было принято решение оставить музей в Москве и подыскать ему помещение. Фонды музея, упакованные в ящики, разместились в Государственном Историческом музее, Государственном музее изящных искусств, в Космодемьянской и Грузинской церквях. Результатом работы специальной комиссии было принято решение о перемещении Музея керамики в подмосковный музей-усадьбу Кусково, которое было исполнено к 1932 году. В результате многолетней подготовки 25 апреля 1937 года произошло объединение музеев.

Конаковская фаянсовая фабрика им. М.И. Калинина. Майолика.

Конаковская фаянсовая фабрика им. М.И. Калинина. Фаянс, роспись надглазурная, позолота.
С первых дней Великой Отечественной войны по решению Совета Наркомпроса РСФСР начал осуществляться общий план эвакуации музеев. В июле 1941 года из фондов Государственного музе керамики, экспозиций кусковского Дворца и павильона Эрмитаж изымаются 2178 предметов фарфора, фаянса и стекла – экспонаты первой категории, подлежащие первоочередной эвакуации.


Стекло бесцветное, гутная техника, пескоструйная обработка.
Приходите на выставку, где перед вашими глазами развернется история жизни уникального музея.
Адрес: улица Юности, дом 2. Проезд до ст. м. Рязанский проспект, Выхино, Новогиреево. Подробнее тут.
Время работы:Дворец с 10:00 до 18:00 (вход до 17:30)
Грот с 10:00 до 18:00 (вход до 17:30)
Большая каменная оранжерея. с 10:00 до 18:00 (вход до 17:30)
Архитектурно-парковый ансамбль (территория регулярного парка) с 10:00 до 20:00, касса до 19:30
Выходной день - понедельник и вторник, последняя среда месяца - санитарный день.
Цена билета: единый билет - 700 руб, единый льготный - 350 руб. Подробности тут.
