mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка «Сказка и быль в иллюстрациях Татьяны Мавриной» - отчёт.

В Государственном музее А.С. Пушкина в Белокаменных палатах XVII века развернулась выставка «Сказка и быль в иллюстрациях Татьяны Мавриной». Русская сказка в иллюстрациях Т. А. Мавриной (1900–1996) на протяжении нескольких десятилетий остается ярким явлением в истории книгоиздания.
IMG-6510
Т.А. Маврина. Иллюстрация к русской народной сказке «Аленушка и братец Иванушка». 1958.
Бумага, гуашь, карандаш, белила.

Т. А. Маврина приступила к иллюстрированию русских народных и пушкинских литературных сказок в конце 1940-х годов. Однако ее путь к осмыслению их образного мира начался значительно раньше, в период обучения во ВХУТЕМАСе (1921–1929), где преподавали, по примеру французских живописцев, в рисунке всегда идти от натуры.
IMG-6516
Т.А. Маврина. Битва со Змеем. 1954. Иллюстрация к сказке «Иван-царевич и Змей Горыныч»
к изданию «Русские народные сказки». Бумага, карандаш.

IMG-6518
Т.А. Маврина. Иллюстрация к сказке «Бой на Калиновом мосту» к изданию «Русские народные сказки», 1954.
Бумага, карандаш.

Этим было продиктовано стремление художницы «обвешаться старинными вещами»: она увлеченно собирала предметы русского народного искусства и быта, в ее доме постепенно «скапливались старинные лубки, иконы», костюмы, игрушки, повседневная крестьянская утварь. В дальнейшем, уже во время войны, двумя главными темами для себя Т. А. Маврина определила старинную русскую архитектуру и русскую народную сказку.
IMG-6514
Т.А. Маврина. Иллюстрация к русской народной сказке «Морозко». 1955. Бумага, карандаш.

По собственным словам, у нее возникло непреодолимое желание «прославить в силу своих способностей русское забытое искусство»; для глубокого проникновения в мир сказки Т. А. Маврина запасалась впечатлениями от «разглядывания всякой старины», изучала и смотрела «вдосталь народного искусства в музеях, книгах, в деревнях, чтобы нарисовать этого всего всласть».
IMG-6520
Т.А. Маврина. Коты-скоморохи. 1950. Бумага, карандаш, карандаши цветные, акварель.

В 1949 году в издательстве «Росгизместпром» была напечатана «Сказка о Мертвой царевне и о семи богатырях». Хотя первый опыт, по мнению Т. А. Мавриной, оказался не очень удачным («Формат большой, нескладный, как книжка, она даже нелепа, цвета от полиграфических затруднений»), это открывало дорогу в другие редакции.
IMG-6530
Т.А. Маврина. Кот с ружьем, 1950. Иллюстрация к народной сказке «Кот, петух и лиса».
Бумага, карандаш, карандаши цветные, акварель.

А «Союзмультфильм» предложил ей сделать эскизы к анимационной ленте «Сказка о рыбаке и рыбке», позднее получившей премию на Международном кинофестивале в Карловых Варах.
IMG-6523
Т.А. Иллюстрация к сказке «Царевна – лягушка» к изданию «Русские народные сказки». 1951. Бумага, карандаш.

Выставка Государственного музея А. С. Пушкина впервые представляет «вещественный мир» из личной коллекции Т. А. Мавриной. Это богатая подборка женских головных уборов конца XVIII – середины XIX века; народный женский костюм – праздничные и нарядные сарафаны русских крестьянок, изысканные епанички, редкие образцы тканей, рубахи, шушпаны, искусно расшитые мастерицами; глиняные игрушки. – Все эти предметы народного декоративного искусства помогали художнице найти оригинальное решение для создания любимых многими поколениями читателей образов Василисы Прекрасной, Царевны-лягушки, героинь сказок А. С. Пушкина.
IMG-6505
Епанечка. Россия, центральные губернии. Конец XVIII века – начало XIX века.

IMG-6592
Т.А. Маврина. «Там ступа с Бабою-Ягой». Пролог «Лукоморье». 1959.
Эскиз к мультфильму «Сказка о рыбаке и рыбке». Бумага, акварель, гуашь.

На выставке также демонстрируются более 100 иллюстраций к сказкам. Большая часть рисунков к русской народной сказке происходит из частного собрания и экспонируется впервые.

Работа над книгами захватывала. Сборники «По щучьему велению», «Русские сказки», «За тридевять земель» принесли Т. А. Мавриной заслуженную славу, а в 1976 году – престижную золотую медаль Г.-Х. Андерсена.
IMG-6580
Т.А. Маврина. Людмила, заплетающая косу, 1961.
Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Бумага, гуашь.

IMG-6575
Т.А. Маврина. Кот ученый с персонажами сказки. 19174.
Иллюстрация к «сказке о Мертвой царевне и семи богатырях». А.С. Пушкина.

Эта прекрасная выставка, которая погружает нас в мир русских сказок практически является восхитительным дополнением к монографической выставке Татьяны Мавриной проходящей в Третьяковской галерее. Поэтому мы настоятельно рекомендуем посетить эти выставки друг за другом или даже одновременно. Музей Пушкина ждет своих гостей, чтобы провести их неведомыми тропинками русских сказок, вспомнить безмятежное детство и увидеть палаты XVIII века.

Выставка продлится до 03 октября 2021 года.

Адрес: Пречистенка, 12/2, станция метро «Кропоткинская».
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30);
по четвергам – с 12.00 до 21.00 (касса – до 20.30).
Выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца.
Цена билета: взрослый - 250 руб., льготный - 100 руб.
Семейный билет выходного дня (не более 4-х человек с детьми до 18 лет) - 350 руб.
Подробнее о льготах и бесплатных категориях посетителей тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проек
Tags: ГМП, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГМП” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments