mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Один экспонат - модель Большого Кремлевского дворца Василия Баженова

В Государственном музее архитектуры имени А.В.Щусева есть один экспонат. Сейчас он единственный представитель постоянной экспозиции. Но, что это за экспонат! Это модель грандиозного и новаторского Большого Кремлевского дворца, который должен был по замыслу Екатерины II навсегда изменить Москву.

Фрагмент макета Большого Кремлевского Дворца архитектора В.И.Баженова.

«Не крепостью неприступной мыслю я себе Кремль, в коем от врагов когда-то удобно было скрываться, а местом добродетели, просвещения и славы народной». Вот так мыслил себе великий русский архитектор Василий Иванович Баженов новое устройство Кремля.


Архитектор В.И. Баженов. Фрагмент семейного портрета. 1770-е гг.
Из собрания ГНИМА им. А.В. Щусева

Кремлевский Дворец стал первой большой работой Баженова. По его замыслу дворец должен был огибать Кремлевский холм со стороны Москвы-реки и иметь спуск к ней. Центром композиции была овальная площадь с колоннадами и амфитеатром для зрителей. К ней должны были сходится радиальные улицы центра Москвы.

Проект центральной части по набережной Москвы-реки.
Чертеж мастерской Василия Баженова. Бумага, тушь. 1769г.

Важным этапом в разработке архитектурного проекта стала модель дворца. В процессе постройки модели оттачивались детали планировки, внешней архитектуры дворца.

Фрагмент проектной модели Большого Кремлевского дворца.
Архитектор Василий Баженов. Дерево, левкас. 1769-1773 гг.

Модель выполнена из липового дерева, карнизы резались из клена, во внутренней отделке использовались яблоневое и грушевое дерево. Миниатюрные детали (капители, розетки) отливались из свинца. Скульптурный орнамент выполнен из гипса.
Над моделью дворца, который должен был представить миру триумф Екатерины II, работала команда лучших мастеров из разных стран. Скульпторы Захар Урядов и Иван Ясыгин, медальер Федор Стоянов, живописец-перспективист Михаил Максимов были выпускниками Академии художеств. Для росписи интерьеров были приглашены Иван Некрасов, Федор Милашев, Иван Марченков, некоторое время работал польский живописец Иван Лигоцкий. Немецкий скульптор-декоратор Иоганн Юст выполнил работу по отливки миниатюрных капителей, барельефов. Руководить столярными работами пригласили немецкого мастера Иоганн Миллера . Токарные работы по созданию колонн для модели производились мастерами Гаврилой Сидоровым и немцем Вальберхом.
Для создания модели в октябре 1769 года рядом с Арсеналом в Кремле был создан специальный деревянный модельный дом. Работа над моделью не прекращалась даже во время Чумного бунта, когда были разгромлены Чудов монастырь в Кремле, но к счастью ни мастера, ни их работа не пострадала. Уже в процессе работы модель стала московской достопримечательностью, с мая 1771 года, по личному разрешению Екатерины II в модельный дом стали допускать посетителей, «кроме подлого народу».

Начало земляных работ по строительству Большого Кремлевского дворца.
Рисунок М.Ф.Казакова. 1772 год.

Подготовка к торжественной церемонии закладки Большого Кремлевского дворца.
Рисунок М.Ф. Казакова. 1773 год.

2 апреля 1771 года работа над моделью была окончена и уже следующей зимой она отправилась в Петербург. Перевозили ее на 120 санях. Модель была утверждена и начались работы по постройке дворца. До мая 1775 года проводились земляные работы. Но по многим причинам, в том числе и расходами на войну с Турцией, работам по постройке дворца не дано было завершиться. Именно в это время были разобраны башни и стены Кремля , выходящие к набережной Москвы-реки.
Модель дворца была перевезена в Москву, в дороге она серьезно пострадала. До начала XIX века она простояла, как экспонат в модельном доме. После постройки в 1810 году Оружейной палаты модель экспонировалась в специально зале, выстроенном для нее. В конце столетия ее передали в Румянцевский музей, где она хранилась в ящиках. И только в 1906 году после реставрации она экспонировалась в Политехническом музее. В 1929 году ее передали в Оружейную палату, где она хранилась в помещениях колокольни Ивана Великого. И вот в 1936 году модель была передана в Музей архитектуры, а в следующем году наиболее сохранившиеся части выставлялись в ГМИИ им. А.С.Пушкина на юбилейной выставке, посвященной 200-летию со дня рождения Баженова. Далее она заняла свое место в зале Большого собора Донского монастыря, филиале музея архитектуры. После передачи монастыря РПЦ МП, модель хранилась в фондах в основном задании музея на ул. Воздвиженка.

Модель Большого Кремлевского дворца архитектора Василия Баженова в Донском монастыре в Москве.
Фотография 1991 год.

И вот, после реставрации, модель снова предстала зрителю. На выставке Вы можете посмотреть фильм, посвященный созданию, реставрации модели. К сожалению фотографировать модель запрещено. Но огромный по размерам буклет, совершенно бесплатно раскроет Вам историю этог шедевра. Так же Вы сможете взять открытки с фотографиями модели, тоже бесплатно.

Выберете время и зайдите посмотреть восьмое чудо света, как о нем отзывались современники. И Вы сможете увидеть грандиозный замысел перестройки Москвы.

Адрес: ул. Воздвиженка, д.5/25 (по ссылке схема проезда)
Ближайшие станции метро: «Библиотека им. Ленина», «Арбатская»,
«Александровский сад», «Боровицкая»
Время работы:
Залы музея открыты со вторника по воскресенье с 11:00 до 19:00
В четверг – с 13:00 до 21:00.
Касса работает до 18.30.
В четверг – до 20:30.
Цена билета: полный - 100 руб, льготный - 50 руб.
Билет даёт право посещения постоянной экспозиции музея и всех временных выставок.
Подробнее тут.
Tags: МУАР, один экспонат, постоянная экспозиция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments