mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка Константина Кузнецова -отчёт.

В Государственной Третьяковской галерее в Инженерном корпусе проходит выставка Константина Кузнецова. Это открытие нового имени для русской публики, первая в России масштабная экспозиция произведений «русского парижанина», единственного из отечественных живописцев, кто органично влился в традицию французского импрессионизма и постимпрессионизма. Эта выставка состоялась так же благодаря фонду Константина Кузнецова.
IMG-0832
Автопортрет в мастерской. 1902-1907. Холст, масло.
Французские критики, оценивая его творчество, называли живописца «последним рыцарем импрессионизма»: от этого направления в его творчестве остались пленэризм, спонтанность, чувственность восприятия, стремление к передаче неповторимости момента.
IMG-0837
Старый бретонский рыбак. Этюд к картине.
Константин Кузнецов практически неизвестен в России. Он родился в 1863 году в Нижегородской губернии в семье состоятельного купца, участвовал в делах семейного предприятия, но в 33 года решил, что станет художником. В 1896-м он уехал в Париж и на родину больше не возвращался, хотя до конца жизни не менял гражданства.
IMG-0839
Бретонский рыбак (Чудак в сабо). Этюд к картине.
Кузнецов учился в студии французского академика Фернана Кормона, где прошел основательную школу академического рисунка, которая заложила фундамент для его дальнейших живописных опытов.
IMG-0847
Бретонский рыбак. Этюд к картине.
Константин Кузнецов арендовал одну из лучших мастерских в Париже, которая принадлежала ранее художнику Люсьену Симону. Он ежегодно участвовал на французских салонах Salon de la Société National des Beaux-Arts, с 1903 – Salon d’Automne, с 1905 – Salon des Indépendants. Помимо этого, он выставлял работы в Руане, Генте, Мюнхене, Питтсбурге.
IMG-1066
Фрагмент. Рыбак в лодке. Этюд к картине.

Многие критики отмечали «импрессионистичесий» стиль Кузнецова. Александр Бенуа, подчеркивал созвучность работ художника этого периода стилю мастеров «группы Дюран-Рюэля», имея в виду прежде всего Моне и Сислея. С 1903 года Кузнецов начал выставлять работы в Московском Товариществе –– по приглашению Виктора Борисова-Мусатова.
IMG-0860
Порт Созон во врем дождя. 1923. Холст, масло.

Ретроспективу Кузнецова в Третьяковской галерее удалось собрать благодаря необычной судьбе художника. Переехав во Францию, Кузнецов долгое время располагал средствами, которые позволяли ему не продавать работы. Он предпочитал не сотрудничать с галеристами и, по воспоминаниям дочери, даже отказался заключить контракт с прославленным Амбруазом Волларом.
IMG-1071
Фрагмент. Порт Созон в солнечную погоду. 1923. Холст, масло.
Когда Константин Павлович в 1936 году ушел из жизни, почти все его полотна сохранились в парижской мастерской на улице Буассонад. Они пролежали более 100 лет в ожидании своего часа, бережно передаваемые из поколения в поколение потомками живописца. Несколько лет назад российские специалисты проводили архивные и искусствоведческие исследования и познакомились с правнучками художника.
IMG-0946
Фрагмент. Форт ла Латт. 1908. Холст, масло.
В их апартаментах они обнаружили масштабное собрание работ Кузнецова, которое в настоящее время представлено на выставке в Третьяковской галерее. Зрители в России увидят картины мастера впервые, ведь в последний раз его произведения были показаны в Москве в 1909 году.
IMG-0889
Верделе. Бретань. 1911. Холст, масло.
Остров Верделе у побережье Бретани сегодня входит в коммуну Пленёф-Валь-Андре. Согласно легенде, он возник из комка земли, который великан Гаргантюа вытащил из башмака и бросил в океан. Остров расположен близко к берегу и в моменты отлива к нему можно пройти пешком по обнажившейся из-под воды косе. Кузнецов писал Верделе множество раз, когда работал в Пленёфе в 1911-1918 гг и в1936 г. Как правило он изображает остров в моменты прилива, когда тот предстает возвышающимся среди волн.
IMG-1094
Фрагмент. Верделе. Бретань. 1911. Холст, масло.
Константин Кузнецов несколько раз бывал на острове Бель-Иль, в Бретани, где непредсказуемые воды Бискайского заливы создают причудливые рельефы в скалистом побережье древней Бретани. Этот регион славится своими скалами, маяками, штормами. Это особенный регион Франции со своим языком, о боже и не французским, со своей историей и своими сказками. Именно в Бретани находится могила великого Мерлина, здесь уходили под воду проклятые города, а по воде неслись волшебные кони.
IMG-1068
Фрагмент. Грот Апотикери. 1913. Холст, масло.
Грот Апотикери – большая морская пещера на острове Бель-Иль неподалёку от порта Созон, на противоположной от скал Порт-Котона стороне острова. Свое название, в переводе означающее «аптекарский», грот получил из-за множества покрывающих его стены птичьих гнезд, которые напоминают банки с аптекарскими составами. Константина Кузнецова привлекал рисунок скал и особенно изумрудный тон здешних вод, появлявшийся только ранней весной.
IMG-0857
Скалы в Бель-Иль. 1913. Холст, масло.
Эти острые скалы Бель-Ил носят свое собственное название – Иглы Порт-Котона. Их силуэты, напоминающие мегалиты или фантастических животных притягивали художников. В 1886 пейзаж запечатлел Клод Моне («Скалы в Бель-Иль, ГМИИ им А.С. Пушкина). Кузнецов писал скалы оба своих пребывания на Бель-Иле в 1913 и 1923 годах.
IMG-0857
Фрагмент. Скалы в Бель-Иль. 1913. Холст, масло.
Остров Бель-Иль был населён людьми более восьми тысяч лет назад. В IX веке принадлежал графству Корнуай. В XVII веке остров был куплен суперинтендантом финансов Франции Николя Фуке, который начал превращать его в неприступную крепость. Впоследствии, когда Фуке постигла опала, Бель-Иль был сдан королю. Во время правления Наполеона I назывался также Островом Жозефины.
IMG-0881
Фрагмент. Скалы Порт-Котона. 1913. Холст, масло.
IMG-1091
Фрагмент. Мыс Пулен 1923. Холст, масло.
Мыс Пулен – крайняя северо-западная точка острова Бель-Иль. Вдали различим мак, построенный в 1867.
IMG-1089
Фрагмент. Верделе. Бретань. 1911. Холст, масло.
IMG-1088
Фрагмент. Верделе. Бретань. 1911. Холст, масло.
IMG-1082
Фрагмент. Скалы Бель-Иль. 1913. Холст, масло.
IMG-1080
Фрагмент. Скалы Порт-Котона в вечернем свете. 1923. Холст, масло.
IMG-1078
Фрагмент. Скалы Порт-Котона в вечернем свете. 1923. Холст, масло.
IMG-1051
Фрагмент. Остров Верделе в сумрачную погоду. 1926-1927. Холст, масло.

Часть работ написана не на профессиональных холстах, а на обычной мешковине, которую художник грунтовал сам. С одной стороны это было вызвано ухудшением материального положения живописца, после революционных событий и национализации предприятий. С другой стороны такой холст давал необычную фактуру, которой художник мастерски воспользовался.
IMG-0944
Фрагмент. Остров Верделе в сумрачную погоду. 1926-1927. Холст, масло.
В притемнённом зале сверкают изумрудом воды Бискайского залива в работах Константина Кузнецова, а на огромном экране нам показывают природу Бель-Иля, увиденную глазом дрона. Завораживающая борьба волн и скал, которая разворачивается по всей Бретани предстает перед посетителями галереи.
IMG-1086
Кадр из панорамной видеосъемки острова Бель-Иль.
В этом зале хочется остаться жить. Настолько великолепное ощущение он передает. Смесь картин, видеобраза острова завораживает и заставляет вновь и вновь обращаться к работам художника. Друзья мы не только рекомендуем, но просто настоятельно советуем посетить эту выставку. Во время, когда попасть в страну сидра и фей невозможно, остается использовать взгляд художника. И поверьте он волшебен. Единственно чего не хватает это сидра, сыра и устрицы.

Выставка продлится до 14 марта 2021 года.

Адрес: Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12, 2 этаж.
Время работы: Вторник, среда, воскресенье - 10:00 - 18:00
Четверг, пятница, суббота - 10:00 - 21:00.
Цена билета: 400 руб; льготный 250 руб.
Посещение экспозиции организовано по сеансам, каждые полчаса с 10:00 до 16:30 / 19:30

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.
Tags: ГТГ, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГТГ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments