mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Category:

Выставка «Александр Иванов. Библейские эскизы. Благовещение» - отчёт.

В Государственной Третьяковской галерее проходит выставка «Александр Иванов. Библейские эскизы. Благовещение». Это начало нового проекта, которое будет включать в себя разные экспозиции графики Александра Иванова. Первая из них — «Благовещение» — открывает графический цикл «Библейские эскизы», работе над которым художник посвятил последнее десятилетие своей жизни — с конца 1840-х до начала 1858 года.
IMG-0566
В Третьяковской галерее хранится эксклюзивное собрание графики Александра Андреевича Иванова (1806–1858). Полнота этой коллекции, включающей более 700 самостоятельных листов и около 40 альбомов, позволила сформировать несколько сменяющих друг друга экспозиций, каждая из которых имеет характер мини-выставки.
IMG-0554
Благовестие о рождении Иоанна Крестителя. Бумага, акварель, графитный карандаш.
По замыслу А.А. Иванова, эскизы предназначались для настенных росписей «в особо на то посвященном здании, разумеется, не в церкви». Евангельскую тему — «жизнь и деяния Христа» — должны были окружать ветхозаветные, исторические и мифологические сцены, а также библейские тексты. Композиции росписей складывались в сложную программу — систему параллелей, взаимосвязей и сопоставлений.
IMG-0543
Благовещение. Бумага, акварель, белила, графитный карандаш.
Художественный ансамбль, для которого предназначались росписи, — «Храм искусства», или «Храм философии» — можно отнести к романтическим утопиям. Иванов не закончил свою работу, и отчасти эта незавершенность выявляет грандиозность замысла, его уникальность как в истолковании библейских текстов, так и в стилистике акварельных композиций.
Благовещение. Бумага, акварель, графитный карандаш.
В процессе работы Иванов еще не представлял себе ясно ни архитектуру, ни интерьер здания, в котором они могли бы воплотиться. О вероятном облике будущего сооружения говорит лишь один лист в альбоме — «Портик дорического храма». Этот чертеж, выполненный братом художника, архитектором Сергеем Ивановым, вероятно, представляет собой проект фасада. Поэтому композиции стенных росписей, которые создавал Александр Иванов, мыслились им как плоскости в условном пространстве и не вписывались в конкретные архитектурные формы.
IMG-0476
Рождество Христа (по Евангелию от Луки). Бумага, акварель, графитный карандаш.
Эскиз росписи стены, включающей евангельские ветхозаветные и мифологические сюжеты.

В «Библейских эскизах» выразились художественно-философские поиски Иванова, связанные с важнейшими для него вопросами: о миссии художника, о роли искусства и его воздействии на нравственное и духовное преобразование мира.
IMG-0442
Славословие пастухов. Бумага, акварель, белила, итальянский карандаш.
В первую выставку цикла включены произведения на евангельские сюжеты о чудесных знамениях и событиях, связанных с рождением Иоанна Крестителя и рождением и детством Иисуса Христа. Главные сцены евангельской истории должны были занимать центральные поля отдельных стен здания.
IMG-0504
Иосиф рассказывает сны братьям. Бумага, акварель, итальянский карандаш.
Вокруг этих больших композиций планировалось разместить многочисленные истории из Ветхого Завета, в которых рассказывалось о чудесных благовестиях и пророчествах появления Мессии. Эти сюжеты традиционно интерпретировали как смысловые параллели евангельским событиям.
IMG-0511
Немой Захария перед народом. Бумага, акварель, итальянский карандаш.
Продумывая первые росписи на темы Благовещения и Рождества Христова, Иванов предполагал включить в них — на боковых полях — сопоставимые по смыслу сцены из древней истории и античных мифов. Однако в акварельных эскизах мифологические сюжеты не воплотились и остались лишь набросками в листах с общими композициями росписей стен. Из заметок художника известно, что он стремился избежать «соблазнительной» или «комической сцены», чтобы не нарушить глубоко серьезный тон визуального повествования в будущем храме.
IMG-0480
Валаам указывает звезду. Бумага, акварель, итальянский карандаш.
Акварельные эскизы стоят вне традиционных стилистических норм искусства того времени: они исполнены с исключительной творческой свободой, смелостью и новизной художественных приемов. Эти небольшие по размеру подготовительные работы имеют самостоятельную эстетическую ценность как шедевры акварельной живописи.
IMG-0467
Пророк Исаия с сыном перед царем Ахазом. Бумага, акварель, итальянский карандаш.
Уникальный графический цикл «Библейские эскизы», экспонируемый в непосредственной близости к живописным произведениям, расширяет представление о творческом пути Александра Иванова и позволяет увидеть подлинный масштаб художника.
IMG-0562
«Из Египта воззвал Сына Моего». Бумага, акварель, итальянский карандаш.
Приходите в музей, чтобы прикоснуться к наследию Александра Иванова. Особенно зная, что его акварели появляются в выставочных залах на непродолжительное время. И сейчас как раз оно. Ведь никакая фотография не заменит вам встречи с оригиналом, в который мастер вложил свою душу.


Выставка продлится до 16 мая 2021 года.

Адрес музея: Лаврушинский переулок, 10.Зал 11. Проезд до ст. метро "Третьяковская" или "Полянка".
Время работы: вторник, воскресенье - с 10.00 до 18.00 (кассы и вход на экспозицию до 17.00);
четверг, пятница, суббота, воскресенье - с 10.00 до 21.00 (кассы и вход на экспозицию до 20.00);
выходной - понедельник.
Цена билета: взрослый - 500 руб., льготный - 250 руб. Подробнее тут.
Бесплатно — для лиц до 18 лет и других категорий граждан.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.
Tags: ГТГ, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГТГ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments