mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство» - отчёт.

В Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство», посвященная одному из самых значимых и в то же время наименее изученному направлению в истории российского искусства второй половины ХХ века.
IMG-0217

Экспозиция, в которую включены около 400 произведений, демонстрирует широкую панораму развития кинетического искусства в 1960–1970-х годах, прослеживая его связь с авангардистскими экспериментами начала века и художественными практиками современности.
IMG-0430
Иван Клюн. Линейное построение. 1922. Картон. Масло.
В основе кинетического искусства лежит идея трансформации: как художественной формы, так и самого процесса восприятия. Подвижность, изменчивость, нестабильность — определяющие качества для динамических произведений, преобразование которых происходит с помощью механических сил или визуальных эффектов.
IMG-0238
Иван Щетинин. Летатлин-оммаж. 2020. Лещина, липа, сталь, ПВХ, киперная лента.

В 1929-1932 годах Владимир Татлин работал над созданием безмоторного летательного аппарата машущего типа для индивидуальных полетов. Художник дал ему им «Летатлин». Аппарат был изготовлен самим художником при помощи учеников. Испытания оказались неудачными. Аппарат стал не только вершиной творчества Татлина, но и важным символом эпохи. Сегодня реконструированный «Летатлин» можно увидеть в Третьяковской галерее в экспозиции искусства XX века.
IMG-0409
Вячеслав Колейчук. Стереофотография башни Татлина. 1994.

Возникнув одновременно в различных регионах мира в послевоенную эпоху, кинетизм был во многом связан с идеей реабилитации технического прогресса и формированием информационного общества.
IMG-0298
Александр Григорьев. Кинетический объект. 1967. Авторское воспроизведение 2000. Трубка, нить, оргстекло.

«Я… стал сознавать, что мир стремительно меняется. Благодаря кинетическим экспериментам открывались новые возможности эмоционального и концептуального видения окружающего… Появилось предчувствие нового пластического стиля – выход в пространство, творчески-художественная рефлексия на разнообразные проявления человеческой деятельности».
Александр Григорьев.
IMG-0295
Александр Григорьев. Пространственная композиция. 1974. Оргстекло, маркер, нить, металл.

Экспозиция в Новой Третьяковке включает разнообразные формы и жанры кинетического искусства: мобили, самонапряженные конструкции, трансформирующиеся скульптуры, оптическую живопись, графику, коллаж, фотографию, видеопроекции, звуковые и световые инсталляции, интерактивные объекты.
IMG-0257
Август Ланин.

В 1972 году август Ланин получил уникальный заказ от московского Научно-Исследовательского института медико-биологических проблем (НИИМБП) на создание проекта искусственной среды для решения проблемы сенсорной депривации космонавтов. Релаксационные помещения, выполненные по проекту Ланина, должны были создать благоприятную искусственную среду, которая бы имитировала в космосе привычный для человека эмоциональный фон.
IMG-0258
Август Ланин. Концептуальный проект «Вавилонская башня». 1985. Бумага, акварель, гуашь.

Идея декоративного оформления космоса продолжилась «Космической серией»: проектами архитектурных объектов, напоминающих о футурологических экспериментах русского авангарда.
IMG-0322
Лев Смехов, В. Струкова, Владимир Шевченко. Кадр из «В 2017 году». Диафильм. Производство 1960.

Невозможно пройти и не посмотреть этот диафильм целиком. Как в 60-е годы представляли наше время. Что-то угадали, а до чего-то нам еще жить и жить. Но как же эта история великолепно ложиться в образ этой выставки. Поиск форм будущего, постоянное всматривание за горизонт, и попытка предугадать историю. Весь диафильм можно посмотреть ещё и здесь.

В экспозиции представлены работы известных художников-кинетистов, создавших основной комплекс произведений в 1960–1970-х годах, и их предшественников — главных представителей русского авангарда начала XX века, а также современных авторов.
IMG-0282
Анна Андреева. Молекулы. 1968. Бумага, смешанная техника.

Практически невозможно передать свои ощущения от выставки текстом или фотографиями. Здесь все двигается, звучит, светится. Формы перетекают из одной в другую. Невообразимый бег времени правит в залах этой выставки.
Наверное самое замечательное, что на выставке есть экспонаты, с которыми можно взаимодействовать. Увы, не со всеми. Но попробовать сыграть на терменвоксе, это дорого стоит! А в зале стоит иллюмовокс – это первый синтетически инструмент, позволяющий исполнителю установить взаимосвязь пластики тела и высоты звукового тона и окраски светового луча. Родственник более известного терменвокса.
IMG-0356
Иллюмовокс. 1923. Реконструкция Андрея Смирнова. 2019.

Терменвокс (theremin или thereminvox) — электромузыкальный инструмент, созданный в 1920 году советским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом в Петрограде. В ноябре 1920 года на заседании кружка механиков имени профессора Кирпичёва физик Термен дал свой первый концерт. Изобретённый им электронный музыкальный инструмент первоначально был назван этеротоном (звук из воздуха, эфира), вскоре был переименован в честь автора и стал называться терменвоксом.
IMG-0365
Один вечер Л.С. Термина. Радиомузыка. 1922. Афиша. Копия.

При создании инструмента (помимо электрической генерации звука) Термен обращал особое внимание на «возможность весьма тонкого управления без какой-либо затраты механической энергии, требуемой для нажатия струн или клавиш. Исполнение музыки на электрическом инструменте должно производиться, например, свободными движениями пальцев в воздухе, аналогично дирижёрским жестам, на расстоянии от инструмента».
IMG-0367
Лекция-концерт Л.С. Термина «Новые пути музыкального творчества». 1926. Афиша. Копия.

Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния между своими руками и антеннами инструмента. При этом изменяется ёмкость колебательного контура и, как следствие, — частота звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за изменение тона звука, а горизонтальная подковообразная — за изменение громкости звука.
IMG-0383
Сергей Филатов. Сад ускользающих сенсоров. 2020.

Двадцать стальных лепестков формируют пространство звуковых рефлексов и резонансов. Пластины вариативно звучат от импульса электромагнитов. Тональные характеристики каждого листа определяются нажатием тросов. Ну и как это передать фотографией? Это надо видеть, посетить этот сад. Услышать звучание этих лепестков.
IMG-0376
Екатерина Трубникова, Андрей Смирнов. Светозвуковая инсталляция. 2019.

А здесь композиции отведена целая комната, где с помощью детекторов вы сами сможете прослушать звуковые потоки, которые невозможно услышать во всей полноте. Здесь вы общаетесь с частицей Вселенной.
IMG-0301
Максим Ксута. Тектоническая живопись. 2019. Холст, масло.

Бросайте читать. И бегом в Третьяковскую галерею на Крымском валу! Ведь это как смотреть спектакль по фотографиям. Вам необходимо самим погрузиться в этот футуристический мир. Пройти его лабиринтами, услышать, посмотреть, потрогать. И конечно сформировать собственное отношение к этому направлению в искусстве. Музей ждет вас!

Выставка продлится до 10 мая 2021 года.

Посещение экспозиций организовано по сеансам, каждые полчаса с 10:00 до 19:30

Адрес: Крымский Вал, 10. Новая Третьяковка, залы 39–42 и 63
Проезд до ст. метро "Парк культуры" или "Октябрьская".
Режим работы: вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00
четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00
(кассы прекращают работать за час до закрытия музея)
выходной — понедельник.
Цена билета: Взрослый - 500 руб. Льготный - 300 руб, 250 руб, бесплатно. Подробнее тут.


Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.
Tags: ГТГ, выставки, отчёт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments