mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Музей "Огни Москвы" - отчёт

Этот год мы начали с посещений музеев, куда давно собирались, но как-то все не складывалось. И вот мы попали в Дом Любощинских-Вернадских на Зубовском бульваре, где располагается Государственный литературный музей имени В.И. Даля. А теперь, одним зимним вечером, мы оказались в центре Ночи Света, что проходила в музее «Огни Москвы».
IMG-0052

Сам музей располагается в старинных палатах XVII века, принадлежавших стольнику царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича - И. И. Протопопову. Основная экспозиция располагается в нижнем подклетном этаже. И здесь гости музея попадают в сказку света, которая ведет их по страницам истории нашего города, от освещения с помощью факелов и лучин к электрическим фонарям.
IMG-0014

Мы как-то никогда не задумывались, какой свет дает лучина и сколько она горит. А ведь это всего лишь 2-3 минуты. И становится понятно, почему замена лучин – это наказание для провинившегося ребенка. Представьте, стоять не имея возможности ни присесть, ни отойти и раз в пару минут заменять лучину. Да и заготовка лучин тоже труд немалый. Ведь на вечер нужно было порядка 300 лучин. А уж как при этом освещении можно было работать вообще страшно представить.
IMG-0002
Лучина

Первое уличное освещение в Москве появилось ко дню коронации Анны Иоановны в 1730 году. Этому событию предшествовал Указ Сената «О сделании для освещения в зимнее время в Москве стеклянных фонарей». В нем говорилось: «На Москве в Кремле, в Китае, в Белом и в Земляном городах и в Немецкой слободе по большим улицам для зимних ночей сделать из полицмейстерской канцелярии и поставить на столбах фонари стеклянные, один от другого на 10 сажен, в которых вместо свеч зажигать масло конопляное с фитилем в какие ночи, когда о том в полицию приказ от Двора Ее Императорского Величества будет».
IMG-9998
Ножницы для снятия нагара со свечей.

В качестве топлива для фонарей использовалось хорошее конопляное масло, которое стало подспорьем в деле питания фонарщиков. Ведь такое масло можно не только в фонарь, но и в кашу. Кроме уличных фонарей в дни торжеств на башнях Кремля расставляли маленькие фонарики навроде лампадок –шкалики. Они давали праздничное освещение города выделяя его монументальные постройки. На освещение одной башни Московского Кремля требовалось около 3 тысяч таких фонариков. А знаменитая Сухаревская башня украшалась с помощью 27 тысяч шкаликов. Представляете, какое это было зрелище?
IMG-0004
Шкалики.
Рассказ об освещении улиц идет в полутемном помещении подклета, где демонстрируются исторические огни Москвы. То лучина, то шкалик выдернет вас из тьмы и своим светом укажет дорогу к новому этапу освещения города. А особенно радует то, что многое можно потрогать. То вам дадут лучину, то кусок слюды, которая заменяла стекло в те далекие времена. А уж знаменитое огниво точно произведет впечатление на детей. Детям, на наш взгляд, будет вообще очень интересно и весело в этом музее.
IMG-0006
Номер дома
Сезон фонарного освещения в городе длился с 1 сентября по 1 мая, причем в каждом месяце было всего 18 «светлых» ночей – в остальные фонарь заменяла луна.
«От Яковлева я вышел около часа ночи и зашлепал в своих высоких сапогах по грязи средней аллеи Цветного бульвара, по привычке сжимая в правом кармане неразлучный кастет — подарок Андреева-Бурлака. Впрочем, эта предосторожность была излишней: ни одной живой души, когда
Осенний мелкий дождичек
Сеет, сеет сквозь туман.
Ночь была непроглядная. Нигде ни одного фонаря, так как по думскому календарю в те ночи, когда должна светить луна, уличного освещения не полагалось, а эта ночь по календарю считалась лунной. А тут еще вдобавок туман. Он клубился над кустами, висел на деревьях, казавшихся от этого серыми призраками.»
Гиляровский. Ночь на Цветном бульваре.
IMG-9999

А тем времен масляное освещение начинает заменяться на керосиновое. Разработка Бакинских нефтепромыслов позволила удешевить керосин, а уж изобретатели постарались его использовать в новых лампах. В 1862 году на московских улицах зажглись керосиновые фонари. Первым подрядчиком, взявшимся осветить московские улицы керосином, стал французский предприниматель Буаталь. В 1865 году его фирма установила в городе 9 тысяч фонарей.
IMG-0016
Лампы на ацителене.

Первые исторические упоминания об использовании керосина в освещении относятся к 1846 году, когда Абрахам Гестнер предложил использовать продукт перегонки угля для осветительных целей и указал на достоинства нового топлива: яркость и чистоту.

Считается, что первые керосиновые лампы появились в 1853 году. В этом году австрийские аптекари Игнатий Лукасевич и Ян Зех во Львове начали использовать керосин в доработанной масляной лампе. В том же году свою конструкцию керосиновой лампы с плоским фитилем предложил Рудольф Дитмар из Вены.

А в 1860-х годах английская фирма «Букье и Голдсмит» приобрела концессию на установку в Москве уличных газовых фонарей. В Сусальном переулке фирма выстроила завод для подачи светильного газа. Этот завод сохранился и сейчас, правда уже как бизнес-центр.
IMG-0009

Но уже совсем скоро на историческую сцену освещения городов выходит электричество. А вскоре появляется и знаменитая свеча Яблочкова. Впервые свеча Яблочкова была продемонстрирована на выставке учебных пособий в Лондоне в 1876 году, в 1877 — применена Париже на avenue de l’Opéra, а окончательно изобретение признано на первой Международной электротехнической выставке в Париже в 1881 году.

Свеча Яблочкова состоит из двух угольных блоков, примерно 6 × 12 мм в сечении, разделённых инертным материалом из гипса или каолина. На верхнем конце закреплена перемычка из тонкой проволоки или угольной пасты. Конструкция собрана и закреплена вертикально на изолированном основании.
IMG-0010

Но и свеча Яблочкова ненадолго захватила улицы городов. Уже в дверь стучалась привычная нам лампа накаливания. 23 июля 1874 года русский изобретатель Александр Николаевич Лодыгин получил патент на своё изобретение - первую лампочку накаливания. Академия наук по достоинству оценила это изобретение и присудила автору Ломоносовскую премию в размере 1000 рублей. Для продвижения новинки была создана компания «Русское товарищество электрического освещения Лодыгин и Кº». Но увы, компания вскоре обанкротилась, не хватило денег даже на американский патент, который в результате был утерян за гроши. Лодыгин был вынужден эмигрировать во Францию и США. Для него это стало плодотворным временем: он участвовал во Всемирной выставке в Париже, создавал новые лампы накаливания, изобретал электропечи и автомобили, строил заводы и метрополитен. В США он получил патент на лампы с нитями из тугоплавких металлов, но в результате продал это изобретение в 1906 году компании «Дженерал электрик».
IMG-0012
Лампы Эдиссона.

IMG-0022
Лампа накаливания мощностью 5000W. СССР.
Электрическое освещение Москвы набирало обороты, но все остановилось во время Революции и Гражданской войны. Город практически потерял все свое уличное освещение. Но ударные темпы строительства первых пятилеток и планы ГОЭЛРО положительно сказались на нашем городе. И вот уже в 1932 году последний газовый фонарь в Москве вышел на пенсию. А в 1941 году было создано централизованное управление освещением нашего города, что очень помогло в тяжелые годы войны. Когда по освещение города могло отключаться практически за несколько минут.
IMG-0038
Пульт центрального управления городским освещением.

IMG-0021
Стекло кремлевской звезды.

А история городского освещения продолжается и в музее вы узнаете о газоразрядных лапмах и других источниках света. В завершении нашей экскурсии нам предложили создать самим свою лампу. Этот нехитрый электрический опыт и правда вызывает восхищение, когда видишь как из подручных средств создается рабочая лампа.
IMG-0026
Послевоенные фонари городского освещения
IMG-0031
Свет натриевой газоразрядной лампы. Без фильтров.
IMG-0028
Свет ртутной газоразрядной лампы. Без фильтров.

Давно мы настолько не погружались в мир, который создает музей, предлагая путешествие по этому необычному пространству истории, света и электричества. Всем кто вдруг как и мы не находил время посетить эту площадку мы с удовольствием рекомендуем зайти в этот особняк XVII века. Особенно когда музеи снова ждут своих гостей, чтобы повести их за собой в мир культуры и искусства. Прочь от невежества, вперед в музей!


Адрес: Армянский переулок, дом 3—5 строение 1. Ст. метро Китай-город, Лубянка. карта здесь.
Время работы: Воскресенье-среда 10:00 - 18:00
Четверг 10:00-20:00
Пятница 10:00-22:00
Суббота 10:00-20:00
Цена билета: 250 руб., льготный - 150 руб. Подробнее здесь.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: Музей Огни Москвы, малые музеи, отчёт, постоянная экспозиция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments