mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Category:

Выставка "Заграничные походы русской армии 1813-1814 гг." - отчёт.

В выставочном зале Государственного научно-исследовательского института реставрации в доме Палибина проходит интереснейшая выставка, посвященная заграничным походам русской армии в 1813 – 1814 годах. Основой выставки являются экспонаты предоставленные коллекционером и реставратором Владимиром Понсовым. Здесь в доме послепожарной Москвы гости смогут увидеть предметы связанные с героическими сражениями и памятными датами нашей истории. Экспонаты магическим образом дополняют дух старого деревянного дома, существующего со времен Александра I. Здесь заиграет стальными бликами оружие, заворожат взгляд старинные гравюры, серебряным отблеском подмигнут награды тех времен.

А мы постараемся привлечь ваше внимание к некоторым экспонатам, редкая возможность увидеть которые у вас есть, пока они не скрылись в личной коллекции. Часть этих предметов была возможность увидеть на выставке в музее-панораме «Бородинская битва», а об одной сабле мы писали отдельно.

Это сабля легкой кавалерии офицерская, наградная образца 1797 года. С надписью «За храбрость» и знаком ордена св. Анны 3-й степени (двойное награждение).


Подробнее о ней можно почитать здесь. А нам остается добавить со слов коллекционера, что в советское время сабля использовалась в театральных постановках в Мариинском театре в качестве реквизита, в 90-е годы XX века была продана в частную коллекцию и, наконец, попала в руки Владимира Понсова.

В рамках выставки экспонируются гравюры с изображением генералов французской армии, формы русских войск, сражений заграничных походов.
Еще один экспонат, который заслуживает внимание, это шпаги офицерские кавалерийские наградные конца XVIII – начала XIX века со знаком ордена Святой Анны 3-й степени.

Одна из этих шпаг была вручена корнету Его Императорского Величества кирасирского полка графу Петру Сергеевичу Миниху I за сражение при Бородине. Впоследствии часть гады была обломана.

Позднее в Германии он заказал точную копию наградной шпаги, она отличается гравированным гербом Минихов на навершии гарды и знаком ордена Святой Анны 3-й степени, который был сделан так же в Германии.

Как вы, конечно, помните - изначально орден Святой Анны был трех степеней, и орден третий степени носился на наружной стороне шпажной чашки (в память о временах, когда орден, врученный цесаревичем Павлом, приходилось скрывать от посторонних) и предназначался для награждения исключительно младших офицеров за боевые заслуги. И только 28 декабря 1815 орден был разделен на четыре степени.

А здесь можно увидеть официальный знак ордена Святой Анны третий степени. Любителям фалеристики будет небезынтересно увидеть награды наполеоновских войн.
Медали за Ватерлоо.

Верхняя медаль, это серебряная медаль за сражение при Ватерлоо герцогства Нассау, была учреждена герцогом Фридрихом Августом 23 декабря 1815 года для награждения офицеров, унтер-офицеров и солдат контингента герцогства Нассау, участвовавшего в этом сражении.
На лицевой стороне этой медали изображена повернутая вправо голова учредителя. По окружности имеется надпись: "Fridrich August Herzog zu Nassau." ("Фридрих Аугуст герцог Нассау."), внизу под обрезом шеи: "I. L." ("И. Л.") - инициалы медальера Иоганна Линденшмита, выполнившего штемпель этих медалей. На оборотной стороне, которой медаль повёрнута к зрителю, изображена стоящая богиня Победы, которая в левой руке высоко держит лавровый венок, увенчивая им стоящего справа воина в древнеримском одеянии, а в правой руке - пальмовую ветвь, символизирующую мир. По окружности имеется надпись: "DEN NASSAUISCHEN STREITERN BEY WATERLOO" (HACCAУСКИМ ВОЙНАМ ПРИ ВАТЕРЛОО"), а внизу под обрезом - надпись в две строки: "DEN 18 JUNI/1815" ("18 ИЮНЯ/1815").
Под медалью герцогства Нассау лежит медаль учрежденная в декабре 1817 года принц-регентом Георгом, будущим королем Англии и Гонновера. Медаль предназначена для награждения солдат королевства Гонновер, принимавших участие в битве при Ватерлоо 18 июня 1815 года.
К сожалению, третью награду мне опознать не удалось.
Медаль Святой Елены (Médaille de Sainte-Hélène)

Это первая памятная французская медаль учрежденная 12 августа 1857 года Наполеоном III. Создана она была для ветеранов Наполеоновских войн. На лицевой стороне изображен профиль Наполеона I, на обратной надпись « Campagnes de 1792 à 1815. À ses compagnons de gloire, sa dernière pensée, SteHélène 5 mai 1821 ». (Кампании с 1792 по 1815. О своих соратниках в славе, его последняя мысль на святой Елене 5 мая 1821.) В 1857 году еще оставалось в живых около 405 тысяч ветеранов, сражавшихся в Великой армии.
Золотые пальмовые ветви ордена Академических пальм.

В 1808 императорский декрет создал для служащих Университета три почетных звания (владелец, должностное лицо университета и должностное лицо академий) предназначенных «отличать знаменитые функции и вознаграждать службу в образовании».
Эти почетные звания, дающие право на пенсию, были включены в право на должность, но даны были только «наиболее достойным своими талантами и службой» членам Университета.
Знак состоял из двойной ветви (образованный пальмовой и оливковой ветвью), вышитый на левой стороне профессорского платья на высоте груди голубым и белым шелком для Должностного лица академии, серебряным - для Должностного лица университета и золотым - для Владельцев (Большие высокопоставленные лица). Во время второй империи декрет от 7 апреля 1866, изданный по инициативе министра Виктора Дюруи, создал компактное оформление в виде металлического знака, подвешенного на фиолетовой муаровой ленте.

На выставке представлена и мелкая пластика, которая отражает наполеоновскую эпоху.
Бюст маршала Франции князя Ю.А. Понятовского (1763-1813). Франция, 1810-е годы. Бронза, золочение.

Наполеон и его маршалы. Германия, конец XIX века. Фарфор, роспись.

Наполеон на острове Святой Елены. Вторая половина XIX века. Бронза, литье.

Две картины из Егорьевского музея, проходящие реставрацию, разбавляют частное собрание и показывают мастерство реставратаров.
Портрет императора Александра I. Холст, масло. Егорьевский историко-художественный музей.
Реставратор В.В. Кузюбердин. Экспонируется в процессе реставрации.

Неизвестный художник. Россия г. Егорьевск. 2-ая половина XIX века. Кончина М.И. Кутузова. Холст, масло.
Егорьевский историко-художественный музей. Реставратор О.В. Коханая, руководитель В.В. Кузюбердин .
Экспонируется в процессе реставрации.

Фрагмент.

Это живописный вариант карандашного рисунка полковника Ивана Ефимовича, адъютанта Кутузова. Ефимович не был художником, но именно его зарисовка стала основой для многочисленных повторений этого сюжета, в том числе и знаменитой гравюры Соломона Корделли.

Друзья, приходите в выставочный зал, смотрите, общайтесь с экспонатами, вспоминайте историю нашего государства. И конечно не забудьте про самый главный экспонат этой выставки – дом Палибина.


Адрес:ул. Бурденко, 23. Проезд до станции метро "Парк Культуры", "Киевская".
Время работы: С понедельника по пятницу с 10:00 до 17:00. Если дверь закрыта, звоните в звонок и ждите, вам обязательно откроют.
Работники института реставрации чаще всего находятся в доме до 21:00, так что, если вы пришли после 17:00, позвоните в дверь, попроситесь на выставку, есть очень большой шанс, что вас впустят.
Суббота, воскресенье - выходной.
Цена билета: бесплатно!

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ГосНИИР, выставки, отчёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments