mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка «Императорский фарфоровый завод. Диалог эпох» - отчёт.

25 сентября в анфиладах Царицынского дворца открылась выставка «Императорский фарфоровый завод. Диалог эпох». Приуроченная к 250-летию Эрмитажа и 270-летию Императорского фарфорового завода выставка показывает все многообразие шедевров созданных мастерами завода и по праву называющихся белым золотом королей. Блеск золота и белоснежных поверхностей сверкает на гранях сервизов и предметов необычных форм, которые подарил нам 20 век. Здесь вы узнаете не только историю фарфора в России, но и различные стороны его применения. Некоторые из них будут настолько необычны, что вызовут восхищение любого зрителя. А уж зал украшений заставит затрепетать сердце любой модницы.

Вид одной из витрин.

С чего начать рассказ о коллекции предприятия, сохраняющего вековые традиции? Начнем с самого начала, когда Елисавета Петровна пожелала иметь фарфоровый завод в России. В 1744 году открылась Невская порцелиновая мануфактура, на которой трудился Виноградов Дмитрий Иванович. Именно он сумел создать рецептуры для российского фарфора.

Табакерка пакетовая с адресом на имя В.В. Криницына. 1764 г. Каллиграфия Л.Г. Терского (?).
Фарфор, роспись надглазурная двухцветная, металл, гравировка, золочение. Государственный Эрмитаж.

Это одна из самых ранних вещей русского производства, представленная на выставке. Вот с таких табакерок и начиналось производство, это начало, от которого мастера ушли далеко вперед и достигли невообразимых высот в своем мастерстве.

Рассказать обо всех предметах невозможно, за каждым история, труд мастера. Да и ничто не сможет заменить личностного общения с предметом искусства. Мы постараемся крупными мазками пройтись по огромному выставочному пространству и привлечь ваше внимание к некоторым предметам потрясшим наше воображение.


Предметы из сервиза великого князя Константина Николаевича с монограммой «ВККН». 1848. Проект Ф.Г. Солнцева.
Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Государственный Эрмитаж.

По проекту придворного архитектора Ипполита Антоновича Монигетти (181901878) был создан парадный сервиз для яхты императора Александра II «Держава». Оформление сервиза включает государственную и морскую символику, в том числе и вензель императора Александра II.
Предметы из парадного сервиза императорской яхты «Держава». 1871-1878 гг., дополнения 1880-х гг. к основному составу.
Проект И.А. Монигетти.

Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота. Государственный Эрмитаж.

Предмет из чайного сервиза с изображениями букетов цветов. 1826 г.
Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Государственный Эрмитаж.

Производство не ограничивалось только сервизами, огромный ассортимент сложнейших форм освоил завод за время своего существования под сенью короны императоров всероссийских.

Скульптура «Балерина Т.П. Карсавина». 1930-е. По модели скульптура С.Н. Судьбина 1913 г.
Бисквит. Императорский фарфоровый завод.

Встреча веков, перелом эпох, который создал модерн замечательное время Belle Époque, которое проецировало свои взгляды на все грани искусства – архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство. Мастера завода тоже шли в ногу с эпохой art nouveau и закружились в вечном хороводе сказочные русалки и пространство вокруг вазы ломается, становится таким же сказочным и эфемерным.

Ваза «Хоровод русалок». 1904. Эскиз А.К. Тимуса 1901 г., формовщик – П.В. Шмаков.
Бисквит, роспись полихромная по бисквиту. Государственный Эрмитаж.

Но двадцатый век, с его потрясениями, только набирал обороты, и золото императорского фарфора сменилось агитационным пролетарским смыслом. Интересен факт, что агитационный фарфор создавался на заготовках (белье) императорского периода, с уже проставленными клеймами царского времени.
Виды клейм завода после февральской революции.

Блюдо «Путь к социализму» 1927г. Автор и исполнитель росписи З.В. Кобылецкая.
Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота.

Новое время не могло обойти и новые направления в искусстве, так началось сотрудничество завода с Казимиром Малевичем и появлением форм супрематизма на сервизах нового времени.

Тарелка «Милиция». Середина 1920-х. Автор композиции А.Н. Самохвалов.
Фарфор, роспись надглазурная полихромная. Государственный Эрмитаж.



Чайник формы К.С. Малевич. Фарфор. ГМЗ «Царицыно»

Авангард, ворвавшийся в закрытый мир фарфора, создал волну творческих поисков и навсегда закрепился в русском искусстве и в истории белого золота. Быстро меняющийся двадцатый век подхватил и мастеров завода, которые отзывались на требования новых вкусов, в том числе, партии и правительства.

Ваза «Моссовет» 1954. Автор росписи –Л.В. Протопопова, автор формы – Э.М. Криммер. Фарфор, рельеф, роспись надглазурная, позолота, цировка. ГМЗ «Царицыно».

Конец XX века так же принес свои потрясения, очередная угроза над заводом и над его коллекцией. К чести жителей культурной столицы история с продажей ценностей в начале века не повторилась в его конце. Коллекция музея осталась на Родине, перешла в ведение Государственного Эрмитажа. Но что особенно важно она осталась на заводе, где наши современники могут черпать вдохновение в произведениях прошлого, а предприятие делать копии для успешного финансового существования. Выдержал завод лихолетье двадцатого века, сохранил мастеров, драгоценную коллекцию. Будем надеяться на его успешную деятельность в будущем.
А мастера уже идут в ногу со временем, посмотрите на украшения из фарфора и одежду.

Браслет «Золото-платина» 2009.
Автор формы и росписи – И.С. Олевская. Фарфор, золочение, патинирование.
Комплект ювелирной пластики «Золото» 2009
Автор формы и росписи – И.С. Олевская. Фарфор, золочение. Императорский фарфоровый завод.


Платья. 2000-2004. Фарфор, ткань, бисер, роспись подглазурная монохромная, позолота.

Мы рассказали вам лишь о малой толике того, что представлено на выставке. Она занимает семь больших залов. Приходите, смотрите и восхищайтесь мастерством наших современников и шедеврами прошлого. Задумайтесь о титаническом труде создателей этих творений, ведь одна ошибка и вместо шедевра получится брак.
Выставка продлится до 11 января 2015 года, в Хлебном доме музея «Царицыно».

Адрес: ул. Дольская, д.1, «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». Станции метро: "Царицыно" или "Орехово".
Время работы: вт, ср, чт, пт; с 11.00 до 18.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 17.30)
суббота - с 11.00 до 20.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 19.30);
воскресенье и праздничные дни - с 11.00 до 19.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 18.30).
Понедельник – выходной день.
Цена билета для взрослых 350 руб. Есть льготы.
Третье воскресенье каждого месяца - день бесплатных посещений.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: МЗП Царицыно, выставки, отчёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments