mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка Роберт Фальк - отчёт.

В Третьяковской галерее проходит монографическая выставка выдающегося живописца, классика отечественного искусства ХХ века, одного из лидеров «Бубнового валета», знаковой фигуры времен оттепели — Роберта Рафаиловича Фалька (1886–1958).
photo-2021-02-01-20-19-47

В экспозиции представлены около 200 лучших произведений художника из 19 музейных собраний, включая зарубежные, и 24 частных коллекций. Настоящий проект — первая ретроспектива такого масштаба, которая наиболее полно представляет творческий путь художника — от ранних импрессионистических работ 1905–1909 годов до произведений 1950-х.
photo-2021-02-01-20-19-40
Автопортрет. 1906. Холст, масло.
Роберт Рафаилович Фальк родился в 1886 году в Москве в состоятельной еврейской семье. Роберту прочили медицинское образование, но он увлекся музыкой и рисованием.
photo-2021-02-01-18-27-46-5
Автопортрет на фоне крыш. 1909. Холст, масло.
С 1905 по 1912 год Фальк учиться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В первые два года обучении в училище Фальк уже профессионально осваивает опыт русского импрессионизма.
photo-2021-02-01-18-27-46-2
Ляля Фальк. 1905. Холст, масло.

В декабре 1911 года участвует в выставке общества «Бубновый валет» в течении выставки была продана только одна работа. Это картина Фалька «пейзаж с красной дорожкой». Примитивизм, определивший характер первых выставок «Бубнового валета», проявился в фальковских работах 1911-1912 годов.
photo-2021-02-01-20-19-44-2
Пейзаж. 1913. Холст, масло.

«В этот период любил яркие, контрастные сочетания, обобщенные выразительные контуры, даже подчеркивал их темной краской. Теперь мне кажется, что я изживал в то время мои детские впечатления от сундучка и одеяла кухарки».
Автобиография. Роберт Фальк.
photo-2021-02-01-20-19-44-3
Натюрморт с красными и синими цветами (Натюрморт с бумажными розами). 1912. Холст, масло.
В 1912-1913-м примитивизм сочетается с первыми подходами к осмыслению Сезанна и с умеренным кубизмом. Фальковский вариант кубизма – живописна кубизации света и пространства, в отличие от пафоса материи, которым поражали бубнововалетовские холсты Или Машкова и Петра Кончаловского.
photo-2021-02-01-20-20-37
Крым. Пиромидальный тополь. 1915. Холст, масло.
Сдвиги форм для Фалька – не столько анализ предмета, выявление его не видной глазу структуры, передача взгляда на него одновременно с разных сторон, как в классическом французском кубизме, сколько средство взаимопроникновения объёмов и пространства.
photo-2021-02-01-18-27-46-8
Натюрморт с фикусом. 1913. Холст, масло.
На смену декоративизму приходит углубленно станковый подход, образцом которого служит Сезанн. Завершают бубнововалетское десятилетие работы, группирующиеся вокруг «Красной мебели» (1920), важнейшего произведения позднего кубизма Фалька.
photo-2021-02-01-18-27-39-3
Красная мебель. 1920. Холст, масло.
1922 год Фальк считал переломным в своем творчестве. Он писал: «Я все более и более смотрю назад к старым мастерам». В работах 1922-1924 годов Фальк словно следует стремлению Сезанна создать из нового искусства «что-то такое же прочное и вечное, как искусство музеев».
photo-2021-02-01-18-27-40-4
У пианино. 1917. Холст, масло.
Если первая половина 1920-х отмечена творческим подъемом, то в 1925-1928 годы традиционно и обоснованно вслед за самим художником определяются как период кризиса в его живописи. Однако это было время наибольшей социальной устойчивости и признания: Фальк – профессор, декан живописного факультета Вхутеина.
photo-2021-02-01-20-20-17-6
Портрет К.К. Алексеевой. 1919. Холст, масло.
Стремление к созданию нового «искусства музеев» начало опасно совпадать с государственной перестройкой искусства. Нужна была радикальная перемена, и она последовала – в 1928 году Фальк отправляется в длительную творческую командировку во Францию.
photo-2021-02-01-18-27-40-2/>
Дама в красном. 1918. Холст, масло.
Георгий Костаки вспоминал: «Мне казалось, что от кубизма, которым Фальк увлекался, он должен был бы перейти к авангарду. На мой взгляд, он был в числе 25-30 художников, которые стояли на платформе, ожидая поезда в будущее. Однако по неизвестной причине, Фальк, в этот поезд не сел, так и остался стоять на платформе».
photo-2021-02-01-20-20-17-7
Портрет Л.Я. Зевина. 1922. Холст, масло.
photo-2021-02-01-18-27-39
Женщина в белой повязке. 1922-1923. Холст, масло.
За время долгой командировки Фальк побывал в Берлине, Бретани, на Корсике, в Арле и Экс-ан-Провансе, но больше всего работал в Париже. В произведениях французского периода особенно важны две тенденции.
photo-2021-02-01-20-20-17-4/>
Мост у старой тюрьмы. 1936. Холст, масло.

Во-первых, появляются близкие к экспрессионистской стилистики не натурные картины. В смысловом и формальном отношении они связаны с композицией «Свадьба мертвецов» (1922-1925), написанной при работе над спектаклем «Ночь на старом рынке» для Московского ГОСЕТа (Московский государственный еврейский театр).

Фрагмент. Свадьба мертвецов. 1922-1925. Холст, масло.

photo-2021-02-01-20-20-17-3
Солнце в море. Бретань. 1934-1935. Холст, масло.

Во-вторых, в пейзажах видно влияние импрессионизма, который Фальк в эти годы заново открывает для себя.
photo-2021-02-01-20-20-16
Бретонка (жена рыбака). 1935. Холст, масло.
И для нас эти работы были неожиданностью. Мы окрыли для себя нового Фалька. А самое интересное, что сейчас проходит выставка «Константин Кузнецов» в Третьяковской галерее, и зритель может сравнить Париж и Бретонь глазами двух русских художников.
photo-2021-02-01-20-20-17-2
Париж. Пасмурный день. Сера площадь. 1935. Холст, масло.
«Когда Фалька спрашивали некоторые знакомые, почему он, прожив столько лет в Париже, вернулся в Советский Союз именно в 1937 году, Фальк молча пожимал плечами и вскидывал на вопрошающего взгляд своих синих глаз. «Не стоит объяснять людям, что такое тоска по родине, ностальгия. Ведь кто понимает, тот не спрашивает, а кто не спрашивает, тот сам понимает».
Ангелина Щекин-Кротова. Лирические комментарии к выставке Роберта Рафаиловича Фалька.

Автопортрет в красной феске и желтом шарфе. 1936.
Эскиз к «Автопортрету в красной феске». 1936. Картон, масло.

В конце 1937 года Фальк возвращается на Родину. При содействии своих друзей-«бубновалетовцев» и героя Советского Союза летчика Андрея Борисовича Юмашева получает мастерскую в мансарде дома Перцова.
photo-2021-02-01-20-20-07-4
Красный кабачок. 1934-1935. Холст, масло.
В годы войны художник работает в эвакуации в Самарканде. В послевоенные годы больше всего пейзажей написано Фальком в северном Подмосковье: Хотькове, Загорске, Абрамцеве, Репихове. Вслед за Сезанном он любил «светло-серую» погоду, идеальную для его концепции пейзажа, погруженного «в атмосферу, как тело в воду».
photo-2021-02-01-20-20-07-7
Портрет А.Г. Габричевского. 1953. Холст, масло.
В послевоенный период сделаны портреты выдающихся соременников: Соломона Михоэлс, Виктора Шкловского, Ксении Некрасовой и множество женских портретов в характерном для Фалька «возвышенном» регистре.
photo-2021-02-01-17-27-57-2
В белой шали (Портрет А.В. Щекин-Кротовой). 1947. Холст, масло.
«После смерти Фалька я показала одному французскому писателю (Роже Гароди) картины Фалька начина с 1900-х и кончая 1950-ми годами. Он проел у меня целый день. Рассказывала ему все, что знала о Фальке, о его судьбе. Уходя Гароди долго стоял перед моим портретом «В белой шали». «как странно, - тихо сказал он. – Я узнал Вас только благодаря живописи Фалька. Признаюсь, что без нее я на Вас не обратил никакого внимания. Вам не трудно жить с Вашими портретами, написанными Вашим мужем, ведь до них приходиться?» Позже в своей статье о Фальке он написал» Кто знает, не является ли образ, созданный художником, как бы высшим идеалом, к которому должна стремиться модель, стараясь дорасти до идеала. Фальк заставляет человека стать тем, кого увидел в нем художник. Всякое большое искусство, отражая людям высший образ их мира их самих, помогает им осознать свою власть над природой и над собой и бросает им вызов превзойти себя. Речь идет не о мистике, а просто о человечности и любви».
Ангелина Щекин-Кротова. Лирические комментарии к выставке Роберта Рафаиловича Фалька.
photo-2021-02-01-17-27-54
Автопортрет в красной феске. 1957. Холст, масло.
Последнюю работу Фальк написал за год до смерти. Это автопортрет «В красной феске». Это как бы итог жизни, полной тревоги, печали, страданий человека трудной, н не сломавшей его судьбы. Первая попытка написать такой портрет испугала художника и мен. В нем была какая-то безысходность. Автопортрет он хотел сделать «по-хорошему важным», значительным. Все спрашивал мен, получается ли это. Говорила: «Ты добрее», но он не хотел доброты, мягкости. Сначала воротник был застегнут, а потом Фальк быстро перешел к артистической небрежности расстегнутого ворота. Сначала на фоне не было картинки, потом появилась (прибил к стене), потом опять убрал. Одно время для этой цели взял у знакомых овальную рамку темного золота со старинной фотографией, но было через чур изысканно. Потом Фальк разыскал свою любимую турецкую феску, в которой не раз писал себя в Париже, и водрузил себе на голову. Ее звучное пятно как бы собирает в единый кулак коричневую мглу фона и куртки, противостоит этой мгле и озаряет бледное лицо. Писал долго с перерывами, но бросить не мог и довёл до конца.
Ангелина Щекин-Кротова. Лирические комментарии к выставке Роберта Рафаиловича Фалька.
photo-2021-02-01-20-19-37
Портрет С.М. Михоэлса. 1947-1948. Холст, масло.
Приходите в музей познакомиться творчеством Роберта, который стал посредником между европейской живописью и русским искусством 1910–1920-х, с одной стороны, и зарождающимся искусством периода оттепели, «нонконформизмом» — с другой, потому что для многих неофициальных художников он был классиком, через которого осуществлялся контакт с настоящими живописными традициями. Музей ждет вас.

Выставка продлится до 23 мая 2021 года.

Адрес: Крымский Вал, 10. Новая Третьяковка, залы 39–39-42
Проезд до ст. метро "Парк культуры" или "Октябрьская".
Режим работы: вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00
четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00
(кассы прекращают работать за час до закрытия музея)
выходной — понедельник.
Цена билета: Взрослый - 500 руб. Льготный - 300 руб, 250 руб, бесплатно. Подробнее тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.
Tags: ГТГ, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГТГ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments