mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка «Татьяна Маврина. Ода к радости» в Третьяковской галерее - отчёт.

В Государственной Третьяковской галерее проходит выставка «Татьяна Маврина. Ода к радости». Ученица Роберта Рафаиловича Фалька, Татьяна Маврина продолжала традиции высочайшего уровня колоризма своего учителя. В каком бы жанре ни работала художница — пейзаже, ню, портрете, иллюстрации, — все ее произведения наполнены радостью, юмором, душевным подъемом.
IMG-6019
Окраина Москвы. 1940. Бумага, акварель, белила, гуашь.
Последняя выставка Мавриной в Третьяковской галерее состоялась в 1996 году. На ней были представлены произведения только из собрания Галереи. Настоящая экспозиция — наиболее полная ретроспектива, охватывающая все периоды творчества художницы.
IMG-6015
Автопортрет. 1930-е. Бумага кремовая, тушь, перо.

Выставка Татьяны Алексеевна Мавриной, яркого, самобытного художника, открывается работами 1920–1930-х годов. В это время она училась во Вхутемасе — Вхутеине на подготовительном отделении у Н.В. Синезубова и Н.П. Крымова, на основном отделении у Г.В. Федорова, на живописном факультете у Р.Р. Фалька. В 1929 году вступает в группу «13». На выставке рисунков и акварелей группы «13» в Доме печати показывает 14 произведений.
IMG-6030
Московский пейзаж с пролеткой. 1922-1925. Бумага серая, акварель, соус, влажная кисть, белила.

В 1930-е Маврина активно занималась как живописью, так и графикой, работала в жанрах пейзажа, портрета, натюрморта, обнаженной натуры (ню), книжной иллюстрации. Довоенная живопись и станковая графика Мавриной отличаются свободной композицией и повышенной цветностью колорита. Также в 1930 году впервые подписывается девичьей фамилией своей матери – Маврина. В ее работах конца 1920-х — начала 1930-х заметно влияние примитивизма.
IMG-6030
Автопортрет на фоне картин. 1939. Бумага, акварель, белила.
В середине 1930-х Маврина обратилась к импрессионизму, проникшему тогда в советское искусство. Позднее художница стала работать в более плотной манере, близкой к фовизму. Маврину всегда отличало радостное и оптимистическое восприятие действительности, в каком бы стиле и в какое бы время она ни работала, как бы ни складывалась ее жизнь.
IMG-6053
Ветер. 1938. Бумага, акварель.
В этом не было никакой псевдопатриотической фальши и наигранного пафоса, которые проникали тогда в произведения многих представителей творческой интеллигенции. Художница так воспринимала работу и окружающий мир: она искала свой стиль, свою неповторимую манеру письма.
IMG-6071
Березовый лес. 1930. Холст, масло.
В 1937 год снимает дачу в деревне Грибаново Московской области. Работает над пейзажами, натюрмортами с цветами. Увлекается ловлей и изображением бабочек, составлением и оформлением энтомологических коллекций. Пишет большую серию обнаженных, часто сама выступает моделью. Издательство Academia публикует романы с ее иллюстрациями «Боги жаждут» А. Франса, «Чрево Парижа» Э. Золя.
IMG-6108
Флоран и Лиза в рыбном ряду. 1936. Бумага, акварель. Иллюстрация к роману Э. Золя «Чрево Парижа»

Даже во время военного лихолетья Маврина нашла совершенно неожиданный способ внести вклад в дело победы над врагом. Вернувшись из эвакуации в Москву в начале 1942 года, она вдруг ощутила страшную тревогу оттого, что ставшая ей родной столица, с ее уникальными древностями, может подвергнуться тотальному разрушению. Тогда художница решилась на рискованный шаг — рисовать памятники старины, но делать это незаметно, так как в военное время человека, рисующего что-то в большом блокноте, могли принять за вражеского агента.
IMG-6080
В Кадашах (Церковь Вознесения в Кадашах). 1942. Бумага, акварель, гуашь.
Позже Маврина вспоминала: «В войну, проехав раз по Сретенке на автобусе, увидала за домами собор XVII века — такой же, как в книжках Грабаря. Я увидала всю его вековую красоту. И она может погибнуть от бомбежек! Надо зарисовать, пока стоит целая. Буду рисовать все, что осталось от ”Сорока-сороков“, пока не погибло. Я ходила по Москве — из улицы в улицу, по всем переулкам и площадям, рисовала незаметно, иногда в кармане пальто, иногда заходя в чужие подъезды; запоминала, чтобы дома уже написать красками на небольших листиках серо-голубой бумаги, на которой хорошо ложилась акварель и гуашь. Хорошо, что ее было вдосталь».
IMG-6097
Салют. Красная площадь. 1943. Бумага, тушь, перо, акварель, белила.
В 1942 году пишет последнюю работу маслом на холсте «Танцы на веранде Дома Красной Армии». В этом же году принята в члены Московского Союза художников в секцию графики. Начинает работать над серией с изображениями церквей Москвы.
IMG-6063
Танцы на веранде дома Красной Армии. 1942. Холст, масло.
Начиная с 1950-х, художница, оставив живопись, работает в иллюстративной и станковой графике. Ее яркая и открытая манера близка древнерусской иконописи и народному искусству. Иконопись и народное искусство Маврина по-настоящему оценила в конце 1930-х — начале 1940-х. Именно с той поры она и ее муж, художник Николай Кузьмин, начали собирать свою коллекцию, в которую вошли выдающиеся образцы древнерусского и народного искусства. Восприняв уроки старых мастеров и соединив их с собственным художественным почерком, художница оформила более 200 книг, преимущественно сказок. Чудесным обликом отличаются создаваемые Мавриной на протяжении более 40 лет виды старых русских городов, пейзажи, а также поздние натюрморты, которые она писала, будучи уже в очень преклонном возрасте. Всю свою долгую жизнь—она прожила 96 лет— Татьяна Алексеевна сохраняла творческую активность и придерживаясь принципа: «Так всегда — не знаешь, что получится — пиши! Бог разговаривает с человеком временем».
IMG-6128
Ярославское шоссе. 1957. Бумага ручного отлива, гуашь, акварель.
В 1949 Фабрика Москворецкого райпромтреста к 150-летию Пушкина выпускает первую книгу сказок, оформленную Мавриной – «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». В 1950 создаёт эскизы декораций к мультфильму «Сказка о рыбаке и рыбке» (режиссер М.М. Цехановский, 1950), который получает премию «За лучший мультфильм» на Международном кинофестивале в Карловых Варах в 1951 году. В 1976 году едет в Афины, где Международным советом по книгам для молодежи награждается Золотой медалью Г.Х. Андерсена за вклад в дело иллюстрирования детских книг.
IMG-6149
Иван-царевич в Афроновом царстве. 1969. Бумага, гуашь, акварель, пастель.
Иллюстрация к сказке «Иван-царевич и серый волк» в книге «За тридевять земель» (М: Детская литература. 1970)

Представление о Мавриной как о художнике, чье творчество хорошо знакомо, оказывается обманчивым. Задача новой выставки в Третьяковской галерее — показать все этапы ее работы: рисунки периода обучения во Вхутемасе, экспонаты выставок группы «13», живопись 1930-х годов и иллюстрации к книгам издательства Academia того же периода, разнообразные графические серии, в том числе альбомы путешествий и циклы иллюстраций послевоенных десятилетий, вплоть до поздних работ 1990-х годов.
IMG-6094
Кухонное окно. Перелет. 1992. Бумага ручного отлива, акварель, гуашь, темпера.
IMG-6159
Летний кот. 1968. Из цикла «Бестиарий». Бумага ручного отлива, гуашь.
IMG-6171
Летний кот. 1968. Из цикла «Бестиарий». Бумага ручного отлива, гуашь.
IMG-6111
Вороны. 1988. Бумага, акварель, темпера, серебряная краска, гуашь, графитный карандаш.
Приходите в музей, чтобы увидеть прекрасные работы талантливой художницы, и возможно вспомнить иллюстрации к книгам, которые вы читали в своем детстве. Музей ждет своих гостей, чтобы в очередной раз познакомить их с прекрасным.


Адрес музея: Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12. Проезд до ст. метро "Третьяковская" или "Полянка".
Время работы: вторник, воскресенье - с 10.00 до 18.00 (кассы и вход на экспозицию до 17.00);
четверг, пятница, суббота, воскресенье - с 10.00 до 21.00 (кассы и вход на экспозицию до 20.00);
выходной - понедельник.
Цена билета: взрослый - 500 руб., льготный - 250 руб. Подробнее тут.
Бесплатно — для лиц до 18 лет и других категорий граждан.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.
Tags: ГТГ, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГТГ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments