mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка "Бенуа и его «Мир Искусства»" - отчёт.

В Государственной Третьяковской галерее проходит выставка «Бенуа и его «Мир Искусства»». Выставка входит в цикл сменных экспозиций «Художник и время» и продолжает знакомить зрителей с вехами в развитии русского рисунка XVIII — начала ХХ века на материале графической коллекции Третьяковской галереи.
IMG-0576
Эскизы оформления книги А.Н. Бенуа «история живописи всех времен и народов». 1912-1913.
Настоящая экспозиция посвящена деятельности художественного объединения «Мир искусства» и приурочена к юбилею его основателя и лидера А.Н. Бенуа, блестящего историка-исследователя, художественного критика и публициста, общественного деятеля и художника, который оставил след в истории театра, книжной и станковой графики.
IMG-0584
А.Н. Бенуа. «история живописи всех времен и народов». Т.1-4. СПб., 1912-1916.
Новое художественное общество возникло в Санкт-Петербурге и первоначально соединило нескольких молодых художников и лиц, имевших разное, не всегда художественное образование (Александр Бенуа учился на юридическом факультете Петербургского университета. Сергей Дягилев и Дмитрий Философов — юристы по первому образованию, окончившие Петербургский университет).
IMG-0586
Лев Бакст. «Звезды». 1901. Заставка для статьи Б.В. Розанова «Звезды» в журнале «Мир искусства». 1901. №8.
В 1894 году Александр Бенуа начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав раздел о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». В 1896—1898 годах и 1905—1907 годах он работал во Франции. Он стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», участвовал в новом художественном издании, имевшем то же название журнал «Мир искусства». Журнал был основан, когда Бенуа отсутствовал, процессом руководил Дягилев.
IMG-0588
Виктор Борисов-Мусатов. Композиция с растительным орнаментом. 1905.
Эскиз обложки к журналу «Мир искусств» (1905 №1). Не издано
.
Журнал занимал ведущие позиции в России в области «нового искусства» и предоставлял читателям широкие возможности для знакомства с мировой художественной жизнью тех лет (статьи и заметки А. Н. Бенуа, И. Э. Грабаря, С. П. Дягилева, В. В. Кандинского, отрывки из сочинений видных западных теоретиков искусства, обзоры иностранных изданий, воспроизведения выставочных экспозиций, репродукции современной русской и западноевропейской живописи и графики).
IMG-0569
Александр Бенуа. «За ним несется Всадник Медный…». Эскиз-вариант.
Понятие «Мир искусства» включает целый комплекс явлений — журнал, выставки и художников, которые объединились вокруг издания журнала и составили его редакцию. Коллектив единомышленников образовался на основе петербургского кружка, по инициативе А. Бенуа, для совместного изучения искусства. В него входили молодые художники, литераторы, музыканты. К первоначальному ядру «Мира искусства» — А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, Д. Философов, В. Нувель, А. Нурок — позже примкнули М. Добужинский, А. Остроумова-Лебедева, Е. Кругликова.
IMG-0590
Валентин Серов. Петр I. Иллюстрация для издания И.Н. Кнебеля «Картины по русской истории» (Москва, 1908).
Александр Бенуа писал: «Я считаю, что под "Миром искусства" следует подразумевать не то или другое или третье в отдельности, а все это вместе или вернее некий коллектив, который жил своеобразной жизнью, особыми интересами и задачами, старался разными средствами воздействовать на общество, пробудить в нем желаемое отношение к искусству, понимая это в самом широком смысле...»
IMG-0575
Александр Бенуа «В гранит оделася Нева…». Эскиз иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».
Рисунок опубликован в журнале «Мир искусств». 1904 №1.

В круг любимых тем и образов мирискуссников входили «путешествия» во времени и пространстве европейского искусства, далекие эпохи, которые, благодаря стилизации форм и обращению к историческим техникам, звучали «эхом прошедшего времени» в их произведениях. Одной из важнейших тем был Петербург, эстетическая уникальность этого города и специфика его архитектурного ансамбля.
IMG-0619
Евгений Лансере. Никольский рынок в Петербурге. 1901.
Однако, кроме отдельных мастеров и целых периодов в искусстве прошлого, мирискуссники пересмотрели отношение к некоторым видам художественного творчества, которые в то время считались прикладными и не достойными внимания.
IMG-0621
Филипп Малявин. Коллекционер Д.В. Высоцкий. Начало 1910-х.
Именно художникам объединения принадлежит честь возрождения графики как особого вида искусства, а их деятельность в области печатной графики можно назвать подлинной революцией.
IMG-0623
Валентин Серов. Портрет В.О. Гиршмана.1903.
IMG-0625
Константин Сомов. Портрет Г.Л. Гиршман. 1915.
Классический период в жизни объединения пришёлся на 1900—1904 годы — в это время для группы было характерно особое единство эстетических и идейных принципов. 24 февраля (8 марта) 1900 года в редакции журнала «Мир искусства» состоялось собрание участников выставок журнала, на котором присутствовали следующие художники: Л. Бакст, А. Бенуа, И. Билибин, И. Браз, И. Вальтер, Ап. Васнецов, Н. Досекин, Е. Лансере, И. Левитан, Ф. Малявин, М. Нестеров, А. Обер, А. Остроумова, В. Пурвитис, Ф. Рушиц, С. Светославский, К. Сомов, В. Серов, Я. Ционглинский, а также издатель-редактор журнала С. Дягилев. Были выработаны главные основания организации будущих выставок и избран распорядительный комитет по устройству следующей, уже третьей, выставки в январе — феврале 1901 года; в него вошли В. Серов, А. Бенуа и С. Дягилев. Иллюстрированный журнал «Мир искусства» выпускался издательством Голике и Вильборг, обеспечившим высокое качество печати иллюстраций.
IMG-0627
Валентин Серов. Портрет В.В. фон Мекка. 1901.
После 1904 года объединение расширилось и утратило идейное единство. В 1904—1910 годах большинство членов «Мира искусства» входило в состав «Союза русских художников». На учредительном собрании 19 октября (1 ноября) 1910 года художественное общество «Мир искусства» было возрождено (председателем избран Н. К. Рерих).
IMG-0725
Николай Рерих. Путивль. 1908.
Эскиз в числе четырёх других был исполнен по заказу С.П. Дгилева. Однако сценическое воплощение получила только хореографическая сюита «Половецкие пляски». Полностью в оформлении Рериха опера была поставлена лишь в 1914 году в театре Друри-Лейн в Лондоне, для этой постановки художник переработал свои ранние эскизы.
IMG-0719
Николай Рерих. Половецкий стан.1908. эскиз декорации к хореографическому номеру «Половецкие пляски на музыку из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь». Антреприза «Русские балеты Сергея Дягилева».
IMG-0642
Лев Бакст. Портрет З.Н. Гиппиус. 1906.
IMG-0645
Лев Бакст. Автопортрет. 1906.
IMG-0647
Лев Бакст. Портрет К.А. Сомова. 1906.
Исполнен для журнала «Золотое руно». 1906. №2

Константин Андреевич Сомов – художник, участник объединения «Мир искусств».
IMG-0651
Константин Сомов. Портрет М.В. Добужинского. 1910
Мстислав Валерианович Добужинский – русский художник, мастер городского пейзажа, участник объединения «Мир искусства».
IMG-0655
Константин Сомов. Портрет А.А. Блока. 1907. Исполнен для журнала «Золотое руно». 1908. №1.
Александр Александрович Блок – известный русский поэт, писатель, публицист, драматург, переводчик. Один из крупнейших представителей русского символизма.
IMG-0711
Зинаида Серебрякова. Портрет художника Д. Бушена в маскарадном костюме. 1922.
Дмитрий Дмитриевич Бушен – живописец, график, сценограф.
IMG-0714
Зинаида Серебрякова. Портрет Е.Н. Гейденрейх в белом парике. 1924.

Екатерина Николаевна Гейденрейх – балерина Государственного академического театра оперы и балета, педагог. Одна из основателей и первый художественный руководитель Пермского хореографического училища.

В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904), едва ли не единственная его крупная работа для детей. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником.
IMG-0786
Александр Бенуа. Азбука в картинках Александра Бенуа». Санкт-Петербург: Экспедици заготовления государственных бумаг, 1904.
«Азбука» получила цензурное разрешение 24 октября 1904 года, производственный цикл по её изданию занял примерно полгода. По некоторым сведениям, 34 хромолитографии с золотом и серебром были отпечатаны в сотрудничестве с типографией И. Кадушина. На книгу была установлена высокая розничная цена — 3 рубля. Тираж составил 2500 экземпляров.
IMG-0788
Александр Бенуа. Буква «Л». Лес. Луна. Лешие. 1904.
Эскиз вариант иллюстрации для книги «Азбука в картинках Александра Бенуа». 1904.
В 1922 году вышла крупнейшая графическая работа Бенуа за годы революции — альбом «Версаль», где акварели художника сопровождаются его же текстом. В издание включены 26 акварелей художника; помимо этого, вступительную статью и список рисунков сопровождают заставки и концовки — они отпечатаны в технике цинкографии. Бенуа оформил также титульный лист с заставкой аллегорического содержания и девизом Людовика XIV «Nec pluribus impar» («Не уступающий и множеству») и иллюстрированную обложку.
IMG-0677
Александр Бенуа. Король. 1906.

Версаль был одной из любимых тем художника. В основе данной работы — многочисленные натурные наблюдения: ещё в октябре 1896 года Бенуа совершил свою первую поездку в Париж, где зарисовал виды Версаля, положившие начало его знаменитым версальским сериям.
IMG-0674
Александр Бенуа. Версаль. Ваза. 1926.

Версаль для Бенуа — олицетворение гармоничного единения человека, природы и искусства. В статье, предваряющей альбом, он так формулирует эту важную для него мысль: «…Версаль — не ода королевской власти, а поэма жизни, поэма влюблённого в природу человечества, властвующего над этой самой природой… монументальный гимн мужественной силе, вдохновляющей женской прелести, объединённым человеческим усилиям для общих целей».
IMG-0668
Александр Бенуа. Водный партер в Версале. Осень. 1905.
После Октябрьской революции (1917 г.) многие его деятели были вынуждены эмигрировать. Объединение фактически прекратило существование к 1924 году. Последняя выставка «Мира искусства» проходила в Париже в 1927 году.

Приходите в музей, чтобы увидеть мир искусства Александра Бенуа во всем его многообразии. Здесь находятся не только произведения самого художника, но и многих его соратников, которые совместно создавали этот мир. Эта выставка ода всему творческому союзу мирискуссников и их времени.

Выставка продлится до 16 мая 2021 года.

Временные правила посещения.

Адрес музея: Лаврушинский переулок, 10.Зал 49-54. Проезд до ст. метро "Третьяковская" или "Полянка".
Время работы: вторник, воскресенье - с 10.00 до 18.00 (кассы и вход на экспозицию до 17.00);
четверг, пятница, суббота, воскресенье - с 10.00 до 21.00 (кассы и вход на экспозицию до 20.00);
выходной - понедельник.
Цена билета: взрослый - 500 руб., льготный - 250 руб. Подробнее тут.
Бесплатно — для лиц до 18 лет и других категорий граждан.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.
Tags: ГТГ, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГТГ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments