mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Category:

Выставка Константина Кузнецова -отчёт. Часть 2.

Мы продолжаем наш рассказ о выставке Константина Кузнецова, проходящей в Государственной Третьяковской галерее в Инженерном корпусе. Открытие этой выставки оказалось возможным благодаря фонду Константина Кузнецова.
IMG-1054
Остров Сите. Старые шлюзы. Первая половина 1920-х. Холст, масло.

Последняя выставка в России этого художника состоялась в 1909 году. Так что у гостей музея появилась замечательная возможность открыть для себя новое имя в череде удивительных импрессионистов.
IMG-1057
Фрагмент. Собор Нотр-Дам в эффекте контражура. Конец 1920-х. Холст, масло.

Ко́нтровый свет, Контражур — освещение в фотографии и живописи, при котором источник света располагается позади объекта и очень силён либо близко расположен. Такое освещение создаёт линию светового контура, которая может расширяться при увеличении интенсивности или удалении источника света от объекта. Контровый свет используется художниками и фотографами в тех условиях, когда необходимо передать чёткий контур объекта, а не его форму.

Константин Кузнецов родился в 1863 году в селе Желнино Нижегородской губернии в состоятельной купеческой семье. Его отец, крупный делец и торговец, был владельцем торгового дома и постоянным участником Нижегородской ярмарки. Семья видела сына продолжателем дела, но юноша увлекся живописью. Константин брал частные уроки, возможно, посещал рисовальную студию А.О.Карелина в Нижнем Новгороде. Он часто бывал в поволжских городах и в Саратове мог познакомиться с коллекцией французских художников из собрания А.П.Боголюбова.
IMG-1044
Мост Искусств. 1921. Холст, масло.

В 1896 году он увидел на французской художественно-промышленной выставке в Москве произведения Клода Моне и Огюста Ренуара, которые подтолкнули его к тому, чтобы отправиться учиться живописи во Францию. Он оставил управление предприятием на попечение своих братьев, а сам в 33 года поступил в студию Фернана Кормона в Париже. Там он получил прекрасную академическую выучку, ставшую необходимой базой для его дальнейших изысканий.
IMG-1045
Фрагмент. Мост Искусств. 1921. Холст, масло.

В 1900 году после окончания обучения в студии Константин Кузнецов совершил первую поездку в Бретань. Путешествие определило его симпатии к этому региону, и с тех пор художник возвращался в Бретань множество раз на протяжение трех десятилетий.
IMG-1042
Фрагмент. Мост Каррузель. 1920-е. Холст, масло.

Сначала художник жил в районе Клиши, затем обосновался на Монпарнасе. Доходы от предприятия в Нижнем Новгороде позволяли ему не стесняться в средствах. Константин Кузнецов арендовал одну из лучших мастерских, которая принадлежала ранее художнику Люсьену Симону.
IMG-1038
Фрагмент. Мост искусств. Начало 1920-х. Холст, масло.

Характер и финансовое положение художника, а также жесткие принципы и невероятная требовательность к самому себе отделяли его от коллег и знакомых. Кузнецов располагал значительными средствами, и это отчасти являлась барьером между ним и жителями Улья и Бато-Лавуар, которых роднили не только художественные поиски, но возраст, схожее материальное положение и увлечения.
IMG-0899
Фрагмент. Сена. Трокадеро. Около 1928. Холст, масло.

В связи с рождением в семье Кузнецовых первенца – дочери Елены в 1902 – художник несколько лет не путешествовал на далекие расстояния. В 1901–1905 годах он работал в парижских пригородах – Буживале, Буа-ле-Руа, Сель-Сен-Клу, Везине. Созданные в окрестностях Сены произведения стилистически близки к классическому импрессионизму, наполнены радостью жизни. Этюды и портреты этого времени объединяет пленэризм, светлая палитра, крупные раздельные мазки, свободное композиционное кадрирование. Многие критики отмечали «импрессионистичесий» стиль Кузнецова.
IMG-0970
Аллея у реки. Начало 1900-х. Холст, масло.

Александр Бенуа, подчеркивал созвучность работ художника этого периода стилю мастеров «группы Дюран-Рюэля», имея в виду прежде всего Моне и Сислея. С 1903 года Кузнецов начал выставлять работы в Московском Товариществе – по приглашению Виктора Борисова-Мусатова.
IMG-0911
Площадь Согласия. Вторая половина 1920-х. Холст, масло
.
IMG-1033
Фрагмент. Площадь Согласия. Вторая половина 1920-х. Холст, масло.

К 1910-м художник выработал собственный стиль и особый тип картины. Он располагал мольберт в таких точках, которые естественным образом создавали впечатление обзора с высоты птичьего полета: например, с холма на окрестные поля или с берегового откоса на море. Художественными средствами мастер передавал восхищение безграничностью земли, космологическое понимание ее ландшафта.

Константин Кузнецов часто писал один и тот же мотив в разные времена дня и года, как это делали импрессионисты. Однако одновременно он работал только над одной картиной, его произведения разделяли по меньшей мере день, а иногда месяцы и даже годы. Принцип работы на пленэре был для него основополагающим.
IMG-0986
Дорога в Виль-Пишар. Около 1916. Холст, масло.

Благополучное до 1917 года финансовое состояние позволило Кузнецову не думать о продаже своих полотен. Он писал по велению души и исключительно для себя. Это определило важное качество его творчества – внутреннюю свободу.
IMG-0982
Вид на Пленёф. Около 1911-1918. Холст, масло.

«Очевидно, что в живописи он следует за движениями своей души. Его кисть воплощает его внутреннее видение мира, он выражает импульсы своего сердца, которые возникают от восприятия природы в конкретный час в конкретную погоду», – писал о нем художник и искусствовед Андре Маршан.
IMG-1027
Мост Каррузель. 1920-е Холст, масло.

С началом Первой мировой войны положение художника стало меняться: в 1916 году он отдал часть собственных капиталов на содержание российской армии, в 1918 были конфискованы семейные предприятия в России. После революции он отказался сдать паспорт гражданина Российской империи, предпочтя остаться фактически человеком без гражданства. С начала 1920-х годов Кузнецов был вынужден существенно сократить поездки на пленэр и работал преимущественно в Париже, который стал лейтмотивом его творчества.
IMG-0961
Сена. Институт Франции. Конец 1920-х. Холст, масло.

К изображению города художник приступил в 59 лет, спустя почти три десятилетия после того, как впервые увидел его. Он находит собственное ви́дение города: Париж на его полотнах кажется вечным, вневременным. Художник исключает детали, которые могли бы указать на конкретность часа дня, сезона, эпохи, освобождает урбанистический пейзаж от жанровых элементов – толпы пешеходов, автомобилей. Он работает преимущественно на набережных, откуда открываются виды на остров Сите и собор Нотр-Дам, на мосты, перекинутые через реку.
IMG-0955
Мост Каррузель. Вторая половина 1920-х. Холст, масло.

Жизненные перипетии открыли для мастера выразительность драматизма и диссонансов. Со второй половины 1920-х годов эмоциональность его работ обостряется. Художник выбирает контрастирующие цвета, пишет резкими ударами кисти, сгущает настроения тревожности и беспокойства. Он приходит к тому, что можно было бы назвать вариантом экспрессионизма в живописи.
IMG-0929
Остров Сите. Старые шлюзы. Первая половина 1920-х. Холст, масло.

В 1932 году критик Тьебо-Сиссон написал: «Кузнецов – это старый борец, который не слагает своего оружия и держит крепко, высоко подняв голову, до конца, знамя импрессионизма».
IMG-1040
Фрагмент. Мост Руаяль. Начало 1920-х. Холст, масло.

Обратите внимание на такой коричневатый оттенок неба. Это не закрашенный холст. В 20-е годы художник сам покупал и грунтовал холсты. Отчасти это было связано с материальным положением самого живописца. В итоге получились удивительные работы. Увы, фотография не передает полностью этого ощущения. С этими полотнами надо общаться лично.

Кузнецов скончался в 1936 году в тесных комнатах на улице Буасоннад, куда семья была вынуждена переехать в 1931 году из просторных апартаментов бульвара Монпарнас.
IMG-0921
Левый берег: вокзал Орсе. Сена у моста Сольферино. Конец 1920-х – середина 1830-х. Холст, масло.

В 1937 на Осеннем салоне прошла его посмертная выставка. «Он привнес в импрессионизм, от которого отталкивался, личностную поэзию и превратил свой реализм в мощный лиризм», – писала тогда хранитель Лувра Мишель Флорисоон.
IMG-0917
Вид на Нотр-Дам и остров Сите в закатном освещении. Вторая половина 1920-х. Холст, масло.

Приходите в залы Третьяковской галереи, чтобы насладиться французским импрессионизмом, прошедшем через призму русской души. Здесь вы увидите огромные просторы затянутые туманной дымкой. Природа Бретани, море и Париж все будет здесь напоминать о величие природы и об ушедшем времени. О прекрасной эпохе начала XX века. Музей ждет вас. Его двери снова открыты для встречи с прекрасным. Не упустите свой шанс открыть для себя новую страницу в мире живописи и импрессионизма с русской душой.


Выставка продлится до 14 марта 2021 года.

Адрес: Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12, 2 этаж.
Время работы: Вторник, среда, воскресенье - 10:00 - 18:00
Четверг, пятница, суббота - 10:00 - 21:00.
Цена билета: 400 руб; льготный 250 руб.
Посещение экспозиции организовано по сеансам, каждые полчаса с 10:00 до 16:30 / 19:30

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.
Tags: ГТГ, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГТГ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments