mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Category:

ГИМ новая экспозиция. Повседневная жизнь дворянства первой четверти XIX века - отчёт.

В Государственном Историческом музее открылся зал с новой экспозицией, посвящённый жизни дворянства первой четверти XIX века, эпохи правления «голубоглазого ангела», когда развеялся сумрак правления Павла I, и знать окунулась в искрящуюся радость, связанную с восшествием на престол любимого внука Екатерины. Сотрудники музея постарались раскрыть не перипетии военных действий той эпохи, а события мирной жизни, рассказать о русском стиле, который формировался в это легендарное время.


В обрамлении классических интерьеров, которые доступны зрителю, сияют своими гранями сокровища героических времен, которые составляли богатство и блеск знаменитых семейств империи. Более 300 экспонатов, прошедших реставрацию, сверкающим жемчугом рассыпаны по экспозиции, чтобы зритель через эти мемории познакомился не только с художественным стилем эпохи, но и самой историей нашего государства.
Попадая в зал, гость музея погружается в искрящую атмосферу бала. Перед ним проходят предметы одежды и аксессуары для выхода в свет. На некоторых предметах мы постараемся заострить ваше внимание.
Мундир генерала Лейб-гвардии Семеновского полка. Россия. 1817-1825.
Сукно, золотая пряденная нить, канитель, блестки, латунь.

Этот мундир принадлежал императору Александру I и именно в нём он был на балу в Вильно, когда пришла весть о переходе реки Неман Великой армией. Здесь же можно увидеть и фрак денди, костюмы и мундиры того времени. Бал был одной из важных составляющих общественной жизни. На балах «учились влюбляться, любезничать, знать свои обязанности и покоряться обязанностям перед обществом, учились чинопочитанию и почитанию старости» (А. Вяземский).
Желание украсить бальную залу было так велико, а стоимость французской бронзы так высока, что даже богатейшие семьи империи шли на ухищрения, что нисколько не умаляет блеск этих предметов.

Перед вами деревянная люстра из дворца графов Шереметьевых. Навершие в виде Авроры, которая разгоняет ночную тьму, а светильники поддерживают тритоны, которые выныривают из родных российских камышей.

К сожалению много предметов в музей поступило без точных данных места их бытования. Но с помощью рисунков и гравюр интерьеров дворцов специалисты стараются установить историю сокровищ находящихся в фондах музея.
А мы снова вернемся к бальной жизни. Как можно даме было обойтись без таких необходимых мелочей, как веер или забытый всеми паж? Все эти предметы готовы рассказать свою историю в новой экспозиции.
Веер. Россия (?). Конец XVIII в.
Кость, фольгоа, блестки, шелк, латунь; резьба, золочение, серебрение
.


Перчатки женские. Россия. Первая половина XIX в. Х/б полотно, ручное шитье.
Паж для платья. Россия, Владимир. 1825. Серебро.

Портбуке. XIX в. Серебро.

Паж – это приспособление с зажимом для поддерживания подобранной длинной юбки. Портбуке - приспособление для держания цветов в руке в виде серебряной воронки с округлым закрытым нижним концом.

Портбуке. XIX в. Серебро.

Посетители смогут увидеть в экспозиции свидетеля допожарной Москвы со своей историей. Это белоснежная печь украшенная гордым орлом и благородным лебедем.

В 1806 году в Москве строится дом для купца Усачева, который изготавливал пиво. В 1930-х годах, когда проходила реконструкция нашего города, дом снесли, а печь попала в музей. Дом же сей находился на Тверской, где сейчас располагается магазин «Москва».
Печь изразцовая. Россия (?). Начало XIX в. Глина красная, рельеф, белая полива.


Лопатка и щипцы каминные. Франция.
Первая четверть XIX в. Бронза, литье, чеканка, золочение.

А эти бронзовые лебеди помогали управляться с углями в каминах дворцов. Французская мода проникала в Россию, где копировалась и переосмыслялась на наших заводах.

Кроме балов, устраивались ещё ужины, обеды, званные вечера. Как вы сами понимаете, здесь нельзя было обойтись без посуды. И музейная экспозиция демонстрирует посетителю тарелки с шутливыми надписями на французском языке.

Надпись на этой тарелке гласит: «Безжалостно гоните этих домашних куриц, выращенных на вашем дворе и всегда тощих».

Тарелки с шутливыми надписями на французском языке.
Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург, 1800-е.
Фарфор, надглазурная роспись, золочение
.

А здесь написано: «Вашему повару, которым вы довольны, теперь вы должны воздать должное».
Тарелки с шутливыми надписями на французском языке.
Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург, 1800-е.
Фарфор, надглазурная роспись, золочение
.

Постепенно зритель покидается бальную залу и попадает в мужской кабинет. И здесь уже царствуют предметы милые мужскому сердцу. Имитация ковра 1801 года увешана персидским оружием, шпаги и пистолеты сверкают холодным блеском металла.
Шпага гражданская. Россия. Вторая четверть XIX в.
Сталь, латунь, дерево, перламутр, сукно, ковка, литье, позолота.


Дуэльный гарнитур с кремневыми пистолетами. Мастер Ж.Лепаж. Париж, 1908.
Сталь, дерево, золото, гравировка.

Не только оружие представлено в мужском кабинете но игральные карты, визитки. И все это свидетели эпохи. Игральные карты представляют деятелей антинаполеоновской коалиции, по ним уже можно изучать историю, а тогда они были отражением большой европейской политики в повседневной жизни.

Экспозиция также показывает нам мемории, которые связаны с пушкинской эпохой. Это визитные карточки, без которых не мог обойтись ни один светский человек. Карточки собирала Зинаида Юсупова. В месте со всем юсуповским архивом они попали в фонды музея.
Визитные карточки.
А.С Пушкина, Н.Н. Пушкиной, П.А. Вяземского, И.А. Крылова, Е.П. Растопчиной. Россия. 1830-е.

В это же время радикально изменилось общественное и семейное положение женщины-дворянки. Теперь она – царица бала, хозяйка салона – имела в доме свое пространство, где занималась не только традиционным рукоделием, но и музицировала, рисовала, читала и принимала гостей.

Сундук. Германия. 1825. Различные породы, фруктовых деревьев, дуб, лак, бронза.


Кайма шалевая. Мануфактура Надежды Мерлиной. Росиися. 1820-е – 1830-е.
Цветная шерсть, двустроннее ткачество. Ручная работа
.

Из шерсти сайгаков создавалась тончайшая нить, которая окрашивалась натуральными красками. Из 13 грамм выделывалось 4,5 километра нити, крепостные девочки с тонкими пальцами ткали это чудо. Челнок был с елочную иглу. Этот каторжный труд крепостных создавал прекрасные произведения, которые имели право на знак качества государственного двуглавого орла.

Эпоха Александра I создала, как говорил Пушкин, женщину читающую. И библиотека стала обыденным явлением в дворянской усадьбе. Но дань моде создала и библиотеки обманки.
Ложная библиотека. Россия. Первая половина XIX в.
Дерево, бумага, масло; окраска.

Мир детства также нашел отражение в новой экспозиции. Ее жемчужиной является коляска созданная для годовалого князя А.И. Барятинского (1815 – 1879). Ее реставрация заняла два года и вот она представлена зрителю.

Коляска детская. Россия. 1816.
Дерево, металл, ткань, кожа; столярная и слесарная работа, ковка, раскраска, шитье.

Мы рассказали вам о небольшой малости сокровищ, которые представлены в зале музея. Приходите в Исторический музей, который приготовил нам такой подарок. Еще хочется рассказать о новинках, которые придумали сотрудники музея. Перед некоторыми описаниями предметов вы сможете увидеть звездочку (*), этот знак обозначает, что вы сможете подробнее прочитать об этом экспонате в электронной экспозиции. Мониторы с электронной информацией расположены в этом же зале.

Так же, возможно, мы в скором времени увидим описания предметов из экспозиции на сайте музея. А в сувенирной продукции могут появиться карты с изображением деятелей антинаполеоновской коалиции. Будем ждать новых интереснейших сюрпризов от Исторического музея.

За перевод с языка любви на великий и могучий выражаем благодарность rina_bel


Адрес: Государственный Исторический музей, Красная пл., 1.
Режим работы: пн, ср, пт, сб, вс, с 10:00 до 18:00 (касса до 17:30) чт,с 11:00 до 21:00 (касса до 20:00)
вторник - выходной.
Цена билета: 300 рублей. Есть льготы.
Обратите внимание, есть интересное предложение для родителей с детьми.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ГИМ, музеи, отчёт, постоянная экспозиция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments