mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Category:

Выставка «Придворный костюм середины XIX –начала XX века - отчёт. Часть 3.

Мы продолжаем наш рассказ об удивительной выставке «Придворный костюм середины XIX –начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа», которая открылась в Выставочных залах Государственного Исторического музея.
IMG-3430
Одновременно с «Положением о гражданских мундирах» от 27 февраля 1834 г. утверждается «Описание дамских нарядов для приезда в торжественные дни к Высочайшему двору». По-видимому, эти наряды вводились впервые (в указе от 11 марта 1831 г. о них не упоминалось).
IMG-3008
Платье придворное парадное императрицы Марии Федоровны.
Санкт-Петербург, ателье «Изамбар Шансо» («Izambard Chayceau»), вышивка – мастерская «А. Ламан»(?) 1880-е.
Бархат, шелк, золочена нить, бить, канитель, металл; ручная и машинная работа, золочение, золотное шитье.

Изамбар Шансо – глава петербургской модной мастерской дамского платья конца XIX – начала XX веков, выполнявшей парадные придворные шлейфы. Именно эта мастерская получила почетный заказ на изготовление нескольких платьев императрицы Марии Федоровны для коронационных торжеств 1883 года. В их числе было и данное платье. Коронационные платье императрицы от «Izambard Chayceau» хранится в Музеях Московского Кремля
IMG-3399
Фрагмент. Платье придворное парадное императрицы Марии Федоровны.
Такой наряд состоял из бархатного вечернего платья, имевшего разрез спереди к низу от талии, который открывал юбку из белой материи, «какой кто пожелает». По «хвосту и борту» платья шло золотое шитье, «одинаковое с шитьем парадных мундиров придворных чинов». Аналогичное шитье полагалось «вокруг и на переди юбки».
IMG-3398
Фрагмент. Платье придворное парадное императрицы Марии Федоровны.
IMG-2995
Фрагмент. Платье придворное парадное императрицы Марии Федоровны.
Платье гофмейстерины имело малиновый цвет, платья статс-дам и камер-фрейлин—зеленый, платья фрейлин — пунцовый. Такие же парадные платья полагались наставницам великих княжон (из синего бархата), фрейлинам великих княгинь (как у фрейлин царицы, но с серебряным шитьем) и фрейлинам великих княжон (из светло-синего бархата).
IMG-3397
Фрагмент. Платье придворное парадное императрицы Марии Федоровны.
IMG-3388
Фрагмент. Платье придворное парадное императрицы Марии Федоровны.
IMG-2998
Фрагмент. Платье придворное парадное императрицы Марии Федоровны.
Нормировался и головной убор придворных дам: замужние должны были «иметь повойник или кокошник», а девицы «повязку», — в обоих случаях произвольного цвета, с белой вуалью. Описанный наряд получил название «русского платья».
IMG-3002
Фрагмент. Платье придворное парадное императрицы Марии Федоровны.
IMG-3000
Фрагмент. Платье придворное парадное императрицы Марии Федоровны.
IMG-3003
Фрагмент. Платье придворное парадное императрицы Марии Федоровны.
IMG-2999
Фрагмент. Платье придворное парадное императрицы Марии Федоровны.
К началу XX в. наряд придворных дам несколько трансформировался. В «Придворном календаре» он описывается так: платье белого атласа, оставлявшее открытыми оба плеча; бархатный шлейф тех же цветов, как это устанавливалось в 1834 г.; на голове кокошник из того же бархата, а у девиц — повязка.
IMG-3391
Фрагмент. Платье придворное парадное императрицы Марии Федоровны.
IMG-3392
Фрагмент. Платье придворное парадное императрицы Марии Федоровны.
IMG-3394
Фрагмент. Платье придворное парадное императрицы Марии Федоровны.
Попытки регламентации женского парадного придворного костюма и придания ему черт национального характера делались еще во времена Екатерины Великой. Согласно воспоминаниям современников, на придворных балах дамам полагалось быть в «<...> русских платьях, то-есть особливаго покроя парадных платьях <...>». При этом сама Императрица в конце царствования «<...> носила широкие платья с пышными рукавами, напоминавшими старинный русский наряд», – вспоминал граф Сегюр.
IMG-3004
Платье придворное парадное фрейлины императрицы.
Санкт-Петербург, мастерская Ольги Николаевны Бульбенковой. Конец XIX –начало XX века
Бархат, атлас, золоченая нить, бить, фасонные плашки; ручная и машинная работа, золочение, золотое шитье.

IMG-3007
Платье придворное парадное фрейлины императрицы.

В 1791 году журнал «Магазин английских, французских и немецких новых мод» сообщал, что «для балов в торжественные дни и для выездов в знатные и почтенные дома носят дамы: русские платья из объярей, двойных тафт и из разных как английских, так и французских материй, шитые шелками или каменьями, с юбками одинаковой материи или другого цвету; рукава бывают одинакового цвета с юбкою; пояса носят по корсету, шитые шелками или каменьями по приличию платья; на шее носят околки или род косынок на вздержке или со складками из блонд или из кружева, на грудь надевают закладку или рубашечку из итальянского или из простого флеру на издержке, а ко вздержке пришиваются блонды или кружева»
IMG-3010
Фрагмент. Платье придворное парадное фрейлины императрицы.
Специальный указ 1834 года узаконил характер парадного женского костюма. Цвет бархата и узор золотого или серебряного шитья определялись рангом владелицы.
IMG-3015
Фрагмент. Платье придворное парадное фрейлины императрицы.

Приезжающим ко Двору дамам предоставлялось право иметь платья различных цветов и различного шитья и с различным шитьем, кроме узоров, предназначенных для придворных дам.

Покрой платья всем по одному образцу: очень длинные откидные рукава с открытой проймой, спускавшиеся почти до колен, подчеркнутая декором и планкой с пуговицами, как в русском сарафане, вертикальная линия центра переда.
IMG-3014
Фрагмент. Платье придворное парадное фрейлины императрицы.

Всем дамам, как придворным, так и приезжающим ко Двору, полагалось иметь «<...> повойник или кокошник произвольнаго цвета с белым вуалем, а девицам повязку, равным образом произвольнаго цвета и также с вуалем».
IMG-3013
Фрагмент. Платье придворное парадное фрейлины императрицы.

Двадцать пятого марта 1834 года в одном из своих писем в Москву фрейлина Высочайшего Двора Л. С. Шереметева написала о подготовке бала в честь присяги наследника престола: «Мы все будем в Русских платьях, т. е. дамы будут одеты в чем-то вроде сарафанов, но из легкой материи, а на голове будут розаны в виде кокошника Молодыя дамы (танцующия) в гирляндах из белых розанов. Императрица будет также сама в сарафане. Позднее будет бал в Белой зале Зимняго дворца».
IMG-3012
Фрагмент. Платье придворное парадное фрейлины императрицы.

На левой стороне корсажа был прикреплен соответственно их рангу или шифр (описанный бриллиантами вензель – отличительный знак фрейлины), или «портрет», окруженный бриллиантами (высокое отличие, дававшее звание «портретной» дамы).
IMG-3052
Платье придворное статс-дамы. Санкт-Петербург, мастерская Ольги Николаевны Бульбенковой.
Конец XIX века.
Бархат, атлас, металл, золоченая нить, бить, блестки; ручная и машинная работа, золочение, золотое шитье.

Покрой платья соответствует требованиям к парадному костюму, определенным Указом императора Николая I в феврале 1834 года.

Ольга Николаевна Бульбенкова (1835-1918) – урожденная Суворова, русский модельер, основательница и владелица модной мастерской в Петербурге, известной под названием «Г-жа Ольга». Ее ателье специализировалось на изготовлении дамских придворных парадных костюмов для членов императорской семьи и придворных дам к коронационным торжествам, свадьбам и другим праздникам, когда, согласно протоколу, дамы должны были являться на прием в официальном парадном туалете. Золотошвейные работы велись в мастерской И.Л. Васильева на Екатерининском канале, в женских монастырях и других мастерских. Последний крупный заказ к Императорского двора был исполнен здесь в 1913 году к празднованию 300-летия дома Романовых.
IMG-3054
Фрагмент. Платье придворное статс-дамы.
Вот как описывает хроникер журнала «Всемирная иллюстрация» прием в Зимнем дворце в 1895 году по случаю представления придворных дам Императрице Александре Федоровне: «Великолепная белая Николаевская зала к половине второго часа наполнилась дамами. Тут во всем блеске выказались красота и богатство оригинального русского костюма. Картинность собрания... просилась под кисть художника. Какие тут были роскошные кокошники... какие богатые сарафаны из бархата, шелка, индейских тканей, какие богатые парча, меха на оторочках, цветы, кружево, какое разнообразие цветов и оттенков от темно-зеленых, синих до нежных и светло-зеленых, розовых, лиловых. Среди этого блеска и богатства туалетов, бриллиантов и драгоценных камней и значительной массы красных повязок и красных, вышитых золотом шлейфов фрейлин большого двора – там и здесь расхаживали в своих придворных зашитых золотом мундирах церемониймейстеры с жезлами «<...>»
IMG-3055
Фрагмент. Платье придворное статс-дамы.

Следует отметить, что придворное платье русских дам особенно эффектно выглядело на торжественных приемах при иностранных балах, где требовалась подобного рода одежда. Традиционный обычай требовал лишь от англичанок специального головного убора, состоящего из страусовых перьев. Отличительной деталью придворного костюма был шлейф, прикреплявшийся к плечам при бальном платье.
IMG-3056
Фрагмент. Платье придворное статс-дамы.

«<...> Русские же дамы неизменно привлекали всеобщее внимание красотой и богатством наших национальных платьев. Кокошник, фата, богато вышитое исторического покроя русское платье с шлейфом и большое количество драгоценных камней не могли не производить впечатления», – вспоминала М. П. Бок (урожденная Столыпина) об одном из придворных балов в Берлине начала двадцатого столетия.

Приходите в музей, он ждет своих посетителей, чтобы раскрыть новые страницы истории, позволить прикоснуться к давно ушедшему времени.

Выставка продлится до 16 июля 2021 года.

Адрес: Площадь Революции, д. 2/3. Проезд до ст. метро Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд.
Режим работы: Понедельник — воскресенье с 10:00 до 18:00
Пятница и суббота с 10:00 до 21:00
Первый вторник месяца — санитарный день
Цена билета: 500 рублей. Есть льготы. Подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.
Tags: ГИМ, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГИМ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments