mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Category:

Музей Книги при РГБ.

На днях мы побывали в музее нашей мечты. При Российской Государственной библиотеке есть Отдел Редкой Книги, второе название которого - Музей Книги. Это волшебное место, куда обязательно нужно сходить каждому библиофилу.
Отдел редкой книги выделился ещё в Румянцевском музее в 1918 году. Предполагалось, что он будет собирать и хранить старопечатные книги. Идея музея книги так же появилась давно. Сначала создавались выставки книжных сокровищ из фондов Румянцевского музея, затем в 20-е годы появился музей при книжной палате, позже его фонды передали Государственной библиотеке им. Ленина, созданной на основе фондов Румянцевского музея. Остался при библиотеке и отдел редкой книги, название которого постепенно срослось с названием "Музей Книги". Здесь собирают, комплектуют и изучают книги и здесь же их экспонируют.
Помещение, в котором расположен экспозиционный зал музея, строилось специально для него в 50-х годах. И здесь находится буквально Музей с большой буквы. Всё оформление зала относится к 50-м годам, а потому посмотреть стоит и на него. Например, обратить внимание на витрины орехового дерева, стилизованные под древние скриптории. Войдя сюда я невольно вспомнила "Имя Розы" Умберто Эко и описанный им скрипторий погибшего монастыря ярче прорисовался в моём воображении.

Общий вид зала.

Нынешняя экспозиция музея демонстрирует посетителям книгу традиционной формы в современном восприятии. Показывает книгу как предмет, как форму, как произведение искусства. Конечно, невозможно говорить о предмете, не учитывая содержание, тем более, если этот предмет - книга. Ведь содержание, это главная её часть. И здесь, на стендах вы увидите прекрасное сочетание и того и другого.
С экспонированием книги есть некоторые сложности. Из книги не так легко сделать музейный экспонат, ведь любая книга, которая хранится в библиотеке, в первую очередь хранится там для того, чтобы её можно было читать. А потому, порой вы можете увидеть на выставочной витрине табличку "экспонат выдан в читальный зал". Конечно это происходит только в том случае, если книга хранится в единственном экземпляре. Более того, книги нельзя долго хранить в открытом виде, а потому экспонаты на стендах меняются. Но сохраняется общая тематическая канва и соблюдается основная позиция музея - рассказать о книге всё.

Общий вид зала.

Конечно же, очень сложно выбрать какую-то одну книгу и сказать, что именно она-то и передаёт всё то, что необходимо для знания об эпохе её создания. В отделе их хранится более трёхсот тысяч, а экспозиционный зал не так велик. И всё же, работники музея удивительным образом подбирают именно те экземпляры, которые буквально притягивают взгляд. С самых первых витрин вы погружаетесь в волшебный мир. Мир этот разделён на небольшие разделы, демонстрирующие книгу с различных ракурсов. Здесь вы узнаете о том, как менялась книга с течением времени, преобразуясь из свитка в кодекс, сколь различными были материалы, из которых её изготавливали и как разнообразен мог быть её размер. Есть тут разделы посвящённые истории печати, искусству книги, отдельным её элементам, технике иллюстрирования, интересным первым изданиям и книгам необычной формы, библиофильской книге, факсимильным изданиям и книгам с необычной судьбой. Важно ещё и то, что 90% представленных книг, это подлинники. Если в описании книги указано, что это 15 век, значит так оно есть. Впрочем, есть тут и факсимильные издания, о чём конечно же тоже указано в описании. А описание сопровождает каждую книгу и вы сможете самостоятельно ознакомиться со всеми экспонатами и узнать много нового, не прибегая к помощи экскурсовода.

Витрина с первыми книгами.

Начинается экспозиция с рассказа о самых первых книгах. Здесь есть древнейшие представители книжной истории, такие как книга на папирусе, на пальмовых листьях и книга свиток. Здесь же представлен и кодекс (от нем. Kodex из лат. codex, «книга») — одна из древних форм книги со страницами, как у современных книг. Кодекс можно назвать прототипом сегодняшних книг. Появившись в Древнем Риме, кодекс сменил неудобный для письма свиток. С кодексом связано появление переплёта, соединённых в тетради страниц, а также приёмов их оформления. В современной библиографии словом «кодекс» именуют любой сборник (библиотечную «единицу хранения») старинных рукописей, преимущественно Средних веков.
"Манесский песенный кодекс" - сборник песен на средневерхненемецком языке.

Это факсимильное воспроизведение способом цветной фототипии иллюминированной рукописи XIV в. (хранится в библиотечном собрании Гейдельбергского университета).
Факсимиле (от лат. fac simile - букв. «делай подобное») — воспроизведение всякого графического оригинала — рукописи, рисунка, чертежа, гравюры, подписи, монограммы, — передающее его вполне точно, со всеми подробностями.

Есть здесь витрина демонстрирующая книги самых разных размеров. От крошечных, до огромных. Например, есть вот такая малютка:

Олимпийская клятва на семи языках. Размер 6х6 мм.

Это одна из самых маленьких книг в мире. Она издана в Мюнхене в 1964 году и содержит олимпийскую клятву на семи языках (немецком, французском русском, английском, финском, шведском, итальянском). Текст напечатан с гравировального клише. Лупа для чтения вмонтирована в прозрачный футляр.
А вот огромная книга:

Факсимильное воспроизведение "Атласа Великого Курфюрста" 1661 г. Размер 79х50 см.

Оригинал книги ещё больше - 170х111 см, а вес 125 кг. Книга содержит: общую карту мира, карты материков, стран, морей. На полях - изображения городов, костюмов, правителей, гербов.

В отделе, посвящённом различным материалам, из которых изготавливалась бумага, вы сможете проследить историю её развития. В конце XVIII века бумагу начали изготавливать машинным, а не ручным способом. Тогда же стали задумываться, чем можно заменить тряпьё, которое использовалось до конца XVIII века. Предлагались самые разные материалы: осиные гнёзда, тополиный пух, водоросли и многое другое. В экспозиции музея есть книга немецкого учёного, который предложил свои варианты сырья, изготовил бумагу и на этой бумаге напечатал книгу.

"Древнейшие источники производства бумаги, открытые в природе, с приложением новых материалов..." (Дортмундт, Лейпциг, 1799 г.)

Книга напечатана на бумаге из природных материалов, описанных в ней же. Кроме неё, вы увидите еженедельную газету "Новости дня" за 1893 год, напечатанную на атласной ткани и молитвенник, вытканный на шёлке.

Молитвенник, вытканый по образцу рукописных иллюминированных молитвенников XIV - XVI вв. (Лион, 1886)

Текст, иллюстрации и рамки вытканы чёрными нитками на сером фоне на лионском шёлке по рисункам художника Р.П.Ж. Ервье (R.P.J. Hervier) на фабрике Ж.А. Анри (J.A. Henry) в Лионе.

Вчера мы рассказывали вам о выставке "Апостолы книги" и о первой русской точно датированной печатной книге «Апостол». Здесь вы тоже сможете увидеть эту книгу.
Апостол. М.: Печатный двор, 1 марта 1564. 268.

Первая датированная русская печатная книга, изданная московскими первопечатниками Иваном Фёдоровым (ок. 1510-1583) и Петром Мстиславцем. В послесловии к изданию рассказывается об истории создания государственной типографии, задачах и целях организации книгопечатания на Руси.
Полиграфическое исполнение книги исключительно высоко как по качеству набора и печати, так и по оформлению. Издание украшено 48 гравированными заставками и 22 инициалами. Фронтиспис - гравюра с изображением апостола Луки.
"Апостол" стал образцом полиграфического искусства для последующих изданий Московского Печатного двора.
Есть тут и переиздание этой книги, напечатанное во Львове.

Отдельный раздел посвящён появлению и развитию титульного листа в книге. Ещё в XV веке титульный лист отсутствовал, книга начиналась прямо с основного текста. Затем, постепенно, стали появляться сведения о том кто и где напечатал книгу, но сведения эти могли быть оформлены самыми разнообразными способами. Это могли быть стихи, где рассказывалось и об авторе книги, а могла быть отдельная небольшая колонка, упоминающая лишь год и место издания. А уже в XVI веке титульный лист стал классикой для западной книги и в XVII веке для книги русской.

Первый титульный лист в книгах московской печати.
В книге: Канонник. - М.: Печатный двор, 1641. - [416] л . Печатник - В.Ф. Бурцов.

Невероятно интересен раздел рассказывающий об истории техники иллюстрирования. Вы узнаете о гравировании, линогравюре - гравировании на линолеуме, увидите оригинальную медную печатную форму в технике резцовой печатной гравюры и в технике пунктирной манеры. Прочитаете о литографии и офорте, цинкографии и автотипии. И увидите примеры всех этих техник.

Оригинальная медная печатная форма в технике резцовой гравюры и оттиск с неё.
Начало XIX в. Гравировал И.Г. Липс (1758-1817) по рисунку немцкого художника П.И. фон Корнелиуса (1783-1867).

Рассказывая про музей, я не добралась ещё и до середины. Тут хрантся книги с удивительной судьбой. Не только представители средневековья, но и первые издания великих русских писателей, таких как А.С. Пушкин, М.Ю. Лемонтов, Н.В. Гоголь. Я нашла любовю свою, первое издание М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Отдельный стенд посвящён книгам, принадлежавшим семье последнего Императора Всероссийского.

Книга, принадлежавшая великой княжне Татьяне Николаевне (1897-1918), с её автографом.
Открытка с портретом великой княжны Татьяны Николаевны и её стихотворным поздравлением матери - императрице Александра Фёдоровне (Царское село, 18 апрея 1910 г.) Современное воспроизведение.


Мы рекомендуем вам посетить музей самостоятельно. Увидите всё своими глазами. Тем более, что вход в музей бесплатный, а описания, прилигающиеся к экспонатам очень подробные и интресные.
А мы посвятим ему ещё не один наш пост, рассказывая о сокровищах, таящихся в его глубинах.

Адрес:
ул. Воздвиженка, д. 3, Российская государственная библиотека, корпус "Г", подъезд 3(рядом с подъездом - ориентир - фонтан с дельфином), 4 этаж. Проезд до ст. м. «Ар­бат­ская», «Алек­сан­дров­ский сад», «Бо­ро­виц­кая», «Биб­лио­те­ка им. В. И. Ле­ни­на». Картат тут.
Время работы: понедельник - пятница - с 10.00 до 17.00, в субботу - с 10.00 до 16.00.
Воскресенье - выходной. Последний понедельник месяца - санитарный день.
Вход бесплатный для всех категорий посетителей.
В музее проводятся экскурсии. Запись на экскурсии ведется заранее, 15-го числа каждого месяца на следующий месяц. 15-го числа запись очная, т.е. надо приехать в музей, с 10.00 до 16.00 часов. Начиная с 16-го числа продолжается запись по телефону (8-495-622-86-72) для тех, кто не успел приехать 15-го, но уже на оставшиеся места.
Экскурсии проводятся для школьников не моложе 5 класса (т.е. начиная со средней школы), студентов и взрослых.
Индивидуальных экскурсий нет, группа должна быть не менее 5-6 и не более 15 человек.
Стоимость на группу: школьники и студенты - 1200 рублей (группа - 15 детей + 1 взрослый сопровождающий); взрослые - 2400 рублей (группа - 15 человек). Оплата осуществляется в день экскурсии, в Маркетинговом центре библиотеки, в нашем же корпусе.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: бесплатно, музей Книги РГБ, отчёт, постоянная экспозиция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments