mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка "Гонимое правоверие" - отчёт.

В музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки открылась выставка «Гонимое правоверие». Она приурочена к 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума. В экспозиции представлены уникальные иконы XVI-XX веков, иконные прориси из Гуслиц, из собрания Московской Митрополии Русской Православной старообрядческой церкви, а также иконы XVII- начала XX веков, предоставленные Музеем им. Андрея Рублева.
MG-7977
Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы. Начало XIX в. дерево, левкас, темпера.

Редко на какой выставке можно увидеть иконные прориси. Они передавались в семье и служили образцом для создания икон.

Прорись — в древнерусском искусстве и иконописи контурный рисунок, сделанный с оригинала гусиным пером или кистью через кальку и нанесенный путём процарапывания по левкасу на доску (для иконописи) или на штукатурку (для фрески). На бумаге контурный рисунок мог выполняться в один (черный) или два цвета (черный и красно-коричневый).

При изготовлении икон чёрной краской прорисовывали контуры изображений, а красной — пробела, охрение, движки. Прорись использовалась в иконописи для нанесения разметки и основных контуров на заготовку иконы, чтобы облегчить труд иконописца. Сначала прорись обводили свежими чернилами или краской. Потом прикладывали к прориси влажную бумагу, потом эту бумагу плотно прижимали к поверхности левкаса будущей иконы, и таким образом контуры «переводились» на заготовку иконы.
MG-7975
Иконная прорись. Начало XX в. Гуслицы, Россия. Из семьи потомственных иконописцев Романовых.
Переданы в Рогожское собрание представителем семьи Сергеем Романовым (дер Константиново) в 2015 г. Бумага, тушь перо.

Гуслицы — местность на востоке Подмосковья, в которую входит около 60 населённых пунктов. Прежде большая часть входила в состав Богородского уезда Московской губернии. В конце XVII века после стрелецких бунтов в Гуслицкие леса и болота, по преданию, бежали гонимые за старую веру царём стрельцы и бояре. В рукописи игумена скита «Иосиф на камне» (скит находился недалеко от Мисцева) было написано: «Род гусляков древен и славен бысть, повелся он от непокорных бояр и стрельцов».
MG-7973
Иконная прорись. Начало XX в. Гуслицы, Россия. Из семьи потомственных иконописцев Романовых.
Передано в Рогожское собрание представителем семьи Сергеем Романовым (дер Константиново) в 2015 г. Бумага, тушь перо.

После ликвидации волости как административной единицы название «Гуслицы» сохранилось благодаря старообрядцам, почти сплошь населявшим край и создавшим здесь самобытную культуру. В XVIII веке в Гуслицах появился характерный стиль оформления рукописных певческих книг, известный как «гуслицкое письмо».
MG-7983
Трезвоны. Рукопись певческая. Гуслицы, Россия. Конец XIX – начало XX вв.
Бумага, чернила, киноварь, твореное золото, жидкая темпера. Переплет: кожа, тиснение.

В экспозиции гости смогут увидеть лубки, напечатанные в знаменитой старообрядческой типографии Г.К. Горбунова в конце XIX – начале XX века.
MG-7994
Слово о незакрытых сосудах. Старообрядческая типография Г.К. Горбунова. Москва. Бумага на картоне, печать.

Открытые сосуды – горшки, чаши с питьевой водой, приготовленной пищей – следовало тщательно закрывать. Источник таких предписаний – древнерусская православная культура («Повесть о непокровенных сосудах» и др. письменные памятники и возникшие на их основе различные апокрифические легенды). Так, старообрядцы, необходимость закрывать посуду крышкой, объясняли следующей легендой:
«Некоего блудного беса встретил Ангел Господень и стал укорять, что он ходит грязный, весь покрытый гнойными нарывами и ранами. Блудный бес ответил, что воды в окрестных водоемах –„окрещены“ Ангелами Божьими. Единственное место, где они, блудные бесы, могут омыть свою нечистоту, – это посуда небрежных хозяек».
MG-7996
Слово о сластолюбии. Старообрядческая типография Г.К. Горбунова. Москва. Бумага на картоне, печать.

Г. К. Горбуновым в 1907 г. была создана типография Преображенского кладбища в Москве, центра старообрядцев федосеевского согласия. Уже в первый год работы его типографии здесь было выпущено более десятка объёмных изданий, в том числе не датированные «Евангелие толковое» и «Поморские ответы» братьев Андрея и Семёна Денисовых, напечатанные с подлинного оригинала 1723 года.
MG-7998
Слово святого отца нашего Нифонта о том, как надо православным христианам кушать с молчанием.
Старообрядческая типография Г.К. Горбунова. Москва. Бумага на картоне, печать.

До революции в типографии было отпечатано несколько тысяч экземпляров книг религиозной тематики: богослужебная литература, певческие книги с крюковыми записями вместо нот, книги с миниатюрами в красках, например «Апокалипсис трёхтолковый».
MG-8043
Апокалипсис. 1913 г. Москва. Типография Преображенского богадельного дома. Бумага, типографская печать, хромолитография.
MG-8081
Фрагмент. Апокалипсис. 1913 г. Москва. Типография Преображенского богадельного дома. Бумага, типографская печать, хромолитография.

MG-8053
Апокалипсис трехтолковый лицевой. 1790-е гг. Москва. Преображенские мастерские. Бумага, жидкая темпера, золото.

Андрей Кесарийский (архиепископ Кесарии Каппадокийской, V–VII вв.) — автор первого сохранившегося толкования на Откровение Иоанна Богослова (между 563 и 614 гг.). В своей работе Андрей Кесарийский стремился раскрыть тройной смысл Апокалипсиса: буквальный, тропологический (один из традиционных смыслов Священного Писания. Внимание уделяется духовному или моральному и поэтому фигуральному смыслу библейских отрывков и текстов) и анагогический (аллегорическое толкование Священного писания, которое понимает слова не в их буквальном, а в высшем, символическом значении). Славянский перевод толкования осуществлен вместе с переводом Апокалипсиса не позднее Х в., вероятно, в Болгарии (древнейший сохранившийся список датируется серединой XIII в., был переписан новгородским книжником пономарем Тимофеем.
MG-8046
Страсти Христовы. 1911 г. Москва. Типография Преображенского богадельного дома. Бумага, типографская печать, хромолитография.

В выставочных залах разместились удивительные образцы изготовленные в литейных мастерских московского Преображенского монастыря. Политика государства в отношении старообрядческого литейного промысла была переменчива.
MG-8078
Складень трехстворчатый «Деисус». Вторая половина XIX в. Москва. Преображенские меднолитые мастерские. Медный сплав, литье, эмаль.

После относительно либеральных времен конца XVII – первой трети XIX века произошли резкие изменения в царствование императора Николая I. В 1832 году был подтверждён указ Петра I о запрете на медное религиозное литье. В 1842 годы было издано распоряжение об изъятии изделий и о закрытии меднолитейных мастерских. Была запрещена «продажа таких икон и крестов, в коих допущено ими явное отступление от православных сего рода изображений».
MG-8067
Распятие Христово с предстоящими в киоте. Крест –середина XVIII в. Выг. Медный сплав, эмаль, огненное золочение, литье, штихель.

Староверы строго следили за соблюдением канонов до никоновских реформ. К тому же была постоянная потребность ежедневно иметь каноничную икону. Эти факторы служили дополнительной мотивацией сохранять и развивать литейный промысел любыми доступными способами.
MG-7979
Благовещение Пресвятой Богородицы. XVII в. Ярославль. Дерево, левкас, яичная темпера.

В залах музея гости смогут познакомиться с старообрядческими четками –лестовками. Название «лестовка» происходит от древнерусского слова лествица (лестница). Так называли четки, использовавшиеся в основном в монашеской среде Дренвей Руси, а после раскола церкви ставшими неотъемлемой частью жизни старообрядцев.
MG-7990
Витрина с лестовками.

Устройство лестовки крайне символично. Сами четки по форме напоминают лестницу и символизируют лествицу духовную, от земли к небу. Поэтому незаполненное пространство в начале лестовки называется землей, а в конце –небом.
MG-7992
Сказание о лестовке или вервице по уставу. XIX в. Старообрядческая типография.
Бумага, печать, акварельные краски.

Четки замкнуты в кольцо, что являет собой символ непрестанной молитвы. Два треугольных лапостка символизируют скрижали завета, а их четыре скрепленных угла – четырех апостолов евангелистов. Внутри лапостков чаще всего вшивают семь передвижек по числу семи церковных таинств. По всей длине четок расположены небольшие цилиндры – бобочки, в каждый из которых вставляются маленький бумажный свиток с Иисусовой молитвой.
MG-8007
Преподобный Пафнутий Боровский с житием. Первая половина XIX в. Палех. Дерево, левкас, темпера.

Несомненным украшением выставки являются иконы конца XVII - первой половины XX века из Выга, Причудья, Подвинья, Татарстана.
MG-8005
Богоматерь «Взыскание Погибших». Начало XIX в. Дерево, темпера, левкас.

Икона Божией Ма́тери «Взыскание погибших» — православная икона Пресвятой Богородицы. Создание образа относится к XVII веку. Название иконы возникло под влиянием повести «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане» (VII век): молясь перед образом Богоматери, Феофил именовал её «Взыскание погибших». На Руси история Феофила была известна с XVII века. Почитание икон с таким названием началось на Руси с XVIII века, при этом, поскольку из повести «О покаянии Феофила…» неизвестна иконография образа Богородицы, перед которым молился Феофил, то почитавшиеся иконы связаны с этой историей только эпитетом Богородицы.
MG-8020
Всевидящее Око Божие. Вторая половина XIX в. Владимирские иконописные села. Дерево, паволока, левкас, темпера, ковчег.

«Всевидящее око Божие» — символико-аллегорическая композиция на слова Священного Писания о неусыпно всевидящем и всеведущем Христе. С конца XVIII — первой половины XIX века изображение Всевидящего ока, вписанного в треугольник, появляется в росписях православных храмов. Позднее в русской иконографии, преимущественно среди старообрядцев, встречается икона «Всевидящее око Божие».
MG-8026
Господь Вседержитель на престоле с предстоящими Пресвятой Богородицей, Иоанном Предтечей и Небесными Силами.
XVIII – XIX вв. Дерево, левкас, темпера.

MG-8041
Не рыдай Мене, Мати. Середина XVIII в. Выг. Дерево, левкас, темпера.

«Не рыдай Мене, Мати» — иконографическая композиция, представляющая Христа во гробе: обнажённое тело Спасителя наполовину погружено во гроб, голова приопущена, глаза закрыты, руки сложены крест-накрест. За спиной Христа крест, часто с орудиями страстей. Название взято из ирмоса девятой песни канона Космы Маюмского на Великую субботу, послужившего также одним из источников иконографии:
Не рыдай по Мне, Мать, / видя, как в гробу лежит / Сын, во чреве Твоем зачатый без семени: / ибо восстану Я, и прославлюсь / и, как Бог, вознесу во славе всех, / с верою и любовью / непрестанно Тебя величающих.
MG-8033
Фрагмент. Створка царских Врат с изображением Богоматери, евангелистов Матфея и Иоанна. Конец XVI в. Новгородские земли.
Дерево, левкас, темпера, золочение.

Обратите внимание, что в данном случае Лев не олицетворяет Святого Марка, а символизирует Иоанна Богослова. . Впервые во II веке Ириней Лионский, толкуя Апокалипсис, предложил трактовку связи евангелистов и существ из видения Иоанна Богослова: лев у Иринея символизирует Иоанна Богослова, телец — Луку, человек — Матфея, орёл — Марка. Эта традиция была сохранена на христианском Востоке в малоазийских церквях.
Приходите в выставочные залы, погрузитесь в их тишину и пообщайтесь с экспонатами. Ведь многие из них опять скроются от наших глаз в частных коллекциях. И увидеть их снова будет не так-то и просто.

Выставка продлится до 15 ноября 2020 года.

Адрес: Гороховский пер.,17. Станция метро Курская.
Время: Понедельник - пятница. С 10:00-18:00.
Цена билета: 200 руб, есть льготы.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.
Tags: Школа Андрияки, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “Школа Андрияки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments