mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка "Самокатчики, вперед!" в Музее Военной формы - отчёт.

В Музее военной формы Российского военно-исторического общества проходит выставка «САМОКАТЧИКИ, ВПЕРЕД! Из истории военно-велосипедного дела». В залах старинной усадьбы Васильчиковых на Большой Никитской улице представлены подлинные военные велосипеды из собрания частного Веломузея Андрея Мятиева.
MG-5753

После того, как велосипед занял прочное место в гражданской жизни, у военных организаций возникло стремление приспособить его для несения военной службы. На протяжении нескольких десятилетий, начина с конца XIX века, данный вид транспорта пользовался популярностью благодаря своей простоте и неприхотливости. Сменив на посту животных, в первую очередь лошадей, эпоха велосипеда в военном деле завершилась только в XXI веке.
MG-5678
Велосипед «Excelsior». 1886 год. Bayliss Thomas Co Ltd. Ковентри, Великобритания.

Первое упоминание о применении велосипеда в реальной боевой обстановке относится к 1871 году, ко времени франко-прусской войны: во Франции, в осажденном городе Бельфоре, самокатчиков на высококолесных велосипедах - «пауках» привлекли в качестве посыльных вместо недостающих конных ординарцев.
MG-5695
Строевой устав самокатных рот. Российская империя. 1915.

В 1890-х годах в число средств физической подготовки Русской императорской армии была введена велосипедная езда. 9 июня 1891 года был издан приказ № 1581 об обязательном приобретении самокатов (велосипедов) для войск и формировании особых самокатных команд. После 1890 года, в период военной реформы Николая II, в войсках Европейской России образованы команды штабных самокатчиков.
MG-5693
Погоны нижних чинов самокатных рот. Российская империя. 1910 г.

При сформировании самокатных частей Русская Армия сначала намечала сформировать 40 рот, но их сформирование приостановилось на 32-й, в марте 1917 года. Чуть позже, летом этого года эти роты были сведены в батальоны . На театре войны при перемещении на сухих, но плохих дорогах самокатчики, в зависимости от их подготовленности, двигались со скоростью 8 километров в час, а отдельные самокатчики и дозоры из них на коротких дистанциях развивали до 20. То есть при нормальном движении они могли пройти до 80 километров в сутки, а при форсированном марше — до 120 километров.
MG-5704
Велосипед «Дукс боевой». 1917. Акционерное общество «Дукс» Ю.А. Меллера и Ко. Москва, Российская империя.

В 1913 году Отдел военных сообщений Главного Управления Генерального Штаба Русской армии предпринял попытку централизованного снабжения воинских частей самокатами, так как предполагалось массовое развёртывание самокатных подразделений. На запросу ГУГШ о возможности крупномасштабного производства веломашин для нужд Русской амии положительно ответили лишь два российских предприятия – московская фабрика «Дукс» Ю.А. Меллера и фабрика «Россия» А. Лейтнера в Риге. Их возможности позволяли в месяц производить до 500 велосипедов, но поскольку дело с испытаниями отечественных складных велосипедов двигалось медленно в первую мировую войну Росси вступила имея на вооружении самокатных подразделений велосипеды иностранных образцов.
MG-5705
Фрагмент. Велосипед «Дукс боевой». 1917. Акционерное общество «Дукс» Ю.А. Меллера и Ко. Москва, Российская империя.

Лишь в начале 1916 года нова отечественная модель получившая название «Дукс боевой», была принята на вооружение. Автор разработки М.М. Щипанов в октябре 1916 года получил охранное свидетельство (патент) на конструкцию «Дукса Боевого». Велосипед имеет жесткую складную раму оригинальной системы, не имеющей аналогов в мире. До октября 1917 года на «Дуксе» и «России» было изготовлено 4282 экземпляра «Дукса Боевого».
MG-5687
Велосипед «Peugeot» 1889. Peugeot Frères. Валентиньи, Франция.

Французский велосипед «Peugeot» представляет из себя пример эволюции веломашины – переход от высококолесных велосипедов типа «паук» к классическим конструкциям типа Safety. Один из ранних велосипедов классической компоновки. Этот велосипед имеет крестообразную раму цепной привод и колеса с твердыми резиновыми шинами. Такой тип рамы стал популярным в конце 1880-х годов и был полностью вытеснен более совершенными рамами замкнутой формы уже к 1882 году. Подобные велосипеды стали транспортом первых команд самокатчиков в армиях европейских стран в начале 1890-х годов.
MG-5749
Велосипед МД-1. 1940 год. Московский велосипедный завод. Москва, СССР.

В РККА после окончания Гражданской войны и до начала 1930-х годов сохранялись самокатные роты, как самостоятельные боевые единицы, хот к тому времени концепция их использования себя уже исчерпала. Постепенно применение самокатов, как «ездящий пехоты» прекратилось, однако достоинства велосипеда, как легкого, надежного и дешевого средства передвижения по-прежнему признавались.
MG-5750
Фрагмент. Велосипед МД-1. 1940 год. Московский велосипедный завод. Москва, СССР.

Веломашины использовались подразделениями различных родов войск, применительно к особенностям их службу. Так например, саперные части использовали велосипеды, оборудованные специальными сумками для транспортировки подрывных средств. Самой массовой моделью была МД-1 (мужская дорожная), которую производили на трёх заводах: Московском, Харьковском и Пензенском.
MG-5714
Велосипедный номерной знак Одесской городской управы на сезон 1916. Российская империя. 1916.

Первые номерные знаки для велосипедистов в России были учреждены в 1896 году в Петербурге, одновременно с опубликованием указа градоначальника о разрешении езды на велосипеде по улицам города. Выдавались они в городской управе, за что взимался специальный налог, и были действительны в течении одного года. Просуществовали велосипедные знаки до середины XX века, хотя в некоторых городах, например в Дубне были в ходу до 80-х годов.
MG-5681
Велосипед Militare Truppa Modello 1925. 1928 год. Fabrica Automobili E Velocipei Edoardo Bianchi. Милан, Италия.

Этим велосипедом вооружались элитные стрелковые части Италии – берсальеры. 15 марта 1898 года — день создания первых регулярных велосипедных частей в итальянской армии и ими были берсальеры. Армейские велосипедисты первыми появились в рядах берсальеров благодаря усилиям молодого офицера, лейтенанта Луиджи Камилло Натали. В 1911 году в частях берсальеров лейтенантом Натали и будущим велосипедным фабрикантом Эдоардо Бьянки был изобретен первый итальянский складной (армейский) велосипед.

Велосипед итальянских берсальеров имеет ряд интересных технических особенностей – складную раму, твердые резиновая шины и подвеску обеих колес, призванную компенсировать тряску, порождаемую сплошными резиновыми шинами. Свободного хода задняя втулка не имеет, а тормоз имеется только на переднее колесо. На заднем колесе с обеих сторон имеются звездочки с разным количеством зубьев и его можно перевернуть, тем самым изменив передаточное отношение.
MG-5682
Фрагмент. Велосипед Militare Truppa Modello 1925. 1928 год. Fabrica Automobili E Velocipei Edoardo Bianchi. Милан, Италия.

В сложенном виде велосипед переносился за плечами на ремнях, как солдатский ранец, что характерно для армейских велосипедов начала XX века. Велосипед довольно тяжел – его вес 18 кг, но при этом чрезвычайно надежен.
MG-5744
Велосипед Truppenfahrrad 1943. Hercules Werhe A.G. Нюрберг, Германия.

Германское командование к использованию велосипедов относилось очень серьезно и в состав Вермахта и Ваффен СС официально входили хорошо оснащенные и многочисленные подразделени самокатчиков.
MG-5746
Фрагмент. Велосипед Truppenfahrrad 1943. Hercules Werhe A.G. Нюрберг, Германия.

В 1936 году в Вермахте были утверждены наставления по использованию велосипедных формирований. Их предписывалось использовать в разведывательных батальонах стрелковых частей, а также в качестве связного транспорта и для снабжения войск. В разведывательном батальоне каждой пехотной дивизии нарду с кавалерийским эскадроном имелся и самокатный, вооруженный одиннадцатью пулемётами и терм 50-мм миномётами. Во время нападения на СССР эти велосипедисты часто шли на острие наступления.
MG-5745
Фрагмент. Велосипед Truppenfahrrad 1943. Hercules Werhe A.G. Нюрберг, Германия.

Велосипед был полностью окрашен черной эмалью и не имел хромированных частей. Так же он был оснащен специальным армейским оборудованием: быстросъемным рулем, широким багажником Pallas, ящиком для ручных гранат, объемистой сумкой для инструмента, кронштейном для транспортировки личного оружия – карабина Mauser G98K.
MG-5771
Велосипед Militarvelo MO-93. 1995 год. Condor-Werke A.G. Курфевр, Швейцария.

Эта модель сменила в швейцарской армии предыдущую военную модель МО-05, принятую на вооружение в далеком 1905 году. И производившуюся практически без изменений 85 лет. МО-93 разработан специально для военного использования и с большим запасом прочности. Этот велосипед довольно тяжелый, в среднем вес снаряжённой веломашины составлял 25 кг. При этом он имеет высококачественные комплектующие, присущие профессиональным горным велосипедам. На веломашине установлено электрооборудование: фара, задний фонарь, генератор. На двух интегрированных в раму и переднюю вилку-багажниках можно перевезти значительный груз.

Конечно мы рассказали не обо всех экспонатах размещенных на этой выставке. Здесь вы сможете подробнее узнать об истории велосипеда и его применении в войсках. Музей ждет вас.

Подробнее о велосипедах и коллекции Андре Митяева можно узнать на сайте.
А о коллекционировании велосипедов никто вам лучше не расскажет как сам коллекционер. Статья по ссылке.

Адрес:ул. Большая Никитская, дом 46/17, строение 1 Ст. метро Баррикадная.
Время работы: Вторник-Воскресенье с 10:00 до 19:00.
Цена билета: 400 руб, льготный 150 руб, бесплатный (для определенных категорий граждан)

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.
Tags: Музей военной формы, РВИО, отчёт, постоянная экспозиция
Subscribe

Posts from This Journal “Музей военной формы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments