mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Category:

Выставка "Райский сад в русском искусстве XVII –начала XX века" - отчёт.

10 сентября в Измайлово, в Мостовой башне открылась выставка "Райский сад в русском искусстве XVII –начала XX века", которая отправляет нас в век царя Алексея «Тишайшего» и к поискам рая. Экспозиция выставки не ограничивается залом Мостовой башни, а вырывается на весь остров, где органично включает в себя и саму башню и великолепного представителя русского узорочья - Покровский собор, из убранства которого на нас до сих пор взирают «павлиньи ока» райских птиц.

Мостовая башня. Построена по указу царя Алексея Михайловича. В XVII в. в нижнем ярусе размещались стрелецкие караульни, в верхнем – палата, часы и колокольня.

При царе Алексее Михайловиче в 1667 году речка Робка (ныне — Серебрянка) была перегорожена плотинами, образовав Серебряно-Виноградный пруд, который окружил Измайловский остров с царской усадьбой. Центром усадьбы служил Государев двор (строился в 1664—1690 гг.). Вокруг него располагались птичник, сад, где выращивались диковинные растения и многие другие хозяйственные постройки.
Ядром экспозиции являются царские врата, которые сделаны в царских мастерских, где сплелись древние традиции русской деревообработки и западная традиция.

Царские врата. Мастерская Оружейной палаты.
Происходят из церкви Косьмы и Дамиана в Нижних Садовниках.
Россия, Москва. Вторая половина XVII века. Дерево, левкас; резьба, темпера, золочение.

Данная резьба носит названия флемской. У названия есть две версии происхождения: первая - от немецкого flämisch – фламандский, и вторая от немецкого flamme – пламя. В этой виртуозной барочной резьбе преобладали растительные мотивы, в данном случае мотив – виноградной лозы, которая имеет огромное количество библейских символов. Здесь переплелась символика рая, Евхаристии, Церкви, Богородицы. Записывание символики западных традиций оказалось близко русским заказчиком, в первую очередь царю и его окружению.

Деталь Царских врат. Реставрационная вставка.

На вратах видны реставрационные вставки, сделанные из липы, по той же технологии и покрытые левкасом. На этих вставках отсутствует красный полимент (грунт под золочение) и само золочение.

Деталь Царских врат. Виден красный полимент.

Русское искусство XVII века – одно из самых ярких воплощений образа райского сада. Это связано, с одной стороны, с восстановление и укреплением Российского государства после Смутного времени, с другой, - с ожиданием конца света в связи с 1666 годом от Рождества Христова. Интерес к «райской тематике проявился не только в чтении и написании текстов, связанных «с концом времен», но и в создании земных «Икон» Рая.

Общий вид зала.

Обратите внимание на белокаменные столбы и резьбу на них. Как она перекликается с флемской резьбой по дереву Царских врат.

Колонна резная. Основание. Происходит из Симонова монастыря. Россия, Москва. 1677 - 1683-е. Белый камень; теска, резьба.


Мы говорим «белый камень», но ведь белый – это его природный цвет, который использовался только в нарышкинском стиле. А эти столбы тонировались, фон – красным или лазоревым, а выступающие части золотились.

Колонна резная. Происходит из церкви Святителя Николая Чудотворца «Большой Крест».
Россия, Москва. 1680 – 1689-е. Белый камень; теска, резьба.

К сожалению, колонн с сохранившимся золочением, на выставке нет, но, если присмотреться, можно увидеть следы красочного покрытия.

Одной из сверкающих граней русского искусства стали поливные изразцы. Впервые производство ценинных изразцов было начато по приказу патриарха Никона в Валдайском Иверском монастыре, позже была создана мастерская в Ново-Иерусалимском Воскресенском монастыре. После осуждения патриарха многие мастера были взяты в Оружейную палату. Ценина – керамическое изделие покрытое эмалью.

Панно изразцовое рельефное полихромное «Птица с плодами».
Из декора колокольни церкви Святых Косьмы и Дамиана в Нижних Садовниках. Россия, Москва. 1689 г. Глина красная, эмали цветные, глазурь коричневая; формовка, роспись, обжиг.

До середины XVII века в России знали только муравленые (зеленые) или терракотовые (красные) печные изразцы. Но после включения в состав государства западных белорусских земель, мастера знающие секреты цветных полив (красок), приглашаются патриархом для украшения храмов. Вместе с мастерами приходят не только технологии, но и символы и образы западного искусства: рог изобилия, листья лавра и аканта.

Рог изобилия.


Наличник изразцовый рельефный полихромный. Происходит из церкви Святой великомученицы Параскевы Пятницы в Охотном ряду. Россия, Москва. 1686 -1687. Глина красная, эмали цветные, глазурь коричневая; формовка, роспись, обжиг.

В наличнике используется образ листьев лавра. Возможно, он был переработан из западноевропейской гравюры.
А этот изразец представляет нам рисунок листьев аканта.

Изразец облицовочный рельефный полихромный. Происходит из церкви Мучеников Адриана и Наталии, что в Мещанской слобод. Россия, Москва, 1688. Глина красная, эмали цветные, глазурь коричневая; формовка, роспись, обжиг.

Рассказывая о поливных изразцах невозможно обойти самого известно мастера-цинника Степана Иванова Полубеса. Его мастерство было настолько велико, что он один из немногих мог создавать большие изразцовые пласты. Чем больше пласт, тем больше возможностей для его деформации и повреждения. Весь процесс контролировался на глаз по цвету пламени, каждый изразец обжигался 5-6 раз и имел немалую стоимость.
Панно рельефное полихромное «Евангелист Иоанн». Мастер – Степан Иванов (Полубес).
Происходит из церкви Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Свято-Данилова монастыря. Россия, Москва. Конец XVII века. Глина красная, эмали цветные, глазурь коричневая; формовка, роспись, обжиг.

Иоанн Богослов не случайно появился на этой выставке, именно он нас знакомит с раем будущим, горним Иерусалимом и дополняет образ рая-сада городом, построенным из золота и драгоценных камней.

На этом пласте виден технологический брак, но из-за своей дороговизны изразцы с таким дефектом не считались бракованными. Чтобы вы смогли представить стоимость, приведем пример. За три тысячи изразцов, пошедших на украшение Покровского собора в Измайлово, мастерам было заплачено 250 рублей. Три рубля стоила маленькая деревенька (3-4 двора),

Изразец рельефный полихромный «Херувим». Мастер – Степан Иванов (Полубес).
Происходит из церкви Священномученика Ермолая на Большой Садовой. Россия, Москва. 1682 г. Глина красная, эмали цветные, глазурь коричневая; формовка, роспись, обжиг.

Таких изразцов было много произведено для Ново-Иерусалимского монастыря, возможно, что он приехал оттуда вместе с мастерами после опалы патриарха Никона. А на выставке вы сможете этот изразец рассмотреть подробнее и увидеть, какие еще опасности подстерегали такие большие изделия.

Изразцы рельефные полихромные. Из декора колокольни церкви Николая Чудотворца Явленного, что на Арбате. Россия, Москва. Начало 1680-х. Глина красная, эмали цветные, глазурь коричневая; формовка, роспись, обжиг.

Эти изразцы особенно дороги работникам музея, так как похожие украшают Мостовую башню, где проходит выставка.

Изразцовые украшения Мостовой башни.

Обойдя башню, вы сможете увидеть, что с помощью одной формы и разных цветов, мастера добивались огромного разнообразия изразцов. Так же на изразцах часто изображалась райская птица «папагай», которую привозили в дар западноевропейские послы. Считалось, что этой птице вредно воздействие воды, так как живет она в раю, где не бывает дождя. А потому боялись, что вода может смыть прекрасный цвет оперения.

После петровских реформ, мечта о рае царя Алексея Михайловича, никуда не пропала. Она ушла в народную традицию, где христианские представления переплелись с народными глубинными верованиями. И райские птицы сплелись с древними оберегающими орнаментами, русалками и другими сказочными персонажами.

Лев. Доска карнизная. Алексей Борисович Воронин (?). Россия, Нижегорродская губерния. Вторая половина XIX века. Дерево; резьба.


Русалка. Доска карнизная лобовая. «Мастер дома Акимовой». Россия, Нижегородская губерния, Балахнинский уезд, 1860-е. Дерево; резьба.

Вот в такой кладезь сокровищ превратилась Мостовая башня, служившая входом в земной рай царя Алексея Михайловича, а теперь охраняющая представления о рае наших предков, да и нас самих. Вспомним же и мы грешные о Горнем Иерусалиме.


Выражаем огромную благодарность пресс-службе Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника за предоставленную возможность посетить выставку и Зуйкову Валерию Викторовичу начальнику методического отдела объединенного музея-заповедника, за прекрасную экскурсию по экспозиции.

Так же, вы можете воспользоваться новой сулугой музея "фотосессия в исторических костюмах".
Для удобства участников костюмированной фотосессии в Мостовой башне определена комната для переодевания. Установлена продолжительность 1 сеанса фотосъемки – 20 минут, с учетом времени на переодевание.
Цена услуги: 1 чел - 200 руб, 2 чел - 300 руб, 3 чел - 500 руб, 4 чел и больше (при наличии костюмов) - 600 руб.

Выставка продлится до 18 января 2015 года.

Адрес: городок им. Баумана, д.2, стр. 14. Проезд: от ст. м. «Партизанская», тролл. 22 до ост. «Главная аллея». Карта тут.
Время работы: вторник – пятница, воскресенье с 10.00 до 18.00, суббота с 11.00-19.00 (в летний период), 10.00-18.00 (в зимний период)
Понедельник - выходной день.
Цена билета: взрослый - 50 руб, льготный - 30 руб.
Каждое третье воскресенье месяца - вход бесплатный.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: МГОМЗ, МЗП Измайлово, выставки, отчёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments