mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка-маршрут "Отвергнутые шедевры" - отчёт.

К 165-летнему юбилею со дня своего основания Третьяковская галерея подготовила яркий и неожиданный для большинства зрителей проект – выставку-маршрут «Отвергнутые шедевры…», который проложен по постоянной экспозиции в историческом здании музея в Лаврушинском переулке. Выставка предлагает посетителям пройти по залам классического искусства Галереи и увидеть самые неоднозначные, острые и обсуждаемые в России во второй половине XIX – начале XX века произведения, которые нашими современниками воспринимаются как хрестоматийные шедевры.
IMG-0735
Василий Суриков. Фрагмент. Боярыня Морозова.1887.

Сегодня трудно поверить, что эти картины когда-то были опальными и гонимыми, что вокруг них не утихали дискуссии. Со временем градус полемики снизился, острота проблематики ушла в прошлое и забылась. И те работы, которые когда-то возмущали публику, сегодня стали привычными и всеми любимыми. Из 20 полотен, включенных в состав проекта, 15 были куплены самим Третьяковым. Три картины по разным причинам он не приобрел, две были созданы и приобретены уже после его смерти Советом Галереи, который продолжил политику коллекционера.
IMG-0702
Василий Верещагин. Фрагмент. Апофеоз войны. 1871. Холст, масло.

Включенные в состав маршрута произведения отмечают высшие достижения отечественного искусства – столетий. Значительная часть этих работ была приобретена Третьяковым именно в тот момент, когда большинство их не принимало и критиковало. В этом смысле факт покупки картин демонстрирует верность поставленной цели, удивительное художественное чутье и смелость коллекционера, воспринимается как своего рода вызов московского купца обществу, всего чиновничьему Петербургу.
IMG-0672
Виктор Васнецов. Фрагмент. После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880. Холст, масло.

Появление полотна Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» вызвало неприятие у большинства современников, возмущенных новизной как образного, так и стилистического строя картины. Несмотря на критику, художник не отказался от избранного направления, что в будущем позволило ему достичь признания и успеха.
IMG-0673
Виктор Васнецов. Фрагмент. После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880. Холст, масло.

Пренебрежение» догматами реализма в угоду поэтичности стало предметом горячей дискуссии современников, направленной на оценку художественного качества полотна. Как с сожалением отмечал сам автор, «перед моей картиной стоят больше спиной, ну, что делать – не привертывать же новые глаза на спине». В упрек Васнецову ставили отход от исторической достоверности, неподобающей творчеству художника-передвижника.
IMG-0676
Виктор Васнецов. Фрагмент. После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880. Холст, масло.

По мнению многих рецензентов, смягчение и идеализация характера изображенной сцены противоречили жизненной действительности. В адрес художника то и дело звучали слова: «странно», «театрально», «условно», «сочиненно», «дисгармонично». Самые ярые буквоеды занимались сличением текста «Слова о полку Игореве» с деталями полотна и даже опускались в рассуждения о неестественности битвы орлов, сцепившихся над полем боя, из-за отсутствия реальной необходимости соперничать за «легкую» добычу.
IMG-0692
Виктор Васнецов. Фрагмент. После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880. Холст, масло.

Лишь меньшинство сумело оценить стремление живописца «смиренно перевоплотиться в древнего Баяна». Талантливый педагог П.П. Чистяков в письме к Васнецову называл его «русским по духу и смыслу» и восклицал, что при взгляде на картину «таким далеким, таким грандиозным и по-своему самобытным русским духом пахнуло на меня…». По словам художника и историка И.Э. Грабаря, Васнецов «взял здесь Русь нутром, особым ему присущим чувством».
IMG-0642
Николай Ярошенко. Фрагмент. Всюду жизнь. 1888. Холст, масло.

Впервые картина Н.А. Ярошенко была представлена в 1888 году на 16-й выставке ТПВХ. Писательница С.С. Караскевич-Ющенко, послужившая моделью для образа женщины с ребенком, оставила воспоминания о том, как рождался и воплощался замысел. «Вместе мы забавляли мятными пряниками сына швейцара, который позировал для ребенка… Вместе привешивали и насаживали на деревянные стержни чучела голубей, чтобы они казались живыми».
IMG-0643
Николай Ярошенко. Фрагмент. Всюду жизнь. 1888. Холст, масло.

Социальная направленность произведения воспринималась острее всего современниками. «Претенциозная и неудачная картина», «Это какая-то тайная тенденциозность!», «Картина говорит языком не творческой кисти, а газетной статьи» -возмущение авторов изданий «Новое время» и «Гражданин» разделяли зрители, обвинявшие Ярошенко в откровенной публицистичности замысла.
Писатель П.М. Ковалевский, увидевший картину на выставке, язвительно заметил, что «бабы так платков не носят, как Мадонны на картинах, - они этих картин не видели. Но г. Ярошенко видел и покрыл свою бабу картинно».
IMG-0644
Николай Ярошенко. Фрагмент. Всюду жизнь. 1888. Холст, масло.

Ярошенко возмущался, когда мысль его картин ограничивали одной моралью. В беседе с историком и социологом К.Д. Кавелиным он резко выступал против однозначного истолкования художественных образов. «вы желаете, чтобы мы писали картины по прописям, на темы, вроде того, что добродетель похвальна, а порок достоин наказания? Покорно благодарю за такую задачу! Я кисти не возьму в руки, палец о пале не ударю, чтобы унизить искусство до такой плоскости!»
IMG-0649
Николай Ярошенко. Фрагмент. Всюду жизнь. 1888. Холст, масло.
О.Д. Тригорова-Менделеева, дочь прославленного химика Д.И. Менделеева, вспоминала: «Когда Николай Андреевич показывал нам еще незаконченную картину, я его как-то спросила:
- Что Вы пишете?
- Мадонну, - ответил он со свойственной ему тонкой улыбкой».
IMG-0653
Иван Крамской. Фрагмент. Неизвестная. 1883. Холст, масло.

2 марта 1883 года в здании Императорской Академии наук Санкт-Петербурга открылась 11-я выставка ТПВХ. Вокруг «Неизвестной» сразу начались активные споры и обсуждения, возникли разнообразные мифы и толки. Внешний облик модели, ее горделивая осанка, поворот головы и надменный взгляд выдавали в ней даму полусвета, возможно содержанку. Многие критики восприняли образ героини как вызов моральным устоям русского общества. В.В. Стасов назвал модель Крамского «кокоткой в коляске» художник и педагог Н.И. Мурашко – «дорогой камелией», нравственный облик которой никак не может служить общественным идеалам.
IMG-0603
Василий Перов. Фрагмент. Сельский крестный ход на Пасхе. 1861. Холст, масло.

Картина московского художника В.Г. Перова «Сельский крестный ход на Пасхе» до сих пор вызывает самые противоречивые мнения – от ярого осуждения и неприятия сцены до жалости и сочувствия к изображенным несчастным персонажам, от констатации «правды жизни» до ложного, искаженного представления об этой же жизни.
IMG-0619
Василий Перов. Фрагмент. Сельский крестный ход на Пасхе. 1861. Холст, масло.

«Сельский крестный ход на Пасхе» -первая и единственная картина в русском искусстве XIX века, отвергнутая Советом Императорской Академии художеств на стадии эскиза «за непристойность изображения духовных лиц». Несмотря на это, Перов успешно продал это полотно, а после этого представил его в Санкт-Петербурге на выставке Общества поощрения художников, откуда после изданного Синодом запрета к показу она была удалена. Запрет на воспроизведение был снят лишь в 1905 году.
IMG-0621
Василий Перов. Фрагмент. Сельский крестный ход на Пасхе. 1861. Холст, масло.

Скандал, связанный с картиной, принес Перову широкую известность. «Перов выставлял своих попов – и через 24 часа по Повелению [полотно] было снято, но, несмотря на то, критика разобрала сюжет подробно и признала его 1-м юмористом России..» - писал один из его соучеников по Московскому училищу зодчества и ваяния.
IMG-0618
Василий Перов. Фрагмент. Сельский крестный ход на Пасхе. 1861. Холст, масло.

Несмотря на уродства русской жизни, распутицу весеннюю и расслабленность духовную, в геометрическом центре полотна оказывается зорко взирающее Всевидящее око, утверждая неизбывность Высшего начала на земле.
IMG-0523
Михаил Врубель. Фрагмент. Принцесса Грёза. 1896. Холст, масло.

Панно «Принцесса Грёза», созданное Врубелем в 1896 году для украшения Художественного отдела 16-1 Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижним Новгороде, вместе с панно «Микула Селянинович» (место нахождения неизвестно) было отвергнуто, еще незаконченным, жюри Императорской Академии художеств. Произведения нашли «слишком претенциозными для декоративной задачи».

«Толпа смеялась над работами г. Врубеля», - писал Н.Г. Гарин-Михайловский. О том же пиал А.В. Амфитеатров: «рассматривая… панно «Принцесса Грёза» в художественном отделе я расхохотался: так это было наивно, нескладно, дико. Расхохотались и окружающие. Оказывается, что хохотала и выставочная администрация всякий раз, гладя на панно».
IMG-0529
Михаил Врубель. Фрагмент. Принцесса Грёза. 1896. Холст, масло.

Шаляпин так вспоминал о своих впечатлениях от увиденного на нижегородской выставке: «Все это очень заинтересовало меня, и в свободное время я стал посещать художественный отдел выставки и павильон Врубеля, построенный вне ограды ее. Скоро я заметил, что картины, признанные жюри, надоели мне, а исключенный Врубель нравится все больше».

Друзья приходите в залы Третьяковской галереи, где для вас подготовлен новый маршрут, который расскажет о произведениях знакомых со школьной скамьи под новым углом зрения. Мы не только сможем еще раз взглянуть на эти шедевры, но и увидим взгляд современников. С чем была не согласна критика, какие проблемы видели люди той эпохи. Музей к этой выставке-маршруту подготовил бесплатный буклет, который поможет вам сориентироваться по залам и найти все полотна, участвующие в этой выставке. А в музейном магазине вы сможете приобрести каталог, который более подробно расскажет вам о полотнах, и вызванных ими спорах. И конечно мы рассказали не обо всех картинах, участвующих в этом маршруте по волнам общественного мнения XIX века.


Выставка продлится до 13 марта 2022 года.

Адрес музея: Лаврушинский переулок, 10.Зал 49-54. Проезд до ст. метро "Третьяковская" или "Полянка".
Время работы: вторник, воскресенье - с 10.00 до 18.00 (кассы и вход на экспозицию до 17.00);
четверг, пятница, суббота, воскресенье - с 10.00 до 21.00 (кассы и вход на экспозицию до 20.00);
выходной - понедельник.
Цена билета: взрослый - 500 руб., льготный - 250 руб. Подробнее тут.
Бесплатно — для лиц до 18 лет и других категорий граждан.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Хочешь помочь проекту? Узнай здесь как.
Tags: ГТГ, выставки, отчёт, постоянная экспозиция
Subscribe

Posts from This Journal “ГТГ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments