mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка «И из пепла ты восстала неизменною...» - отчёт.

В музее-панораме «Бородинская битва» открылась выставка «И из пепла ты восстала неизменною...». Столичный град Москва во второй четверти XIX столетия» из собраний Музея-панорамы «Бородинская битва», Московского Дома Гоголя и музея «Кузнечная слобода» (Коломна).
IMG-9480

В экспозиции представлены фрагменты декоративной отделки комнат и предметы быта типичного купеческого особняка 1830-1840-х годов. Настольные часы, чайный сервиз, письменный прибор, дорожное бюро можно было встретить в интерьере московского дома той эпохи.
<
IMG-9485
Вид на Соборную площадь с колокольней Ивана Великого. Германия. 1840-1850-е годы. Бумага, гравюра резцовая.

«Москва – русский дворянин, и если уж веселится, то веселится до упаду», – писал Гоголь, впервые побывавший в Москве в 1832 году, когда на улицах Первопрестольной уже ничто не напоминало о наполеоновской оккупации и страшном пожаре, который случился 20 лет назад.
IMG-9487
Фрагмент формы для изготовления кирпича. Россия. XIX век. Дерево, металл.

Символично, что в возрождении Москвы, в буквальном смысле из пепла, решающую роль сыграли два известных военачальника Эпохи 1812 года, генерал от инфантерии граф Александр Петрович Тормасов и генерал от кавалерии князь Дмитрий Владимирович Голицын.
IMG-9489
Кирпич. Россия. XIX век. Глина красная, формовка, обжиг.

А.П. Тормасов в 1814 году был назначен военным губернатором и Главнокомандующим в Москве, а с 1816 года занимал пост московского военного генерал-губернатора. Для восстановления города еще в мае 1813 года по высочайшему указу была образована «Комиссия для строений в Москве». После своего назначения Тормасов стал ее председателем. Главная работа осуществлялась в исполнительном органе комиссии, так называемой «Чертежной». Архитектурным отделением «Чертежной» руководил знаменитый зодчий Осип Иванович Бове.
IMG-9656
Тесло. Россия. XIX век. Железо, дерево, ковка.

На протяжении нескольких лет основные усилия Комиссии были направлены на скорейшую постройку домов для горожан. Уже к маю 1816 года жилой фонд Москвы, в основном, удалось восстановить. Как отмечают историки: «В послепожарной застройке города выработался тип московского частного особняка, в котором классическая представительность сочеталась с камерностью жилого дома» (Т.А. Молокова).
IMG-9525
Вид Кремля. Гравер: Л.П.-А. Бишебуа. Франция. 1840-е годы. Бумага, литография, лак.

В конце 1817 года сотрудникам «Чертежной» был составлен «Прожектированный план столичного города Москвы» согласно которому в дальнейшем происходило развитие Первопрестольной. В «Московских губернских ведомостях» перечислялись основные градостроительные работы, совершенные при губернаторе А.П. Тормасове (1814-1819): «Обстроены Театральная площадь, Гостиный двор и торговые ряды между улицами Никольской, Ильинской и Варварской, окончен проект устройства Красной площади, регулированы площади у Триумфальных, Красных и Арбатских ворот».
IMG-9519
Вид Красной площади. Гравёр: Л.Ж. Арну. Франция. 1840-е годы.
Бумага, литография цветная, акварель, белила, лак.

После смерти Тормасова военным генерал-губернатором Москвы был назначен другой герой сражения с Наполеоном, генерал от кавалерии князь Дмитрий Николаевич Голицын. При Голицыне Москва превратилась в крупный промышленный и торговый центр. В 1836 году А.С. Пушкин обратил внимание на то, что Первопрестольная, «утратившая свой блеск аристократический, процветает в других отношениях: промышленность, сильно покровительствуемая, в ней оживилась и развилась с необыкновенной силой. Купечество богатеет и начинает селиться в палатах, покидаемых дворянством».
IMG-9491
Элементы стенных связей. Стяжной болт. Россия. Начало XIX века. Железо, ковка.

Так же на выставке можно увидеть литографии издательского дома Джузеппе Дациаро, на которых запечатлен облик Москвы, восстановленной после пожара 1812 года – Гостиный двор и торговые ряды, Красная площадь и Кремль, Тверской бульвар и Театральная площадь.
IMG-9513
В. Адам. Церковь св. Василия Блаженного. Гравер: Л.П.-А. Бишебуа.
Бумага, литография цветная, акварель, лак.

Джузеппе Дациаро (1806–1865) приехал в Россию из Италии и открыл в Москве, на Лубянке и Кузнецком мосту, два магазина по продаже литографированных эстампов. В 1849 году Дациаро стал владельцем еще одного магазина в Петербурге, позднее – на Итальянском бульваре в Париже.
IMG-9507
Ф. Дитц. Императорский почтамт. Гравер: Ш.-А. Мюллер. Франция. 1840-е годы.
Бумага, литография цветная, акварель, белила, лак.

Для печати литографий Дациаро сначала пользовался услугами петербургской мастерской К. И. Поля, а с середины 1840-х годов его основным партнером стала парижская типография Лемерсье. К работе привлекался широкий круг живописцев и литографов того времени. Среди них – Фердинанд Виктор Перро, Луи Пьер Альфонс Бишебуа, Филипп Бенуа, отец и сын Арну, и другие.
IMG-9503
Тверская улица. Франция. 1830-1840-е годы. Бумага, литография.
Публикация литографированных альбомов с видами Москвы и Петербурга фирмы Дациаро – один из самых крупных и известных издательских проектов того времени. Они продавались не только в магазинах Дациаро в Москве, Петербурге и Париже, но и в Лейпциге, Амстердаме, Лондоне, других европейских городах. Популярность дациаровских изданий основывалась на высоком качестве рисунков и печати, а также на интересе к отечественной истории в России и на моде на все русское в Европе после победы над Наполеоном.
IMG-9497
Фрагмент. Проект храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. А. Кутепов. Москва. 1820 год.
Бумага, акварель, чернила, перо.

Приходите в музей. Он ждет своих гостей, чтобы в отправить вас в путешествие по послепожарной Москве, рассказать как наш город восстанавливался после пожара, чтобы герой Грибоедова мог сказать: «По моему сужденью, пожар способствовал ей много к украшенью».


Выставка продлиться до 30 января 2022 года
Адрес: Кутузовский проспект, д. 38 стр.1. Проезд до ст.м. «Парк Победы». Подробнее тут.
Время работы: с 10.00 до 18.00, четверг — с 10.00 до 21.00.
Выходной день — пятница.
Санитарный день — каждый последний четверг месяца.
Вход в музей прекращается за 45 минут до его закрытия.
Цена билета: Взрослый - 300 руб; льготный - 100 руб. Подробнее тут.
Третий понедельник каждого месяца вход в музей для всех категорий посетителей бесплатный.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: МП "Бородинская битва", выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “МП "Бородинская битва"” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments