
Последняя выставка в России этого художника состоялась в 1909 году. Так что у гостей музея появилась замечательная возможность открыть для себя новое имя в череде удивительных импрессионистов.

Ко́нтровый свет, Контражур — освещение в фотографии и живописи, при котором источник света располагается позади объекта и очень силён либо близко расположен. Такое освещение создаёт линию светового контура, которая может расширяться при увеличении интенсивности или удалении источника света от объекта. Контровый свет используется художниками и фотографами в тех условиях, когда необходимо передать чёткий контур объекта, а не его форму.
Константин Кузнецов родился в 1863 году в селе Желнино Нижегородской губернии в состоятельной купеческой семье. Его отец, крупный делец и торговец, был владельцем торгового дома и постоянным участником Нижегородской ярмарки. Семья видела сына продолжателем дела, но юноша увлекся живописью. Константин брал частные уроки, возможно, посещал рисовальную студию А.О.Карелина в Нижнем Новгороде. Он часто бывал в поволжских городах и в Саратове мог познакомиться с коллекцией французских художников из собрания А.П.Боголюбова.

В 1896 году он увидел на французской художественно-промышленной выставке в Москве произведения Клода Моне и Огюста Ренуара, которые подтолкнули его к тому, чтобы отправиться учиться живописи во Францию. Он оставил управление предприятием на попечение своих братьев, а сам в 33 года поступил в студию Фернана Кормона в Париже. Там он получил прекрасную академическую выучку, ставшую необходимой базой для его дальнейших изысканий.

В 1900 году после окончания обучения в студии Константин Кузнецов совершил первую поездку в Бретань. Путешествие определило его симпатии к этому региону, и с тех пор художник возвращался в Бретань множество раз на протяжение трех десятилетий.

Сначала художник жил в районе Клиши, затем обосновался на Монпарнасе. Доходы от предприятия в Нижнем Новгороде позволяли ему не стесняться в средствах. Константин Кузнецов арендовал одну из лучших мастерских, которая принадлежала ранее художнику Люсьену Симону.

Характер и финансовое положение художника, а также жесткие принципы и невероятная требовательность к самому себе отделяли его от коллег и знакомых. Кузнецов располагал значительными средствами, и это отчасти являлась барьером между ним и жителями Улья и Бато-Лавуар, которых роднили не только художественные поиски, но возраст, схожее материальное положение и увлечения.

В связи с рождением в семье Кузнецовых первенца – дочери Елены в 1902 – художник несколько лет не путешествовал на далекие расстояния. В 1901–1905 годах он работал в парижских пригородах – Буживале, Буа-ле-Руа, Сель-Сен-Клу, Везине. Созданные в окрестностях Сены произведения стилистически близки к классическому импрессионизму, наполнены радостью жизни. Этюды и портреты этого времени объединяет пленэризм, светлая палитра, крупные раздельные мазки, свободное композиционное кадрирование. Многие критики отмечали «импрессионистичесий» стиль Кузнецова.

Александр Бенуа, подчеркивал созвучность работ художника этого периода стилю мастеров «группы Дюран-Рюэля», имея в виду прежде всего Моне и Сислея. С 1903 года Кузнецов начал выставлять работы в Московском Товариществе – по приглашению Виктора Борисова-Мусатова.

.

К 1910-м художник выработал собственный стиль и особый тип картины. Он располагал мольберт в таких точках, которые естественным образом создавали впечатление обзора с высоты птичьего полета: например, с холма на окрестные поля или с берегового откоса на море. Художественными средствами мастер передавал восхищение безграничностью земли, космологическое понимание ее ландшафта.
Константин Кузнецов часто писал один и тот же мотив в разные времена дня и года, как это делали импрессионисты. Однако одновременно он работал только над одной картиной, его произведения разделяли по меньшей мере день, а иногда месяцы и даже годы. Принцип работы на пленэре был для него основополагающим.

Благополучное до 1917 года финансовое состояние позволило Кузнецову не думать о продаже своих полотен. Он писал по велению души и исключительно для себя. Это определило важное качество его творчества – внутреннюю свободу.

«Очевидно, что в живописи он следует за движениями своей души. Его кисть воплощает его внутреннее видение мира, он выражает импульсы своего сердца, которые возникают от восприятия природы в конкретный час в конкретную погоду», – писал о нем художник и искусствовед Андре Маршан.

С началом Первой мировой войны положение художника стало меняться: в 1916 году он отдал часть собственных капиталов на содержание российской армии, в 1918 были конфискованы семейные предприятия в России. После революции он отказался сдать паспорт гражданина Российской империи, предпочтя остаться фактически человеком без гражданства. С начала 1920-х годов Кузнецов был вынужден существенно сократить поездки на пленэр и работал преимущественно в Париже, который стал лейтмотивом его творчества.

К изображению города художник приступил в 59 лет, спустя почти три десятилетия после того, как впервые увидел его. Он находит собственное ви́дение города: Париж на его полотнах кажется вечным, вневременным. Художник исключает детали, которые могли бы указать на конкретность часа дня, сезона, эпохи, освобождает урбанистический пейзаж от жанровых элементов – толпы пешеходов, автомобилей. Он работает преимущественно на набережных, откуда открываются виды на остров Сите и собор Нотр-Дам, на мосты, перекинутые через реку.

Жизненные перипетии открыли для мастера выразительность драматизма и диссонансов. Со второй половины 1920-х годов эмоциональность его работ обостряется. Художник выбирает контрастирующие цвета, пишет резкими ударами кисти, сгущает настроения тревожности и беспокойства. Он приходит к тому, что можно было бы назвать вариантом экспрессионизма в живописи.

В 1932 году критик Тьебо-Сиссон написал: «Кузнецов – это старый борец, который не слагает своего оружия и держит крепко, высоко подняв голову, до конца, знамя импрессионизма».

Обратите внимание на такой коричневатый оттенок неба. Это не закрашенный холст. В 20-е годы художник сам покупал и грунтовал холсты. Отчасти это было связано с материальным положением самого живописца. В итоге получились удивительные работы. Увы, фотография не передает полностью этого ощущения. С этими полотнами надо общаться лично.
Кузнецов скончался в 1936 году в тесных комнатах на улице Буасоннад, куда семья была вынуждена переехать в 1931 году из просторных апартаментов бульвара Монпарнас.

В 1937 на Осеннем салоне прошла его посмертная выставка. «Он привнес в импрессионизм, от которого отталкивался, личностную поэзию и превратил свой реализм в мощный лиризм», – писала тогда хранитель Лувра Мишель Флорисоон.

Приходите в залы Третьяковской галереи, чтобы насладиться французским импрессионизмом, прошедшем через призму русской души. Здесь вы увидите огромные просторы затянутые туманной дымкой. Природа Бретани, море и Париж все будет здесь напоминать о величие природы и об ушедшем времени. О прекрасной эпохе начала XX века. Музей ждет вас. Его двери снова открыты для встречи с прекрасным. Не упустите свой шанс открыть для себя новую страницу в мире живописи и импрессионизма с русской душой.
Выставка продлится до 14 марта 2021 года.
Адрес: Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12, 2 этаж.
Время работы: Вторник, среда, воскресенье - 10:00 - 18:00
Четверг, пятница, суббота - 10:00 - 21:00.
Цена билета: 400 руб; льготный 250 руб.
Посещение экспозиции организовано по сеансам, каждые полчаса с 10:00 до 16:30 / 19:30

Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.