mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка «Илья Репин: известный и неизвестный» - отчёт.

В традиционных «репинских» залах постоянной экспозиции в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке проходит выставка «Илья Репин: известный и неизвестный». Произведения «неизвестного» Репина — живописные и графические работы, не участвовавшие в ретроспективе художника на Крымском Валу, проходившей в 2019 году.
IMG-5423
Фрагмент. Портрет Н.И. Пирогова. 1881. Холст, масло.

Выставка связана с проведением масштабных ретроспективных выставок Репина в 2021– 2022 годах в Финской национальной галерее (Художественном музее Атенеум) в Хельсинки и Пти-Пале в Париже, на которые Третьяковская галерея на длительный срок предоставляет большое количество живописных и графических произведений — включая многие работы из постоянной экспозиции.
IMG-5434
Фрагмент. Портрет В.И. Сурикова. 1877. Холст, масло.

Картины «другого» Репина относятся к позднему периоду творчества. Камерная выставка объединяет около 30 картин художника разных лет — живописные и графические произведения из фондов Третьяковской галереи, три женских портрета и евангельскую композицию «Неверие Фомы» (1920–1922) из частных московских собраний, а также эскиз «Сыноубийца» (1909) — поздний вариант картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Государственная Третьяковская галерея) из Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского.
IMG-5464
Фрагмент. Портрет И.Е. Забелина. 1877. Холст, масло.

Осенью 1877 года Репин получил заказ от П.М. Третьякова на исполнение портрета Ивана Егоровича Забелина, археолога и исследователя древней русской истории, вдающегося ученого своей эпохи. Не получивший из-за бедности высшего образования, Забелин добился всего своим трудом, став ведущим историком, одним из основателей Исторического музея в Москве. В конце жизни завещал свою личную коллекцию, библиотеку и все сбережения Историческому музею.
IMG-5461
Фрагмент. Портрет И.М. Сеченова. 1889. Холст, масло.

Выдающийся ученый и мыслитель Иван Михайлович Сеченов был создателем русской физиологической школы, основоположником отечественного научного направления медицинской психологии, почетным членом Императорской Академии наук, чьи труды оказали огромное влияние на естественно-научные представления о человеке.
IMG-5447
Фрагмент. Портрет В.Г. Короленка. 1912. Холст, масло.
IMG-5473
Фрагмент. Портрет М.О. Микешина. 1888. Холст, масло.

Портрет Михаила Осиповича Микешина живописца и скульптора, автора памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, был исполнен Репиным в период полного рацвета его художественного дарования. По выразительности облика и живописной силе это один из лучших портретов Репина. Микешин позировал в затененной глубине мастерской, где игра света и тени воспринимаются тоньше и таинственнее.
IMG-5471
Фрагмент. Портрет И.Н. Крамского. 1882. Холст, масло.

IMG-5468
Фрагмент. Портрет Ю.Б. Репман. 1881.

IMG-5442
Фрагмент. Портрет И.С. Аксакова. 1878. Холст, масло.

IMG-5482
Фрагмент. Портрет Е.О. Нордман с коротким японским мечом в руках. 1912. Холст, масло.

На портрете изображена Евгения Оскаровна Нордман жена Федора Борисовича Нодмана, брата жены Репина, Натальи Борисовны Нодман-Серовой. Евгения Оскаровна в Пенатах была частым гостем, портрет написан в интерьере дома Репина. Молодая дама позирует в кресле, служившим своеобразным «пьедесталом» многим моделям художника. На ней кружевное платье, шляпа с широкими полями, украшенная плюмажем – деталью дамского туалета, настолько востребованной в 1910-х годах в моде модерна, что предложение не успевало за спросом. Об увлечении стилем модерн свидетельствует и короткий японский меч в руках модели: интерес к японскому искусству на рубеже столетий стал одной из особенностей господствующей на рубеже веков эстетики.
IMG-5414
Фрагмент. Портрет Лидии Кузнецовой. 1901. Холст, масло.

На выставке Товарищества передвижников 1902 года зрители увидели портрет работы Репина под интригующем названием «С черным вороном». Необычность наряда модели вызвала повышенный интерес публики: сочетание деталей маскарадного костюма несет символические смыслы, все здесь дышит тайной, загадкой, противоречиями.
IMG-5415
Фрагмент. Портрет Лидии Кузнецовой. 1901. Холст, масло.

На холсте изображена Лидия Николаевна Кузнецова, подруга Татьяны, дочери Репина. Он увидел ее в маскарадном костюме на одном из молодежных вечеров в своей профессорской квартире. Лидия и Татьяна были дружны с детства. Обладавшая живым и деятельным характером Лидия в 1930-х годах помогала Татьяне Ильиничне, эмигрировавшей с большой семьёй во Францию, наладить там жизнь.
IMG-5402
Фрагмент. Портрет В.А. Серова. 1901. Холст, уголь.

В конце 1880-х -1890-е годы в графике И.Е. Репина появляется новая разновидность произведений – портретные рисунки в натуральную величину, исполненные на холсте углем. Предшественником подобных работ был обычный подготовительный рисунок для портрета маслом, наносимый на загрунтованный холст. Волей художника, обнаружившего и раскрывшего его художественные возможности, такой рисунок преобразился в самоценное произведение.
IMG-5411
Фрагмент. Портрет А.И. Введенского. 1888. Холст, уголь.

В 1890-х Репин начал работать на негрунтованном холсте, используя его естественную шероховатую поверхность для фиксации угля, - технику, по своей «сыпучести» родственную пастели. Таким способом был создан ряд выдающихся произведений, разных по своим выразительным характеристикам. Ярким примером является портрет М.К. Тенишевой (1898). Мелкая угольная пыль покрывает поверхность холста, смягчая линии штрихов, создавая густые тени и полутени, тончайшие переливы светлых оттенков, исчезая в начисто выбранных или оставленных нетронутыми местах. Неслучайно подобные работы Репина называли «живописью углем».
IMG-5405
Фрагмент. Портрет княгини М.К. Тенишевой. 1898.
IMG-5493
В осажденной Москве. 1912. Холст, масло.

Картина исполнена Репиным в 1912 году, когда Россия торжественно отмечала 100-летнюю годовщину победы над Наполеоном. Главные юбилейные торжества проходили в день Бородинской битвы 26 августа в Москве и на Бородинском поле. Подготовка к ним и их ожидание создавали особую атмосферу, которая захватила Репина. Он посвятил освобождению Москвы две картины (одна из них хранится в Русском музее), в которых изображает разные эпизоды этого события. Ранее вариант из Третьяковской галереи назывался «Защитники Москвы в 1812 году», в нем воспроизводится обстановка в Москве, оставленной Наполеоном, но еще не принявшей русские войска, когда в течение полутора суток город был в «безвременье» и всевластии толпы.
IMG-5497
Фрагмент. В осажденной Москве. 1912. Холст, масло.

Поздние картины Репина на темы Священного писания написаны плотной, густой пастозной живописью, с использованием многоцветных замесов и приближаются по своей стилистики к энергетическим вибрациям импрессионизма.
IMG-5485
Фрагмент. Неверие Фомы. 1921-1922. Холст, масло.

Что привлекло стареющего Репина к этой теме: размышления о неизбежности смерти, приближение к иной жизни? Обращаясь к евангельским сюжетам, Репин был переполнен эмоциями, его состояние отражалось в волнующе перегруженной, сложной фактуре полотна. «Фому Неверного вытаскиваю на свет. У, какая это драма! И не без жанра».
IMG-5489
Фрагмент. Неверие Фомы. 1921-1922. Холст, масло.

IMG-5487
Фрагмент. Неверие Фомы. 1921-1922. Холст, масло.

Особое место на выставке занимает раздел, посвященный истории шедевра «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», который находится на реставрации с мая 2018 года. Реставрация проходит при поддержке Сбера. Помимо живописных эскизов также представлена мультимедийная программа, раскрывающая историю создания и современный процесс реставрации картины.
IMG-5396
Фрагмент. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1883, 1899. Эскиз одноименной картины.

Трагический эпизод русской истории не отпускал Репина, и два десятилетия спустя после завершения знаменитого полотна он вновь обратился к теме нечаянного убийства: «Я варьировал тему Грозного своего. Сцена происходит в «приемной» (парадный тронный зал). …Стиль, смесь персидского с ренессансом… «Передняя» обставлена дорогими сюрпризами (награбленными большей частью у слабых соседей)… Развращенный до безумия деспот находится уже в следующем периоде своей жизни. Он ревет белугой. Отвратительный жалкий несчастный палач наказ наконец. Он сознал, что убил династию, убил свое царство… Есть Бог, есть историческое возмездие…».
IMG-5385
Фрагмент. Сыноубийца. 1909. Вариант-повторение картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1881 года». 1885. Холст, масло.
IMG-5369
Фрагмент. Портрет Г.Г. Мясоедова. 1884, 1886. Холст, масло.

Григорий Григорьевич Мясоедов художник, учился в Академии художеств, увлекался мухыкой, посещал Балакиревский кружок. Член-учредитель и автор первого устава Товарищества передвижников (1870), покинул объединение в 1908 году. Автор статей по искусству и вопросам художественного образования.
«… Однажды, когда мы мирно беседовали с Репиным… он вдруг говорит мне: «… а не согласитесь ли вы немного попозировать мне для Ивана Грозного? Я сделал бы с вашего лица несколько этюдов, по которым уже мог бы писать и самого царя». «Да ну, уж и нашли натуру», - огрызнулся я», - позже вспоминал Мясоедов.
IMG-5375
Фрагмент. Портрет П.Т. Бларамберга. 1884. Холст, масло.

Павел Иванович Бларамберг, композитор. Портрет Послужил подготовительной работой для картины «Иван Грозный и сын его Иван…»
«…Репин не допускал создания образов для своих композиций просто из головы… Нет, видите ли, ему надо было писать и царя, и царевича обязательно натуры; впрочем, с точки зрения требований реалистической живописи это правильно: все должно иметь в основе подлинную природу… А вот для Грозного он долго не мог найти подходящее лицо, как оно рисовалось его творческому изображению. Он говорил мне, что хотел использовать в качестве натуры царя внешний облик композитора П.И. Бларамберга, но убедился в том, что он для этой цели не подходит…. Слишком видите ли у него мягкое выражение лица для Грозного…» - вспоминал Г.Г. Мясоедов.

Приходите в залы Третьяковской галереи, что бы вновь встретится с прекрасными холстами великого русского художника. Вновь пообщаться с его искусством и узнать новое о неизвестном Репине.

Выставка продлится до 01 февраля 2022 года.

Адрес музея: Лаврушинский переулок, 10. Проезд до ст. метро "Третьяковская" или "Полянка".
Время работы: вторник, воскресенье - с 10.00 до 18.00 (кассы и вход на экспозицию до 17.00);
четверг, пятница, суббота, воскресенье - с 10.00 до 21.00 (кассы и вход на экспозицию до 20.00);
выходной - понедельник.
Цена билета: взрослый - 500 руб., льготный - 250 руб. Подробнее тут.
Бесплатно — для лиц до 18 лет и других категорий граждан.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.
Tags: ГТГ, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГТГ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment