mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Северный речной вокзал. Часть 1.

Не так давно мы отправились погулять и посмотреть на отреставрированный Северный речной вокзал.
MG-6463

Здание Северного речного вокзала строилось в 1933–1937 годах одновременно с каналом Москва — Волга (с 1947 года — Канал имени Москвы). Речной вокзал стал важнейшим объектом этой водной артерии. Автором проекта является архитектор Алексей Рухлядев. Он начал свой путь в мастерской №2 под руководством Алексея Щусева. Здание вокзала напоминает теплоход: открытые трехъярусные веранды – это палубы, шпиль со звездой – труба, гранитная лестница - трап. При проектировании автор не скрывал, что вдохновлялся Дворцом Дожей в Венеции. Ток что перед нами еще одно воспоминание об Италии в нашем городе.

MG-6493

Здание вокзала было закрыто в 2010 году из-за аварийного состояния. В 2017 году началась подготовка к реставрации. Проектная документация на вокзал большей частью сохранилась, хотя она пережила эвакуацию. Это стало большим подспорьем для реставраторов.
MG-6510

С вокзалом связано два мифа. Один уже не возможно не подтвердить не опровергнуть. Якобы здесь был установлен часовой механизм с колокольни Воскресенского собора в Волоколамске. Архивы не смогли прояснить судьбу часового механизма, а сам он был утрачен еще до начала реставрации. За годы эксплуатации циферблаты часов ток же стали отличаться от проектных. Поэтому реставраторам пришлось вернуть им их внешний вид.
MG-6602

Второй миф –это что на шпиле вокзала была установлена звезда с кремлевской Спасской башни. Вот здесь уже помогли архивы. Во первых в публикациях 1930-х годов, в том числе в статьях, написанных автором проекта Рухлядевым, упоминается, что на вершине шпиля Северного речного вокзала будет установлена звезда «по типу кремлёвских».
MG-6599

И были эти звезды выпущены разными заводами: звезду для Спасской башни изготавливали в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского (ЦАГИ), а звезду Речного — на заводе №81 имени Молотова.
Особого внимания заслуживает 27-метровый шпиль здания и его выдвижной механизм. По проекту, он должен был служить маяком для судов, подниматься с началом навигации и опускаться с её завершением. Однако достоверно известно о трех поднтиях шпиля: дважды в советский период — на торжественном открытии канала и после окончания войны — и один раз в год празднования 850-летия Москвы.
MG-6504
Фонтан "Юг"

В южном дворе располагается фонтан «Юг» с девятью играющими со стеклянными шарами в струях воды металлическими дельфинами. Из девяти фигур дельфинов уцелели только три, обнаруженные реставраторами в подвале здания при первом его осмотре. Автором фонтанов является скульптор Иван Ефимов.
MG-6499
Фонтан "Юг"

На противоположной стороне располагался фонтан «Север» с фигурами мраморных белых медведей и птичьим базаром из металлических гагар и гусей скульптора Льва Кардашева. Фонтан очень сильно пострадал, и украшавшие его птицы не сохранились. Так что перед нами снова труд реставраторов.
MG-6516
Фонтан "Север"

Сейчас снова можно подняться на крышу-террасу и полюбоваться Химкинским водохранилищем с этой смотровой площадки. На нижнем ярусе башни были установлены бетонные фигуры красноармейца, краснофлотца, колхозницы-южанки и рабочего-северянина. Согласно первоначальному замыслу архитектора, их предполагалось покрыть бронзовой краской. Однако это не было сделано. Сейчас для восстановленного вокзала были сделаны копии, а оригиналы предполагаются к демонстрации в новом музее канала.
MG-6514
Фигура колхозницы.
MG-6513
Фигура красноармейца.
На противоположной стороны водохранилища, кстати находится мужей ВМФ. И издалека его экспонаты неплохо смотрятся. Вблизи увы они выглядит не так впечатляюще. Дух запустения там еще присутствует.
MG-6611
Экраноплан "Орленок".
MG-6500

MG-6530
Круглые окна в центральном зале вокзала.

С террасу можно увидеть макет всего канала с его шлюзами. Но об этом чуть позже.
MG-6515
Макет канала.

Сейчас в здании вокзала кроме центрального зала работает ресторан и билетные кассы, где вы сможете купить билет на круиз по рекам. Так же можно прокатиться на речном трамвайчике по Химкинскому водохранилищу. Цена 600 рублей.

В центральном зале восстановили гербы Советских республик, а вот плафоны центральной люстры не подверглись реставрации. Запасные плафоны нашлись в подвале.
MG-6532
Центральный зал.
MG-6534
Герб Эстонской ССР
MG-6535
Герб СССР.

Один из залов вокзала превращен в музей летающей лодки Сикорского S-43. Оказывается с Сеерного речного вокзала отправлялись не только пароходы, но и самолеты-амфибии. Отсюда начинались экспедиции в Арктику, а так же спасательные экспедиции, в которых принимал участие S-43.
MG-6556
Стенд посвященный S-43.

MG-6555
Летающая лодка Сикорского S-43

MG-6542

Этот зал украшен наглядной агитацией из Конституции 1936 года.
MG-6549
MG-6548
MG-6547
MG-6546
MG-6545
Потолок.

В ресторан в это раз мы не пошли, поэтому фотографий с шлюзами канала, которыми украшен зал не будет. Но не вспомнить дикого прапора и его приключения мы не можем.


На набережной вы сможете увидеть копию канала с его шлюзами.
MG-6576
Шлюз номер 6. Икша.

MG-6572
Шлюз номер 6. Икша.
MG-6571
Шлюз номер 6. Икша.
MG-6573
Шлюз номер 6. Икша.

MG-6570
Шлюз номер 6. Икша.

MG-6590
Шлюз №7. Тушино.

MG-6591
Шлюз №7. Тушино.

MG-6592
Шлюз №7. Тушино.

MG-6610
Шлюз №2. Темпы.
MG-6607
Шлюз №2. Темпы.

MG-6606
Шлюз №3. Яхрома.

MG-6603
Шлюз №3. Яхрома.
Так что пока еще тепло можно сходить и посмотреть на здание, которое вернулось к нам из многолетней разрухи.

При подготовке отчета использовались статьи:
1. Анна Гайнутдинова. Мифы и легенды Северного речного .вокзала.
2. Юли Морозова. Под счастливой звездой. Московское наследие №2(68) за 2020 г.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: отчёт, прогулки по Москве
Subscribe

Posts from This Journal “прогулки по Москве” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments