mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка "Апостолы книги" - отчёт.

В большом выставочном зале Дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском открылась выставка «Апостолы книги», знакомящая нас с началом и распространением книгопечатания в России. В 2014 году отмечается 450 лет со дня выхода первой русской точно датированной печатной книги «Апостол». Книга, которую кратко называют «Апостолом», включает тексты Нового Завета – «Деяния апостольские и послания соборные и святого апостола Павла послания». Ее напечатали по указу царя Ивана IV Грозного типограф Иван Федоров и его «клеврет», или помощник, Петр Мстиславец на Московском печатном дворе в 1564 году.

«Апостол». Москва, Типография Ивана Федорова и Петра Тимофееча Мстиславца. 1564 год.
Бумага; печать, гравюра. Переплет XVII –XIX вв.; дерево, кожа, две металлические застёжки; золотое тиснение. Из села Коломенское.
Разворот книги с гравюрой на дереве «Апостол Лука».


«Апостол» печатался по благословению великого государя Ивана IV Грозного и митрополита Макария с 19 апреля 1563 года по 1 марта 1564 года. Причиной создания этой книги была нехватка исправных богослужебных книг. В оформлении издания использованы традиционные орнаментыне украшения рукописных книг. Издание украшено 48 заставками, 22 инициалами, 54 рамками на полях. Гравюра книги повторяет иллюстрацию немецкого мастера Эрхарда Шёна (1491-1592), использованную для издания «Библии» в Нюрберге в 1524 году.

Интересна судьба этого экземпляра в XVIII –XIX веках он принадлежал собирателям старинных книг и икон купцам и старообрядцам Першиным из города Коврова. В конце XIX века они распродавали свою коллекцию, и книгу предположительно купили старобрядцы из села Коломенское. А в 1962 году случай помог школьникам найти «Апостол» на чердаке дома по улице Большая, 78, села Коломенское и подарить его музею.
Выставка позволит своим гостям прикоснуться не только к этому труду Ивана Фёдорова, но и к его «Апостолу» созданному в Львове, куда он был вынужден уехать. Именно благодаря львовскому изданию, нам известно о первой типографии, так как в послесловии Иван Федоров рассказал о работе над изданием «Апостола» в Москве.
«Апостол» Львов, Типография Ивана Федорова. 1574 год.
Бумага; переплет; печать, гравюра, чернила, полуустав. Переплет XVII-XIX вв. Дерево, кожа, две металлические петли от замков; золотое тиснение.

Издание повторяет московский «Апостол» 1564 года. На гравюре есть подписи «WS» и «ЛП», предположительно, монограммы гравера и художника. В конце книги находится послеловие «Откуда началась друкарня сия», написанное лично Иваном Федоровым.
Первые книги были отпечатаны полууставом. Это форма кириллицы, сложившаяся в XV веке. Русский полууставный шрифт употреблялся в церковных и гражданских печатных книгах вплоть до 1708 года, когда по указу Петра I для гражданских книг устанавливается новый гражданский шрифт, а прежний церковный шрифт остается только для книг духовного содержания.
«Апостол». Москва, Печатный двор. Типограф Андроник Тимофеевич Невежа. 1597 год.
Бумага; печать, гравюра. Переплет XVIII в. Дерево, кожа, две металлические застежки; тиснение.
Разворот книги с гравюрой на дереве «Апостол Лука».

Это первая подписная русская гравюра. Ее автор продолжатель и ученик дела первопечатника Ивана Федорова. Внизу на рамке вырезана подпись мастера: «Адроник Тимофеев Невежа» и сверху МСРПЧТ – «мастер печатный». В надписи использован древний прием – «впятисловие», поэтому часть имени мастера читается задом наперед.

Выставка демонстрирует нам книгу и как произведение искусства, и как объем знаний, повлиявший на умы мужей российских.
«Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению». Составаитель Гавриил (Бужинский) при участии Я.В.Брюса и И.В.Паузе.
Москва, Синодальная типография. 1723 год.

Это первый светский учебник по этикету. Кроме правил поведения юношей и девушек дворянского сословия в обществе, здесь помещены азбука, таблица слогов, арабских цифр и чисел. Книга была популярна до конца XIX века.
В экспозиции вы найдете наследие московского чернокнижника и прародителя стольких легенд, без которых уже нельзя представить старую Москву. Встречайте Брюсов календарь.
«Книга, именуемая Брюсовский календарь». Москва. 1780-е годы. Бумага; печать, гравюра. Переплет XVIII в. Картон, кожа.
Гравюра на меди «Месец декемврий».

В 1709 году в типографии В.А. Киприанова был выпущен первый в России светский печатный календарь – Большой Брюсов календарь на 6 листах. Календарь строился на астрономических расчетах взаимного расположения на небосклоне планет, Солнца, Луны и звезд. Он содержал астрологические предсказания погоды, войн, урожаев, эпидемий.

А какая красота предстанет перед вами, когда распахнутся страницы с древней музыкой записанной крюками.
Октай (на крюковых нотах). Гуслицы. Конец XIX века. Бумага, чернила, тушь, акварель, золотая краска; раскарска, нотное письмо, полуустав.
Переплет XIX в.; дерево, кожа, одна металличсекая застежка; тиснение.

В книге представлены песнопения, исполняемые во время церковной службы. Яркие цвета в сочетании с золотой краской передают радостное настроение молитвенного песнопения Богородице.
Гравировальная доска. «Поучение о бренности жизни и об иночестве».
Соловецкий монастырь. Вторая половина XVIII века. Красная медь; ковка, гравировка.

Доска напечатана в гравировальной мастерской Соловецкого монастыря. Использовалась для получения большого количества оттисков. Доски быстро спечатывались, выбрасывалась как ненужные, поэтому гравировальная доска является большой редкостью. Текст в орнаментальной рамке, выполнен в зеркальном отображении. На гравюре изображены два монаха перед раскрытым гробом, возле гроба голова Адама. Над ними смерть с косой и крылатым конвертом (символом времени). На доске напечатаны тексты: синодик, «Молитва о своем окаянстве святителя Дмитрия Ростовского», «Слово от старчества на пострижении монахов».
Нестор Амбодик «Избранные емвлемы и символы на российском, латинском, французском, немецком и английском языках объясненные…».
Санкт-Петербург, В Императорской типографии. 1811 год. Бумага; печать, гравюра.
Переплет XIX века; картон, бумага «под мрамор», кожа; золотое тиснение.

Эмблемы из книги разбежались повсюду и стали очень популярны. И вот они уже на печных изразцах.
Изразец печной стенной гладкий расписной. Середина XVIII века. Глина красная, эмали цветные; роспись, обжиг.

Кончено экспозиция не ограничивается только книгами, гости смогут увидеть иконы, принадлежности для письма. И как же без новых технологий, вы сможете полистать книгу «От азбуки Ивана Федорова до современного букваря» и узнать много нового о первой книге в судьбе каждого человека. И еще экспозиция дает редкую возможность насладиться иконами без стекла и с прекрасным освещением. Для разжигания любопытства маленький пример. А что изображено на иконе  и где она находится в экспозиции, вы сможете узнать посетив книжную сокровищницу во дворце Алексея Михайловича в Коломенском.

.

И до встречи на выставке с лучшим другом – книгой.


Адрес: проспект Андропова, д.39. Проезд до ст. м. Каширская. От ст. м. Коломенская добираться не удобно и далеко. Карта тут.
Режим работы: вторник – пятница, воскресенье с 10.00 до 18.00, суббота с 11.00 до 19.00
Понедельник - выходной.
Цена билета: 200 руб. Есть льготы.
Внимание: Правило бесплатного посещения в третье воскресенье месяца на вытавку не распространяется.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: МГОМЗ, МЗП Коломенское, выставки, отчёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments