mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка «Как наши годы то летят…» в ГМП -отчёт.

В Государственном музее А.С. Пушкина проходит выставка «Как наши годы то летят…». Настоящий выставочный проект является откликом на последние события в мире, когда многие люди, перешагнувшие рубеж шестидесяти пяти лет, из-за пандемии оказались на долгий срок отрезаны от активной социальной жизни.
IMG-3690
Неизвестный художник. Портрет мужчины в парике. 1720-е-1740-е гг. Холст, масло.
Этой выставкой музей хотел напомнить, что «шестьдесят пять +» – это не закат жизни. Это возраст, в котором человек еще полон сил и творческих устремлений. Свидетельство тому – деятельность выдающихся представителей русской и мировой культуры, живописные и графические портреты которых составили экспозицию.
IMG-3708
Неизвестный художник. Портрет неизвестной дамы в парике из рода Головкиных. Вторая половина XVIII века. Холст, масло.
В состав выставки также вошли портреты неизвестных – «маститых старцев» и женщин, «в летах полной зрелости» еще сохранивших следы былой красоты, запечатленной художниками для будущих поколений.
IMG-3694
К.К. де Местр. Портрет А.В. Суворова. Около 1799. Кость, акварель, гуашь.
«Вы готовите себе печальную старость – сказал князь Талейран кому-то кто хвасталс, что никогда не брал карты в руки <_>. Если определение Талейрана справедливо, то нигде не может быть такой веселой старости, как у нас, в русской жизни карты одна из непреложных и неизбежных стихий»
П.А. Вяземский. Старая записная книжка.
IMG-3701
Неизвестный художник. Портрет неизвестного кавалера ордена Святой Анны. 1770-е – 1880-е. Кость, акварель, гуашь.
На выставке представлены живописные и графические портреты XVIII–XIX веков, которые составляют ядро экспозиции. Одни из них выполнены признанными художниками того времени – П.Ф. Борелем, В.И. Гау, К.К. Гампельном, Б.-Ш. Митуаром; другие – неизвестными мастерами. Большинство людей, изображенных на портретах, – это выдающиеся ученые, художники, скульпторы, литераторы и государственные деятели, прожившие долгую и яркую жизнь.
IMG-3716
Неизвестный художник. Портрет графа А.И. Ушакова. 1740-1744. Холст, масло.
Андрей Иванович Ушаков (1672-1744) – русский военный и государственный деятель, сподвижник Петра Великого, генерал-аншеф, начальник тайной розыскной канцелярии в 1731-1746 годах.
IMG-3723
Неизвестный художник. Фрагмент. Портрет графа А.И. Ушакова. 1740-1744. Холст, масло.
IMG-3719
Неизвестный художник. Фрагмент. Портрет графа А.И. Ушакова. 1740-1744. Холст, масло.
Предметы мебели и декоративно-прикладного искусства позволяют почувствовать атмосферу эпохи, а редкие книжные издания и рукописные материалы того времени воссоздают исторический, нравственный и культурно-бытовой контекст, в котором жили и действовали герои выставки.
IMG-3736
А.Л.Ф. Сержан-Марсо. Портрет М. де Бетюна. 1791. Бумага, лавис цветной, акварель.
В 1572 году 12-летним ребёнком пережил в Париже Варфоломеевскую ночь. С 1594 года, то есть со времени вступления Генриха IV в Париж, Рони занимал первое место в государстве, взяв на себя управление всеми отраслями государственных дел, кроме дипломатических, и получил от короля титул герцога де Сюлли. В 1597 году Сюлли был поставлен во главе финансов, а в 1599 году Генрих назначил его главным смотрителем над путями сообщения (фр. grand-voyer de France). В 1601 году Сюлли был назначен главным начальником артиллерии и инспектором всех крепостей; в 1606 году Генрих наградил его титулом герцога. Честный, бережливый, сурово-прямодушный, неутомимо деятельный, Сюлли удержался во главе управления до самой смерти Генриха IV, несмотря на придворные интриги.

Лавис (фр. lavis — размывка) — разновидность гравюры на металле, основанной на технологии глубокой печати. Считается одной из манер офорта. В технике лависа художник рисует непосредственно на металлической пластине кистью, смоченной в слабом растворе кислоты, который слегка разъедает поверхность металла. В зависимости от времени и силы травления на металле возникают углубления. При глубокой печати — втирании краски по принципу офорта и печатании на влажную бумагу на офортном станке (с цилиндрическим валом) — получается изображение с мягкими контурами и тональными переходами, напоминающее акварель. Изобретателем техники лависа в 1769 году был французский живописец, рисовальщик и гравёр Жан-Батист Лепренс.
IMG-3733
Ф. Велин по оригиналу М.-Л. Нуартер. 1814. Портрет Г.Л. Блюхера. 1818-1824.
Бумага, гравюра цветным пунктиром резцом; акварель, гуашь, белила.

«Двоюродные братья князья Гагарины оба красавцы в свое время, встретились после двадцатилетней разлуки в постороннем доме. Они, разумеется постарели и дург друга не узнали. Хозяин должен был назвать их по имени. Тут они во взаимные объятия. «Грустно, князь Григорий, - сказал один из них, - но судя по впечатлению, которое ты на меня производишь, должен я казаться тебе очень гадок».
П.А. Вяземский. Старая записная книжка.
IMG-3730
Неизвестный художник по оригиналу Д.Г. Левицкого. Портрет И.Г. Голенищева-Кутузова.
Вторая половина XIX века. Холст, масло.

Иван Логгинович Голенищев-Кутузов (1729-1802), русский военно-морской деятель, адмирал (1782), литератор. В 1797-1798 – президент Адмиралтейств-коллегии. По словам одного из офицеров, служивших под его началом «к обширнейшим познаниям сей почтенный муж присовокупил твердость Петра, доброту Елисаветы и вельможничество Екатерины».
IMG-3727
П.Ф. Борель по гравюре-оригиналу А.А. Осипова. 1796. Портрет Е,Р. Дашковой. 1859.
Бумага, бумага китайская, литография.

Екатерина Романовна Дашкова (урожденная Воронцова; 1743-1810)сподвижница Екатерины Великой, сыгравшая значительную роль в дворцовом перевороте 1762 года, приведшем на престол Екатерину II. Первая женщина неимператорского происхождения, занявшая высокие государственные посты – директора Санкт-Петербургской Академии наук и председателя Российской академии; организатор и участник создания первого толкового Словаря русского языка; статс-дама русского императорского двора.
IMG-3739
Неизвестный художник. Портрет барона Л.К. Боде. 1830-е. Картон, масло.
Лев Карлович Боде (1787-1859), участник Отечественной войны 1812 года; обер-гофмейстер, президент Московской дворцовой конторы. Осуществлял общее руководство возведением Большого кремлевского дворца (1849). В 1853 году избран на три года предводителем дворянства Подольского уезда Московской губернии.
IMG-3743
Неизвестный художник. Фрагмент. Портрет барона Л.К. Боде. 1830-е. Картон, масло.
«Старость обыкновенно ворчит на молодёжь; молодость смеётся над стариками <…>. Но при этом не должно бы забывать, что старость <…> имеет за себя опытность. Опытность также наука, добыта часто многими трудами и страданиями. Молодость дорожит наукой и сведениями: почему же пренебрегать ей наукой жизни?»
П.А. Вяземский. Старая записная книжка.</i>
IMG-3744
Неизвестный художник. Фрагмент. Портрет барона Л.К. Боде. 1830-е. Картон, масло.
Большинство героев выставки не ощущали себя «стариками». Богатство внутреннего мира, осознание целостности, полноты и значимости своей жизни давало им на это право. До конца своих дней они сохраняли активную жизненную позицию, а их творческий потенциал продолжал раскрываться не менее ярко, чем в молодые годы. «Дай Бог, – писал на склоне лет П.А. Вяземский, – чтобы в остающиеся мне годы, я <…> мог совершить что-нибудь такое, что и после меня осталось бы добрым обо мне воспоминанием».
IMG-3747
П.А. Оленин и А.А. Василевский по оригиналу А.Г. Варнека. Портрет А.Н. Оленина.
Вторая половина 1820-х. Бумага, акварель, пастель, белила.
Алексей Николаевич Оленин (1763-1843), российский государственный деятель, историк, археолог, художник, государственный секретарь 91814-1827), член Государственного совета (1827-1841). Действительный тайный советник. В 1817 – 1841 годах занимал должность президента Академии художеств; в 1811-1843 годах –директор Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге.
IMG-3755
Портрет графини Е.А. Строгоновой. Начало XIX века. Картон бристольский, акварель, гуашь, белила.
Елизавета Александровна Строгонова (1745-1813) сестра деда Н.Н. Пушкиной. Жена действительного тайного советника барона А.Н. Строгонова, масть графа Г.А. Строгонова. В молодости славилась красотой, блистала на придворных празднествах. По примеру Екатерины II стала одной из первых придворных дам позволившей привить себе оспу.

В XVIII столетии 14–15-летние девочки уже считались невестами. Впоследствии столь ранние замужества вышли из обычной практики и нормальным для брака возрастом стали считаться 17–19 лет. Юноша из дворянской семьи в 16–17 лет заканчивал обучение, чтобы поступить на службу. Два года он еще жил в родительском доме, не располагая собственными средствами, а затем переходил на положение полностью самостоятельного человека.
IMG-3750
В.А. Голике по оригиналу Д.Доу. 1820. Портрет В.А. Всеволжского. После 1820. Холст, масло.
Всеволод Андреевич Всеволжский (1769-1836), отставной гвардии ротмистр, статский советник, камергер, отцом членов общества «Зеленая лампа» А.В. и Н.В. Всеволжских. Человек необычайно деятельный и энергичный, активно занимался предпринимательством. Будучи дворянином, записался купцом 1-й гильдии. В результате этого лишился права нести государственную или выборную службу, но получил возможность торговать. Став одним из самых богатых людей в России, получил прозвище «Петербургский Крез». В аристократическом кругу слыл настоящим русским барином, хлебосолом и театралом.
Серединой жизненного пути было принято считать тридцатилетие – «полдень жизни». Это была «точка равновесия» между еще не ушедшей молодостью и наступившей зрелостью. Однако этот возрастной рубеж имел разное значение для женщины и мужчины. Для первых он был началом увядания, для вторых – расцвета, обретения мудрости и жизненного опыта.
IMG-3758
А.В. Васильев. Портрет А. В. Васильева. 1839. Холст, масло.
IMG-3763
Неизвестный художник по оригиналу Л.С. Миропольского. 1789.
Портрет князя А.А. Вяземского. Конец XVIII века. Холст, масло.

Александр Алексеевич Вяземский (1727-1793), один из доверенных сановников Екатерины II, в качестве генерал-прокурора Сената следивший за расходованием казенных средств, имевший репутацию неподкупного. Пользовался полным доверием императрицы, что позволило ему не только удерживать высший прокурорский пост в течении 29 лет, но и значительно расширить свои полномочия. Почти единолично руководил Тайной канцелярии, через его руки прошли почти все известные политические дела царствования Екатерины II Е. Пугачева, А.Н. Радищева, Н.И. Новикова и других.
IMG-3765
Неизвестный художник по оригиналу Л.С. Миропольского. 1789.Фрагмент.
Портрет князя А.А. Вяземского. Конец XVIII века. Холст, масло.

IMG-3772
Неизвестный художник. Портрет Е.М. Кишкиной, урождённой Скопиной. 1870-е. Холст, масло.

«В сущности, как мало меняется человек! Говорят, что старость есть возвращение к детству: нет, не к детству, а к юности…»
В.П. Боткин – А.А. Фету. 28 августа 1862 года.
П.Ф. Борель по фотографии. Портрет генерала А.П. Ермолова. 1965. Бумага китайская, литография.

Алексей Петрович Ермолов (177-1861), русский военачальник и государственный деятель; герой Отечественной войны 1812 года; главноуправляющий гражданской частью и пограничными делами в Грузии, Астраханской и кавказской губерниях. С началом Крымской войны в конце 1853 года 76-летний Ермолов был избран начальником государственного ополчения в семи губерниях, но принял эту должность только по Москве. В мае 1855 года из-за старости покинул этот пост. С 1857 года и до конца жизни занимал наивысшее положение среди всех полных генералов Российской империи по старшинству пожалования таким чином.
IMG-3785
Неизвестный художник по оригиналу К.А. Зенфа. 1816. Портрет М.Б. Барклая де Толли. 1816-1820. Холст, масло.

«… я не имел понятия о необыкновенной красоте, которую может иметь старость. Ередо мною был <…> прославившийся в государстве Николай Семенович Мордвинов»
Ф.Ф. Вигель. Записки.
IMG-3823
Неизвестный художник по оригиналу Д.Доу. Портрет Н.С. Мордвинова. После 1826. Холст, масло.

Николай Семенович Мордвинов 91755-1845), русский флотоводец и государственный деятель; автор значимых трудов по экономике и финансовой политике, сельскому хозяйству и банковскому делу. Имел репутацию самого либерального человека в царском правительстве. «Мордвинов заключает в себе одном всю русскую оппозицию», - писал А.С. Пушкин. Пользовался большим авторитетом среди декабристов. Единственный из членов Верховного уголовного суда в 1826 году не подписал смертный приговор участникам восстания.
IMG-3811
И.Л. Шульц. Портрет К.Г. Риттера. 1834. Холст, масло.
IMG-3813
И.Л. Шульц. Фрагмент. Портрет К.Г. Риттера. 1834. Холст, масло.

«Окруженный в свете общим уважением и любовью. Крылов дожил счастливо до маститой старости, сохраняя прежний бодрый вид, свою величественную осанку, весёлый, кроткий и приятный нрав, остроумный разговор и самый простой образ жизни…»
П.И. Каменский. Из очерка «Крылов».
IMG-3817
Г.А. Гиппиус. Портрет И.А. Крылова. 1822(?). Бумага желтоватая, литография
.
Иван Андреевич Крылов (1769-1844), русский публицист, баснописец, поэт, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников, которые расходились десятками тысяч экземпляров – неслыханными по тому времени тиражами.
IMG-3809
Неизвестный художник. Портрет пожилой дамы. Начало 1820-х. Холст, масло.
IMG-3832
Неизвестный художник. Портрет Е.М. Кологривовой. 1830-е. Картон бристольский, акварель, белила, лак.
Елизавета Михайловна Кологривова (1777-1845), сводная сестра Александра Николаевича Голицына (1773-1844), обер-прокурора синода, министра просвещения, знакомого А.С. Пушкина. Вследствие физического уродства (была горбата) не вышла замуж и жила вместе с братом. А.Н. Голицын завещал ей свое имение Гаспра в Крыму, где провел последние годы жизни.

Вот такой мы увидели эту замечательную выставку в Государственном музее А.С. Пушкина, где можно увидеть замечательные портреты и познакомиться с людьми из прошлого.

Выставка продлится до 10 мая 2021 года.

Адрес: Пречистенка, 12/2, станция метро «Кропоткинская».
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30);
по четвергам – с 12.00 до 21.00 (касса – до 20.30).
Выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца.
Цена билета: взрослый - 250 руб., льготный - 100 руб.
Семейный билет выходного дня (не более 4-х человек с детьми до 18 лет) - 350 руб.
Подробнее о льготах и бесплатных категориях посетителей тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.
Tags: ГМП, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГМП” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments