mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Category:

Выставка «Придворный костюм середины XIX –начала XX века - отчёт. Часть 1.

В Государственном Историческом музее открылась выставка «Придворный костюм середины XIX –начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа». Совместный проект Государственного Эрмитажа и Исторического музея открывает серию юбилейных выставок, посвящённых 150-летию Исторического музея, которое будет широко отмечаться в 2022 году. Впервые Государственный Эрмитаж представляет в Историческом музее столь масштабный комплекс из своей коллекции – около 50 комплектов костюмов и более 60 аксессуаров.
IMG-3410

Экспозиция посвящена церемониальной и повседневной жизни Русского двора – одного из самых великолепных монарших дворов Европы. В её состав включены произведения живописи и графики, архивные документы, образцы оружия, изделия из драгоценных металлов.
IMG-3215
И.А. Тюрин. Портрет императрицы Марии Александровны. 1880. Холст, масло.

Однако, главными экспонатами станут костюмы и аксессуары, которые подчеркнут мемориальный характер выставки: Государственный Эрмитаж представит одежду и личные вещи российских императоров и императриц, членов императорской фамилии, представителей аристократических семей, придворных дам и кавалеров, служителей высочайшего Двора времени последних Романовых.
IMG-3073

Экспонируемые парадные и повседневные костюмы, утренние, вечерние и бальные платья, военные мундиры – все были исполнены в самых известных модных ателье Парижа, Лондона, Санкт-Петербурга, Москвы, Варшавы.
IMG-3444
Доломан унтер-офицерский лейб-гвардии Гусарского полка. Детский. Россия. Принадлежал великому князю Александр Александровичу.
Доломан унтер-офицерский лейб-гвардии Гродненского полка. Детский. Россия. Принадлежал великому князю Александр Александровичу.

Один из разделов выставки посвящен жизни императорской семьи – Александра III и Марии Фёдоровны. Среди экспонатов представлены 18 платьев Марии Фёдоровны, которая была законодательницей мод среди дам высшего света.
IMG-3334
Венгерка дамская. Принадлежала императрице Марии Федоровне. Россия. 1881-1917 гг.

Каждый наряд императрицы восхищает изяществом силуэта, роскошью тканей, сложностью декора, мастерством исполнения.
IMG-3220
Платье вечернее (визитное). Принадлежало императрице Марии Федоровне. Париж, модный дом Ч. Ворта. 1892-1893 гг.

Стройная императрица великолепно смотрелась в любом костюме. Даже после рождения шестерых детей она сохранила тонкую талию (около 65 см в обхвате), а ее крошечна ножка (35-го размера обуви) своим изяществом была, по выражению журналистов того времени, «достойна башмачка Сандрильоны».
IMG-3321
Туфли императрицы Марии Федоровны. Париж , фирма «Meier». 1880-е гг.

Любимым кутюрье императрицы был Чарльз Фредерик Ворт, создавший для Марии Федоровны не просто платья, а поистине выдающееся произведения искусства. Ворт исполнял заказы для трех российских императриц: Марии Александровны, Марии Федоровны, Александры Федоровны. До наших дней сохранились лишь нарды от Ворта для Марии Федоровны, которая впервые посетила ателье мастера, будучи великой княгиней. По словам Жана Филиппа Ворта, сына великого модельера, российская императрица «осталась одной из наших самых верных клиенток до самой смерти».
IMG-3450
Платье вечернее (визитное). Принадлежало императрице Марии Федоровне. Париж, модный дом Ч. Ворта. 1892-1893 гг.

Известно, что Ворт установил себе правило выезжать на примерки только к супруге Наполеона III, императрице Франции Евгении, остальные дамы должны были сами приезжать в парижское ателье. Для императрицы Марии Федоровны было сделано исключение. Из Парижа в Петербург посылали рисунки и образцы тканей, а платья шили в соответствии с манекеном, сделанным по меркам Марии Федоровны, готовые наряды, тщательно упакованные в дорожные сундуки, отправляли в столицу Российской империи поездом.
IMG-3259
Платье визитное. Принадлежало императрице Марии Федоровне. Париж, модный дом Ч. Ворта. 1882-1884 гг.

Государственный Эрмитаж также впервые демонстрирует чулки Марии Федоровны, которые изготовлялись в тон к платью и обуви.
IMG-3360
Чулки императрицы Марии Федоровны. Франция. Конец XIX века.

IMG-3348
Чулки императрицы Марии Федоровны. Франция. Конец XIX века.

Александр III, в отличие от супруги, не любил светскую жизнь и предпочитал носить военную форму. Штатские костюмы, исполненные в Петербурге, будут показаны публике впервые. Всем одеждам Александр Александрович предпочитал военную форму. И даже во время знаменитого костюмированного бала, устроенного в январе 1883 года во дворце великого князя Владимира Александровича, когда Мария Федоровна предстала перед гостями в роскошной, золотой парчи с меховой оторочкой и усыпанной драгоценностями одежде, стилизованной под костюм русской царицы XVII века, а император был одет в генеральский мундир по форме конной артиллерии.
IMG-3238
Пальто генеральское лейб-гвардии Преображенского полка. Принадлежало императору Александру III. Россия. 1881-1894 гг.

В отдельной выставочной зоне представлены домашняя и утренняя одежда, бельё и личные вещи императора и императрицы.
IMG-3470
Церемониальный халат. Принадлежал великому князю Александру Александровичу. Санкт-Петербург. Середина 1860-х гг.

Особого внимания заслуживает церемониальный комплект, исполненный в 186 году мастерами санкт-петербургской золотошвейной фирмы «Лихачев и сыновья». В его составе халат из серебряного глазета с кушаком и мягкие, отороченные лебяжьим пухом туфли. Это облачение императору пришлось использовать единственный раз в жизни. По сложившейся традиции, халат из серебряной парчи или глазета представитель императорской фамилии надевал перед тем, как войти в спальню своей супруги в первую брачную ночь.
IMG-3468
Церемониальные туфли. Принадлежал великому князю Александру Александровичу. Санкт-Петербург. Середина 1860-х гг.

Помимо императорских костюмов зрители смогут увидеть парадные и бальные наряды княгини З.Н. Юсуповой, графини С.П. Гендриковой и других представительниц аристократических фамилий.
IMG-3120
Платье маскарадное. Принадлежало княгине З.Н. Юсуповой. Санкт-Петербург, мастерская А.Т. Ивановой. 1890 г.

Роскошный костюмированный праздник был устроен великой княгиней Екатериной Михайловной в Михайловском дворце весной 1890 г. Все участники была явились в костюмах словно сошедших с полотен венецианских художников XVI-XVII веков. В собрании Государственного Эрмитажа сохранились два дамских платья участниц этого маскарада, изготовленных в модном ателье А.Т. Ивановой в Санкт-Петербурге. Одно из них принадлежало княгине З.Н. Юсуповой, другое графине С.П. Гендриковой.
IMG-3405
Костюм парадный придворного арапа. Санкт-Петербург, фирма «И.П. Лидваль». 1912-1913 гг.

Наряду с предметами гардероба высокопоставленных особ в каждом зале будут представлены костюмы служителей императорского двора: камер-фурьеров, камердинеров, скороходов, придворных арапов. Многие одежды придворных сохранили на подкладках имена прежних владельцев, что делает их уникальными историческими памятниками.
IMG-3142
Фрагмент. Веер складной с композицией «Колесница Авроры» в окружении амуров». Франция, 1890-е годы.

IMG-3138
Веер складной с изображением композиции «Паломничество на остров Цитеру» по оригиналу Антуана Ватто». Париж, фирма «Faucon». 1870-е

IMG-3273
Трубка курительная в виде головы лайки. Западная Европа (?), Вторая половина XIX века. Пенка, янтарь, резьба.
Принадлежала императору Александру III (?).

IMG-3278
Часы карманные с мужским портретом в футляре, на цепочке с ключом. Женева, фирма «Patek Philippe &Co». Конец XIX века.

Завершающим разделом выставки станет платье для церемонии бракосочетания великой княгини Александры Фёдоровны с императором Николаем II в 1894 году. Но об этом мы расскажем позже.

На эту выставку надо обязательно идти. Ведь эти костюмы практически никогда не покидают Государственный Эрмитаж, да и там выставляются редко. Ведь ткань не любит света, к ней относятся также бережно как и к графике и акварели. Поэтому после выставки все это великолепие снова скроется от глаз посетителей в фондах музея. Музей ждет своих любознательных посетителей.

Выставка продлится до 16 июля 2021 года.

Адрес: Площадь Революции, д. 2/3. Проезд до ст. метро Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд.
Режим работы: Понедельник — воскресенье с 10:00 до 18:00
Пятница и суббота с 10:00 до 21:00
Первый вторник месяца — санитарный день
Цена билета: 500 рублей. Есть льготы. Подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.
Tags: ГИМ, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГИМ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments