mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка "Под сводами русского храма. Церковная деревянная скульптура XVII–XIX веков" - отчёт.

Если вы помните, я уже писала, что в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева (МУАР), в аптекарском приказе, с 18 февраля по 20 апреля 2014 года проходит выставка "Под сводами русского храма. Церковная деревянная скульптура XVII–XIX веков". На днях мы эту выставку посетили.
Что я могу сказать? Она прекрасна! Я всегда буквально цепенею, когда вижу церковную деревянную скульптуру. Она производит на меня очень сильное впечатление. Кажется, что передо мной живые люди, те самые, шагнувшие ко мне навстречу из невероятно далёкого прошлого. И они прекрасны, несмотря на всё их несовершенство.
Увы, сейчас храмовая деревянная скульптура практически забыта. Когда-то она наполняла каждый храм, но в 1920-х годах была практически изъята из культурного пространства, погибла, вместе с храмами их их интерьерами. И лишь небольшое количество попало в музеи. Благодаря чему и сохранилось. Многие из этих скульптур выставляются впервые.
Большинство выставленных памятников являются произведениями мастеров провинциальной школы. Они подчёркнуто просты, аскетичны и лишены анатомических изысканий. Тело в форме блока, руки и ноги выглядят как цилиндры, голова, как обобщённый объём, с торчащим клином носа, рёбра обозначены горизонтальными полосами. Однако, они притягивают взгляд. Вглядитесь в их лица. Они полны силы, в них ясно передана эмоция - страдание, отрешённость или боль, надежда или нежность.
Иоанн Богослов. Фрагмент композиции "Распятие с предстоящими".
XVIII-XIX века, Ивановская область. Дерево, левкас, темпера.


Богоматерь. Фрагмент композиции "Распятие с предстоящими".
XVIII-XIX века, Ивановская область. Дерево, левкас, темпера.

Особенно часто в скульптуре представлены образы Ангелов и Херувимов. Они тонки и изящны, у них гармоничные и юные лица. Чаще всего они располагались в ярусах иконостасов, рядом с особо чтимыми иконами, осеняя значимые композиции и сакральные зоны, такие, как Царские врата.

Ангел.
XVIII век, дерево, левкас, темпера, позолота.
Частное собрание.

Отдельный, очень популярный сюжет в церковной скульптуре, это страдания Христа перед распятием, называемый "Христос в темнице" или "Спас Полунощный". Трактовка этого образа отличалась от Западноевропейской. Уходит на второй план физическое страдание. Выделяется именно небесная сущность Иисуса. Он печален и отстранён. Он, как-будто, не замечает ни ударов, ни оскорблений его палачей.

Христос в темнице.
XIX век, дерево, левкас, темпера.
Частное собрание.

Посмотрите поближе на его прекрасное лицо. Оно удивительно живое, при этом такое отстранённое и спокойное.

И ещё одна скульптура "Христос в темнице":

XVIII-XIX века, дерево, левкас, темпера, позолота.
Частное собрание.



Чаще всего такие скульптуры помещали в отдельные ниши. Для них создавали небольшие "темницы", так называемые "преторы", украшали их золочёной резьбой, портьерами и занавесками.

Различные скульптуры могли стоять как отдельно, так и целыми композициями. Вот фотографии фрагментов этих композиций:

Фрагмент композиции "Распятие с предстоящими". Бюст воина.
Середина XVIII века, дерево, левкас, темпера, позолота.
Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева.



Фрагмент композиции "Распятие с предстоящими". Святой Лонгин сотник.
Середина XVIII века, дерево, левкас, темпера, позолота.
Происхождение: трапезная церковь Симонова монастыря в Москве.

Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева.


Фрагмент композиции "Распятие с предстоящими". Бюст воина.
Середина XVIII века, дерево, левкас, темпера, позолота.
Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева.

А вот удивительно красивая дарохранительница. Она исполнена в виде пятиглавого храма. А внутри неё даже устроено подобие церковного интерьера, с алтарной перегородкой и раскрывающимися Царскими вратами. Их изображают створки походного литого складня. Внутри ранее помещались Святые Дары.

Дарохранительница. XIX век, дерево, левкас, темпера, позолота.
Частное собрание.



Тут видна внутри та самая перегородка.

И напоследок Царские Врата. На вратах изображена Тайная Вечеря. Христос и его 12 апостолов за столом.

XVIII век, дерево, левкас, темпера, позолота, металл.
Происхождение: иконостас церкви Вознесения Варфоломеевского монастыря в Москве (1729)
Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева.

Немного поближе обе створки:



Вот такая замечательная выставка. Кроме скульптуры, на ней представлено некоторое количество фотографий интерьеров храмов. И все экспонаты снабжены описанием и довольно полными и интересными комментариями.

Очень рекомендуем эту выставку к посещению.

Адрес: ул. Воздвиженка, д.5/25 (по ссылке схема проезда)
Ближайшие станции метро: «Библиотека им. Ленина», «Арбатская»,
«Александровский сад», «Боровицкая»
Время работы:
Залы музея открыты со вторника по воскресенье с 11:00 до 19:00
В четверг – с 13:00 до 21:00.
Касса работает до 18.30.
В четверг – до 20:30.
Цена билета: полный - 100 руб, льготный - 50 руб.
Билет даёт право посещения постоянной экспозиции музея и всех временных выставок.
Подробнее тут.
Увы, нет каталога выставки, что лично нас очень расстроило.
Tags: МУАР, выставки, отчёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments